02:20 / 26.12.2020Субсидии создали дополнительные проблемы для фермеров Калмыкии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Пострадавшие от засухи животноводы опасаются, что не смогут воспользоваться выделенными властями Калмыкии субсидиями на приобретение кормов. Для отчета об использовании денег необходимы документы, которые продавцы сена не предоставляют, заявили фермеры.

Как писал "Кавказский узел", 27 ноября в Калмыкии начался прием документов на получение субсидий, предназначенных для фермеров, которые пострадали от засухи. Животноводы заявили, что размер федеральных и региональных выплат не соответствует масштабам бедствия. Депутат Народного хурала Намсыр Манджиев считает, что в итоге республика потеряет до 80 процентов от общего поголовья скота.

С 22 июля режим чрезвычайной ситуации был введен в связи с засухой и суховеем в Лаганском, Черноземельском, Юстинском, Яшкульском, Ики-Бурульском, Целинном и Приютненском районах Калмыкии. 20 октября чрезвычайный режим был объявлен также в Кетченеровском районе. 1 августа замглавы Минсельхоза Калмыкии Сергей Антонов сообщил, что в республике из-за засухи погибли 2,8 миллиона гектаров пастбищ, а общий ущерб превышает 1 миллиард рублей. По его словам, в хозяйствах пострадавших районов находилось 280 тысяч голов крупного рогатого скота и 1 миллион 958 тысяч голов овец и коз.

Прием документов на получение компенсаций завершился 7 декабря, из республиканского бюджета было выделено 50,4 миллиона рублей. Общая сумма господдержки составила 612,5 миллиона рублей, сообщил 10 декабря Минсельхоз Калмыкии на своем сайте. 

Размер субсидии составил 2300 рублей на одну корову, сказал корреспонденту "Кавказского узла" фермер из Целинного района. "Деньги на мой счет поступили 22 декабря, на 50 голов крупного рогатого скота мне перечислили 115 тысяч рублей. Этого, конечно, мало. Но хоть какая-то помощь. Правда, непонятно, где брать подтверждающие документы о покупке кормов. В Калмыкии продажей сена и зерна никто не занимается. Нам (в северные районы Калмыкии. - Прим. "Кавказского узла") привозят сено волгоградцы – документы они не дают. То же самое с зерном. Звонил [чтобы прояснили этот вопрос] в Минсельхоз – ничего дельного там не сказали. Мой знакомый снял со счета деньги, пустил их на закупку кормов. Говорит, потом разбираться будет. Я пока субсидией не воспользовался", - рассказал животновод.

По его словам, выделенных государством средств не хватит, чтобы прокормить коров даже месяц. "Мы сейчас кормим из расчета примерно семь килограммов сена и два килограмма зерна в день на одну корову. Двухсоткилограммовый рулон сена стоит 1750 рублей, килограмм зерна – 15 рублей. Итого выходит, что в месяц на одну корову нужно минимум 2650 рублей. Мы начали кормить сеном и зерном с середины августа и будем кормить пока не появится трава – до апреля. Если даже считать с сентября – это семь месяцев. По моим подсчетам, на содержание одной коровы во время зимовки понадобится 15-20 тысяч рублей", - сказал фермер.

Субсидии были выделены только на маточное поголовье, телята и ягнята при пересчете не учитывались, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" владелица животноводческой стоянки в Целинном районе. При этом она уточнила, что получила 145 тысяч рублей на 50 коров и 200 овцематок - то есть 2071 рубль на "условную голову". "Сегодня цена одного рулона сена до 2500 рублей доходит. Летом мы покупали за полторы тысячи – в Волгоградской области и в Ростовской. Если бы субсидии раньше дали, мы могли бы и сено, и зерно подешевле купить [...] На 50 голов коров ежедневно нужно четыре-пять рулонов сена, то есть 150 рулонов в месяц. Овец мы кормим зерном, тонна которого стоит 20 тысяч рублей. В месяц его нужно четыре тонны. Кормим мы с ноября и до апреля – получается, пять месяцев. Вот и считайте", - рассказала фермер.

Она сообщила, что падежа из-за засухи в ее хозяйстве не было, но поголовье пришлось сократить. "Если сравнивать с восточными районами (Яшкульским, Юстинским, Черноземельским, Лаганским. – Прим. "Кавказского узла"), у нас еще была трава. Но все равно в зимовку скот вошел слабым. Мы продали где-то 20 голов коров. Ягнят уже никто не покупал, потому что они были худые – обменяли их на сено и зерно у ростовчан. В этом году придется всю прибыль пустить на корма, иначе на следующий год останемся без вообще без скота", - посетовала глава хозяйства.

Глава фермерского хозяйства в Ики-Бурульском районе рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что на 845 голов овец получил 213 тысяч рублей.  "В районном управлении сельского хозяйства мне говорили, что будут перечислять из расчета 2150 рублей на одну голову крупного рогатого скота или 215 рублей на одну овцематку. Но, кажется, мне чуть больше выделили (252 рубля на овцу. – Прим. "Кавказского узла"). Деньги получили, а корма купить не можем. В Минсельхозе сказали, что покупать желательно по безналичному расчету, и надо будет им предоставить договор купли-продажи, акт передачи. Я уже всех, кто возит корма, по десятому кругу обзвонил – никто документы не дает, им же тогда налоги платить придется. А без документов мы опасаемся покупать – если не отчитаемся, придется возвращать деньги", - посетовал животновод.

Рулон сена у торговцев из Ростовской области стоит 2200-2300 рублей, уточнил фермер. "В соседних областях уже все скупили, цены растут. Дешевле сено можно найти за тысячи километров от Калмыкии: в Казани, Рязанской области, в Мари Эл. Но это - расходы на транспортировку и, опять же, проблемы с оформлением документов", - добавил он.

