00:45 / 10.12.2020Астраханских мусульман возмутили рейды у мечетей

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Силовики после пятничных намазов проводят рейды у мечетей в Астраханской области и задерживают мусульман после проверки документов без объяснения причин. Подобные мероприятия унижают и пугают верующих, указали опрошенные "Кавказским узлом" мусульмане.

Как писал "Кавказский узел", 27 ноября силовики в Астрахани после проверки документов посадили в автобусы несколько десятков мусульман, выходивших из Красной мечети после намаза, и доставили в отделы, отказавшись пояснять причины рейда.  После фотографирования и снятия отпечатков задержанных отпустили домой. В полиции заявили, что это были мероприятия по поиску людей, скрывающихся от органов следствия и суда. Мусульман задело, что такие проверки проводятся в мечетях в пятничный намаз.

"Я собирался пойти (в мечеть 27 ноября. - Прим. "Кавказского узла") и увидел, что ОМОН (вблизи мечети), все входы-выходы перекрыты. У меня с собой документов не было, поэтому я подумал, что лучше не пойду", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" верующий Абдуль-Хабир, регулярно посещающий Красную мечеть в Астрахани. Он считает, что его бы задержали, как и других людей, у которых не было документов.

По словам Абдуль-Хабира, он планировал пойти в мечеть 4 декабря. "Я заболел, но, если бы не это, то пошел бы [...] Они же второй раз не придут", - добавил он.

Верующий предположил, что рейды у мечети связаны с попыткой оказать давление на имама Красной мечети, "чтобы он не ушел в зону влияния [...] муфтиев - московского и дагестанского".  "За неделю до этого приезжала делегация из Дагестана, ее члены приходили в мечеть, выступали. А до этого приезжал заместитель московского муфтия", - рассказал он.

По словам Абдуль-Хабира, ранее он неоднократно наблюдал рейды у Красной мечети, но уже примерно год их не было. "Раз в год стабильно бывает. Я не меньше 10 лет хожу в эту мечеть [...] были времена, когда довольно часто были (рейды). Это не только у нашей мечети случается", - сказал он.

Он сказал, что рейды силовиков унижают верующих. "Представьте, что речь идет не о мечети, а о доме. И ко мне домой приходят - постоянно, на регулярной основе. Проверяют документы [...] Соседи это видят. А мечеть - это дом Бога. И постоянно приходит полиция, постоянно проверяет", - возмутился Абдуль-Хабир.

Верующий считает, что мечеть - неподходящее место, чтобы искать преступников. "Даже если там один преступник есть, неужели все остальные должны от этого страдать? Это же большое неудобство для людей и унижение", - сказал Абдуль-Хабир.

Верующий Абдулла рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что был в Красной мечети 27 ноября, но его не задержали, хотя паспорта у него при себе не было.  "Особой агрессии (со стороны силовиков) не было", - отметил он.

"Цели их визита не знаю [...] Я склоняюсь к тому, что они это (рейды) формально делают - показать руководству, что якобы работают", - предположил Абдулла.

Он сказал, что раньше силовики приходили не только в мечеть, но и домой к верующим. "(Приходили) перед праздниками, перед Новым годом [...] Это было связано с какими-то событиями", рассказал Абдулла. Он вспомнил, что когда были убиты сотрудники ДПС, рейды приобрели массовый характер. 

4 апреля 2017 года в Астрахани были убиты два сотрудника ДПС, а 6 апреля 2017 года ранили трех сотрудников Росгвардии. По версии следствия, к нападению была причастна вооруженная группа из четырех человек, уроженцев Астраханской области, Чечни и Дагестана. Один из подозреваемых был убит в ходе второго нападения, еще трое убиты позднее, во время спецоперации. Двоих подозреваемых в причастности к группе задержали. 7 апреля 2017 года полицейские и бойцы Росгвардии провели рейд на рынке Большие Исады. Опрошенные "Кавказским узлом" посетители рынка назвали действия силовиков пугающими и усомнились в их эффективности.

