ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Министерство по нацполитике Ингушетии отказалось от попытки примирения тейпов, чей земельный конфликт привел к убийству Ислама Полонкоева, рассказали в совете тейпов республики. Властям следует законодательно лишить тейпы права претендовать на древние башни и другие исторические постройки, чтобы избежать таких конфликтов, указал советник главы Ингушетии.
Как писал "Кавказский узел", 13 декабря 2020 года стало известно, что подозреваемый в убийстве жителя Ингушетии Ислама Полонкоева был задержан, но через два дня отпущен под подписку о невыезде. Сестра Ислама Марем Полонкоева потребовала передать дело об убийстве брата, совершенном из кровной мести, в окружной Следственный комитет, пояснив, что не верит в справедливое расследование в республике.
Бывший полицейский Ислам Полонкоев был застрелен в Сунже 16 ноября 2020 года. Основной версией убийства является кровная месть за Асламбека Евлоева, убитого в декабре 2019 года, когда произошла перестрелка между представителями тейпов Евлоевых и Полонкоевых. Следователи предположили, что в Асламбека Евлоева выстрелил из охотничьего ружья Ислам Полонкоев. По данным правоохранительных органов, причиной инцидента стал старый конфликт из-за родовых башен в селении Пялинг Джейрахского района.
Дело об убийстве Полонкоева передано другому следователю
В ответ на жалобу Марем Полонкоевой в прокуратуру Сунженского района, в которой сестра убитого выразила недоверие следователю и попросила взять расследование дела под особый контроль, ей устно сообщили из Следственного комитета Сунженского района, что расследование уголовного дела по факту убийства ее брата передано другому следователю, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Марем Полонкоева.
Старейшины тейпа Полонкоевых, опасаясь, что неразрешенный конфликт может иметь нежелательные последствия, собрались на прошлой неделе, чтобы обсудить ситуацию и предостеречь молодёжь от необдуманных поступков, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" член совета тейпов Ингушетии Иса Дарсигов. "Ситуация сложилась непростая. Начиная с 30 декабря 2019 года погибли два молодых человека: Асламбек Евлоев и Ислам Полонкоев. Оба парня были женаты, у каждого росли дети. У Асламбека четвертый ребенок родился уже после его гибели", – пояснил Дарсигов.
По его словам, между этими тейпами есть и родственные связи. "Поэтому мы в очередной раз хотели пригласить авторитетных представителей евлоевского рода, чтобы обсудить ситуацию и совместно выбрать пути разрешения этого затянувшегося конфликта. Такое приглашение мы посылали тейпу Евлоевых уже много раз. И всегда они сначала вроде соглашались с нами, что, действительно, нужна такая встреча. Но потом отказывались, не объясняя причин. Так случилось и в этот раз", – посетовал Дарсигов.
Следователь предъявил Исламу Полонкоеву обвинение в убийстве Асламбека Евлоева, основываясь "на протоколе осмотра места происшествия, на объяснении и других материалах, свидетельствующих о наличии признаков преступлений", говорится в постановлении о возбуждении уголовного дела, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла".
Но расширенная комплексная баллистическая и химическая судебные экспертизы показали, что картечью, которую извлекли из тела Евлоева, стреляли не из карабина, принадлежавшего Исламу Полонкоеву (заключение экспертов в области судебной баллистики Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД по Ставропольскому краю имеется в распоряжении "Кавказского узла"). "Значит, это не Ислам стрелял в Асламбека, и его нельзя называть было кровником. [...] По картечи легко установить, кто же действительно стрелял в Асламбека Евлоева. И следствие теперь очень легко может установить владельца этого карабина", – сказал Иса Дарсигов.
Миннац Ингушетии отказался от попытки примирения тейпов
По словам Дарсигова, представители рода Полонкоевых направили заявление на имя главы республики, чтобы власти помогли разобраться в конфликте между двумя крупными и влиятельными тейпами. "Глава республики наше заявление перенаправил в министерство по внешним связям, национальной политики, печати и информации Республики Ингушетия. Там есть примирительная комиссия. Я лично пришел в Миннац и предложил министру Руслану Волкову собрать представителей тейпов Евлоевых и Полонкоевых, представителей власти, духовенства, историков за "круглым столом", чтобы разрешить этот конфликт. На что министр ответил, что провести такое мероприятие невозможно. "Как вас всех можно посадить за один стол, если вы конфликтуете?" – сказал он. Хорошо, отвечаю, если нас нельзя посадить за стол переговоров, то решите этот вопрос без нашего присутствия. Но и этот вариант министром был отвергнут", – рассказал Иса Дарсигов.
Корреспондент "Кавказского узла" связался с министром Русланом Волковым, но на вопрос о том, почему примирительная комиссия не может разобраться с конфликтом между двумя тейпами, Руслан Волков не ответил, прервал связь и в дальнейшем на звонки не отвечал.
Село Пялинг – средневековое поселение с архитектурным комплексом из пяти боевых и 20 жилых башен. В нем сохранились некрополь, подземные склепы и мавзолей, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель Сунжи Али Чаниев, представитель полонкоевского тейпа, родовым селом которого является Пялинг. "Отсюда нас выселяли в 1944 году. В конце 1980-х – начале 1990-х годов там поселился Исрапил Чаниев, организовал там фермерское хозяйство. Жил он там на законных основаниях, с пропиской. В 2014 году, кажется, весной приехали несколько человек из рода Евлоевых и заявили Исрапилу, что он в Пялинге живет незаконно, что это земли евлоевские. Мы сначала думали, что это хулиганские выходки, и всерьез это не восприняли. Хотя они старику сказали, чтобы он по-хорошему убирался, а то они все равно докажут свои права на эту землю и на эти башни. Оказалось, что это были не шутки. В конце 2015 года судья Джейрахского района выносит решение о незаконном проживании нашего родственника в селении Пялинг и о сносе его домовладения и хозяйственных построек... Мы подали апелляционную жалобу, обращались в кассационную инстанцию Верховного суда – нам не удалось доказать законное право проживания в Пялинге", – сказал Али Чаниев.