Сельхозпроизводитель рассказал, что из-за засухи ему пришлось сократить поголовье на 20 процентов. "Овец начали подкармливать в сентябре, чтобы матки были готовы к осеменению, окот будет в марте. Надо продержаться, пока пойдет трава. Если потребуется, придется еще сокращать поголовье, чтобы прокормить оставшихся овец", - сказал фермер.

Для получения субсидии надо было предоставить финансово-экономический отчет за 2019 год, который не является обязательным, рассказала руководитель фермерского хозяйства в Кетченеровском районе. "Мы отчитываемся по форме «3-фермер». А финансово-экономический отчет за 2019 год сдавали те, кто получал субсидии еще до засухи. В управлении сельского хозяйства мне сказали, что нашего хозяйства нет в списке на пересчет скота, потому что мы не сдавали тот самый отчет. Но мы не обязаны были его сдавать. Я хотела подавать жалобу в прокуратуру, судиться. Но потом выяснилось, что если ты получаешь помощь по засухе, то не должен уменьшать поголовье, указанное в статистике. То есть, если я продам часть скота, чтобы купить корм, я обязана буду вернуть деньги государству. Мы работаем с мужем. Он сказал, что эти сто тысяч не стоят тех проблем, которые у нас потом появятся. Замучают с проверками, отчетами", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Она считает, что чиновники неоправданно усложняют процедуру субсидирования. "Намсыр Манджиев же на заседании [Народного] хурала сразу поднял вопрос о том, как фермеры будут отчитываться, если корма продаются без всяких документов. Тем, кто реализует корма, невыгодно платить налоги [...] Получается, чиновники не хотят усложнять себе жизнь – пусть фермеры сами как-нибудь выкручиваются", - уверена фермер.

По предварительным расчетам в администрации района, ее хозяйство должно было получить 124 тысячи рублей на 25 коров и 290 овцематок (2296 рублей на условную голову. – Прим. "Кавказского узла"). "Падежа у нас не было, но скот находится в критическом состоянии, очень худой. Чтобы прокормить поголовье с декабря по март, нужно много корма. Нас выручает то, что недавно были три благополучных года - с 2016-го по 2018-й, когда мы заготавливали сено. Сейчас мы кормим скот запасами 2016 года, потом перейдем на сено 2017 года. В июне еще успели купить 200 рулонов по 300 килограммов. Взяли немного зерна. Думали, что хватит, а потом настала жара – в июле, августе, и сено подорожало. Мы надеялись, что осенью дожди пойдут, трава вырастет. Но осень была сухая", - рассказала животновод.

Субсидии получили те, кто "не является иностранным юридическим лицом, не получает уже другие субсидии из бюджета республики, зарегистрирован в ИФНС Калмыкии, [предоставил] отчетность товаропроизводителей АПК за 2019 год, [имеет] в собственности или аренде коров, овцематок, козоматок, конематок, верблюдиц, [а также имеет] свидетельство о регистрации в государственном племенном регистре для племживотноводств", следует из инфографики, опубликованной 27 ноября на странице Минсельхоза Калмыкии в Instagram.

Из федерального резервного фонда Калмыкии выделено 562 миллиона рублей "на покрытие затрат по закупке и транспортировке кормов для животных", сообщается на сайте правительства России. Согласно распоряжению премьер-министра России Михаила Мишустина от 31 октября, выплаты предназначены для 1416 фермерских хозяйств и 54 сельхозорганизаций. Министр сельского хозяйства Калмыкии Максим Менкнасунов заверил, что сельхозтоваропроизводители получат деньги из федерального бюджета в этом году. Кроме того, для поддержки аграриев республиканский Минсельхоз дополнительно выделил 38,4 миллиона рублей на такие направления, как откорм скота, товарное производство и тонкорунная шерсть, говорилось в сообщении на сайте главы Калмыкии.

Согласно порядку предоставления субсидии на компенсацию ущерба, нанесенного засухой, отчитаться о расходах "с приложением копий подтверждающих документов" фермеры обязаны до 1 июня 2021 года. Республиканские власти уточнили, что к подтверждающим документам относятся "договоры, платежные документы, кассовые ордера, товарные чеки, товарные накладные". "Результатом предоставления субсидии является сохранение численности субсидируемого маточного поголовья животных по состоянию на 30 апреля 2021 года", говорится в постановлении, опубликованном на сайте правительства республики. В случае "недостижения значений результата" субсидии подлежат возврату, указывается в документе.

Напомним, ранее министр сельского хозяйства Калмыкии Максим Менкнасунов указал, что если бы власти пошли по пути выплаты компенсации затрат в связи с засухой, то не смогли бы освоить все перечисленные из федерального центра средства и около половины пришлось бы возвращать. "У наших аграриев документов, подтверждающих затраты… нет. Мы запросили информацию из районов, и нам прислали сведения, из которых следует, что в некоторых районах больше, в некоторых меньше, но все вместе только от 15% до 30% понесенных затрат сельхозтоваропроизводителей подтверждаются документально", - процитировало Менкнасунова издание "Степные вести" от 18 ноября.

Депутат Народного хурала от «Справедливой России» Намсыр Манджиев считает, что руководству региона следовало бы добиваться субсидий не на закупку кормов, а на компенсацию потерь поголовья скота по рыночной цене. "Стоила корова 40 тысяч рублей – фермер потерял, скажем, 10 голов КРС, составил с ветеринарами акт, зафиксировал падеж на фото, видео, получил 400 тысяч", - пояснил он. По подсчетам депутата, республике потребуется "где-то 5 миллиардов рублей", чтобы оказать существенную помощь сельхозтоваропроизводителям.

Автор:Бадма Бюрчиев