"Если есть причина (для рейдов) - то это же работа, для безопасности [...] Если они просто пришли, для галочки, то это, конечно, возмутительно", - сказал верующий.

Он сказал, что не боится ходить в Красную мечеть после рейдов. "Опасений никаких нет. Я ничего не сделал такого", - отметил Абдулла.

Верующие рассказали, что за неделю до рейда у Красной мечети (20 ноября) аналогичные мероприятия прошли у мечети в селе Растопуловка в Приволжском районе. "Меня в тот день не было, я работал. Знаю всё понаслышке. Мне позвонили ребята и рассказали, что там происходило. По их словам, [...] забирали всех. И якобы сказали, что это проверка паспортного режима, миграционная служба. Начали проверять паспорта - местные жители все с паспортами ходят в мечеть, и все на машинах приехали - водительские удостоверения были", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" верующий Рамиль. Полицейские пояснили, что верующих забирали якобы для профучета, сказал он. "Хотя такого по закону такого вообще нет. Это с Кавказа пошло", - отметил Рамиль.

Регулярные пятничные рейды проходят у мечети "Тангим" в Махачкале. Сотрудники силовых структур в Дагестане собирают дополнительную информацию о людях, поставленных в разное время на профилактический учет, сообщил журналист Идрис Юсупов. Профучет продолжается, однако его меры стали менее навязчивыми, чем раньше, отметили представители "Мемориала". Профучет является одним из способов профилактики правонарушений и рецидива преступлений, отмечается в справке "Профучет в МВД РФ", подготовленной "Кавказским узлом".

По словам Рамиля, задержанных на автобусе, "под автоматами" повезли в отдел силовой структуры. "Там у них взяли отпечатки пальцев  [...] люди возмущались", - рассказал он. Рамиль рассказал, что задержанным начали подсовывать бумаги о том, что люди отпечатки пальцев добровольно сдавали. "Отпечатки у тех, кто дал согласие, взяли, и всех выгнали. Даже домой не отвезли, люди добирались на такси, кто на чем", - сказал он.

Подобные рейды возмущают верующих, сказал он. "Мы мирные жители. Если вдруг какой-то экстремист появится, не дай Бог, мы сами будем с ним бороться, первые же о нем сообщим [...] Здесь наши дети, старики живут. Нам террористы, экстремисты, которые призывают к войне или еще чему, не нужны", - сказал Рамиль.

"Я был тогда (20 ноября) в мечети (в Растопуловке), меня забрали. Забирали не всех. Паспорт у меня был, я им его показывал. Более того - даже на свой дом указал, он неподалеку от мечети находится. Но все равно забрали. Погрузили людей в небольшой автобус, может, человек пятнадцать. Я одним из первых вышел из мечети, поэтому не видел, что дальше происходило. Я думал, что раз паспорт с собой, то сейчас посмотрят - и пойду домой", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Амир.

Он сказал, что слышал о проведении какой-то операции, но сам не спрашивал у силовиков, что происходит. Амир рассказал, что задержанных пообещали отпустить после подписания документов и взятия отпечатков. "Потом раздали бумаги, а это добровольное заявление на дачу отпечатков, как бы согласие. Я им сказал, что это добровольно должно быть. Они сказали: "Да, вот заявление". Я сказал, что не буду писать. И не стал. Они сказали, что мне тогда придется подождать, пока они с остальными разберутся. В итоге у меня отпечатки не взяли, но отпустили последним, часа через три", - отметил Амир.

По словам верующего, из-за отказа сдать отпечатки ему сказали, что он "нервничает". "Я сказал, что не нервничаю, а просто привык к уважительному отношению [...] Домой пришлось добираться своим ходом", - рассказал Амир.

Он считает, что преступников нужно искать, но не такими методами.  "Считаю, это неправильно. Нельзя человека взять и задержать. Тем более гурьбой, у мечети, а потом извиниться и отпустить", - возмутился Амир. Он сказал, что  его задели действия силовиков. "Нужно быть разборчивей в своей работе. Нельзя просто так брать людей на улице [...]  Права человека все-таки (нарушаются), в Конституции у нас прописана свобода вероисповедания", - заключил Амир.