Согласно отчету Института по реставрации памятников истории и культуры "Спецпроектреставрация" Минкульта России, датированному 17 августа 2012 года и озаглавленному "Объект культурного наследия регионального значения "Башенный комплекс "Пялинг", в 1886 году в ауле Пхалинг (Пялинг) проживали шесть семей Чаниевых. Таким образом, учитывая принадлежность роду Чаниевых шести жилых башен, можно предположить, что каждой семье в период наибольшего развития рода принадлежала своя башня. Также, учитывая хронологию упоминания о роде Чаниевых в рассматриваемом комплексе, не исключено, что строительство их башен началось не раньше XVI века. Как следует из этих материалов, сейчас участок с востока от поселения имеет современную жилую и хозяйственную застройку, принадлежащую Исрапилу Чаниеву, согласно решению о регистрации крестьянского поселения от 16.08.1990 года, передал корреспондент "Кавказского узла".
По словам Али Чаниева, в конце 2017 года, когда Исрапил находился в станице Нестеровской, в Пялинг на нескольких машинах приехали мужчины из тейпа Евлоевых и сожгли все стройматериалы и часть хозяйственных построек. "Добиваться справедливости во времена правления [главы Ингушетии Юнус-Бека] Евкурова было бесполезно, тем более что во властных структурах Ингушетии были также представители евлоевского тейпа. Пытались обратиться в судебные органы, писали в прокуратуру, но, как потом оказывалось, наши заявления никто не рассматривал. А через два года, летом 2019 года, приехавшие на 10 машинах люди из рода Евлоевых уже на глазах старика Чаниева сожгли его дом и оставшиеся хозяйственные постройки. В тот же день Исрапила Чаниева с обширным инфарктом миокарда увезли в больницу", – рассказал Али Чаниев.
По словам Исы Дарсигова, на второй день он пришел в больницу проведать Исрапила. "Вижу, ему очень плохо, хотя час назад я звонил ему по телефону, сказал, что приду навестить, вроде он нормально говорил. А тут врачи вокруг него, что-то совсем плох Исрапил. И мне мужчина, который лежал с ним в одной палате, рассказал, что в палату пришли человек семь Евлоевых, стали Исрапилу угрожать, кричать, что пусть не думает, что может вернуться в горы, что это их земля. Еле их выгнали их палаты. А Исрапил так и не пришел в себя, через час умер", – рассказал он.
В свою очередь депутат Народного собрания Ингушетии Мухажир Евлоев высказал мнение, что "никакого конфликта нет, все нормально". "И нет абсолютно никаких оснований что-то там комментировать", – кратко сказал корреспонденту "Кавказского узла" депутат.
Советник главы Ингушетии предложил лишить тейпы права на исторические постройки
Иса Дарсигов убежден, что в этом конфликте "есть свои дирижеры, серые кардиналы, умело манипулирующие умами и действиями молодых людей". "Сначала они были у власти, потому Чаниевым невозможно было добиться справедливости, остановить разгорающийся конфликт. Сегодня у руководства республики другие люди, и у них появились другие рычаги влияния на своих молодых однотейповцев – финансовые", – сказал Иса Дарсигов, предположив, что "кому-то выгоден такой раздрай в обществе".
Житель Сунжи Абу Сейнароев высказал пожелание, чтобы конфликт между двумя тейпами был "расследован профессионально". "Чтобы этот конфликт не разросся, нужно вмешательство власти. К тем, кто разжигает конфликт между двумя тейпами, необходимо применить самые жесткие меры. И наказать виновных нужно независимо от их статуса и положения в обществе. В противном случае никто не гарантирует, что этот конфликт не будет иметь продолжения", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" Абу Сейнароев.
Схожее мнение высказал заслуженный юрист Российской Федерации, советник главы Республики Ингушетия Исса Костоев. По его словам, около 20 лет назад он предупреждал, что "стрельба, которая началась за землю", перекочует "в горы". "Это тяжелейшая проблема, которая висит над Ингушетией, и если по этому вопросу не разработать законодательный пакет документов, где должно быть предусмотрено много вещей, которые бы отбили охоту у некоторых объявлять себя наследниками того или иного башенного комплекса, то [...] "владельцам фамильных башен" придется приезжать в Джейрах только по пропускам в специально отведенное время", – поделился он своим предположением с корреспондентом "Кавказского узла".
Единственное решение вопроса – это "твердо уяснить всем жителям республики", что все без исключения башенные комплексы государственного заповедника "Эрзи" не принадлежат ни одному из тейпов, считает Костоев. "Никаких целей, кроме научного восстановления, сохранения уникальных памятников средневековой архитектуры, грамотной реставрации там не должно быть. Не должно быть никаких и ничьих строений. Необходимо немедленно принять целый ряд серьезных законов по этому вопросу, категорически запретить фамильно-клановое распределение исторических памятников. [...] Нужно отбить охоту раз и навсегда и желание иметь в списке своей недвижимости "свою башню, свой склеп". Все эти башни, склепы – все это принадлежит всему ингушскому народу", – сказал Костоев.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей тейпа Евлоевых относительно ситуации с конфликтом.