В ноябре также был проведен рейд у мечети №34 на Аэропортовском шоссе, рассказали верующие. "В пятницу выходят наши верующие - и точно такая же картина (как у Красной мечети) [...]  У нас мечеть маленькая. Стоял спецназ с автоматами, в масках. По очереди смотрели паспорта, проверяли. Недели четыре назад это было. А до этого было (рейд) менее года назад, весной или в начале лета", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла"  член совета исламской религиозной организации "Махалля 486" (мечети №34) Асия Махмутова.

Она рассказала, что в ноябре силовики задержали верующих у мечети и посадили всех в микроавтобус. "Человек 15-20, может. У кого-то то ли паспортов не было, то ли непорядок с документами", - рассказала Махмутова. По ее словам, задержанных отвезли в отдел силовой структуры, там сняли отпечатки пальцев, сфотографировали в профиль и анфас. "Создают нам проблемы постоянно [...]  В следующую пятницу намного меньше верующих пришло (в мечеть)", - говорит Махмутова.

По ее мнению, такие рейды возмутительны. "(Верующие) совершили намаз. И вдруг такое к ним отношение [...] Они же рабочие все, среди дня прибежали, просто чтоб исполнить свой долг, ненадолго, а вынуждены сидеть там (в отделе силовой структуры) по два-три часа", посетовала Махмутова.

Выяснить, с чем были связаны рейды, ей не удалось, в Духовное управление мусульман у нее дозвониться не получилось, сказала она. "Даже трубку не брали. Всегда берут, а тут не вязли. Я хотела спросить, может, они как-то вмешаются", - пожаловалась Махмутова. 

Еще один рейд прошел в мечети в поселке Володарский в Володарском районе, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Сауле. "Это было пару месяцев назад, когда сбежали дагестанцы из тюрьмы [...] В пятничный день,"  -  сказала она.

22 сентября шесть заключенных сбежали через подкоп из колонии №2, расположенной в поселке Шамхал под Махачкалой. 30 сентября МВД по Дагестану заявило, что все беглецы задержаны в Калмыкии. После побега заключенных дагестанское управление Следкома возбудило уголовное дело о халатности (статья 293 УК РФ). Младший инспектор группы надзора отдела безопасности в дагестанской колонии был  заподозрен в халатности. Его коллега из Центра трудовой адаптации осужденных, обвиненный в превышении полномочий, по решению суда арестован. В колонии выявлены нарушения в оперативно-розыскной деятельности и воспитательной работе с осужденными, заявила Генпрокуратура РФ.

"По окончании намаза все расходились уже. Услышала шум, гам, грохот. Женщины отдельно от мужчин делают намаз. На улице мы увидели солдат с автоматами, в масках. Нам сказали: "Проходите, не задерживайте". В калитку нас не выпустили, выпустили через основные ворота. И, проходя через эти ворота, я увидела скопление мужчин, которые делали джума-намаз. А в воротах, на выходе, стояли солдаты и автобус стоял военный. И туда заводили по одному, требовали предъявить документы", - рассказала Сауле.

По ее словам,  в это время в мечети шел ремонт, помогали ребята из Дагестана. "Может, какая-то информация была, что (в мечети) есть люди из Дагестана, неизвестные [...] Я знала, что произошел побег из тюрьмы, и связала эти события (рейд с побегом)", - сказала она.

Сауле сказала, что ранее не видела, чтобы у мечети проходили рейды. "Я не слышала и не видела такого. Но я не всегда хожу. Лично со мной это было первый раз", - добавила она.

По мнению Сауле, такие рейды недопустимы. "Люди вышли с намаза, помолились, с хорошим настроением шли - и тут такое. Страх зарождается [...] Конечно, это неприятно. Уважения нет никакого", - сказала она.

Автор:Алена Садовская