ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Представители оппозиции, активисты и бизнесмены провели в Тбилиси несколько акций протеста, с требованием об отмене ряда введенных ранее в стране ограничений из-за коронавируса. Власти продолжают использовать карантинные меры в политических целях несмотря на то, что за время пандемии экономика Грузии потеряла около 20 процентов, отметили аналитики.
Как сообщал "Кавказский узел", 23 января участники митинга в Тбилиси заявили об экономических трудностях, вызванных ограничениями из-за коронавируса. Еще одну акцию протеста провели в тот же день работники фитнес-клуба в Батуми, которые попросили разрешить им вернуться на работу. 24 января на акцию протеста вышли представители туристического бизнеса, которые потребовали открыть горнолыжные курорты.
Власти Грузии 28 ноября 2020 года ужесточили ограничения в связи с тяжелой эпидемиологической ситуацией, но позднее отменили часть из этих мер на время зимних праздников. Однако затем ограничения из-за коронавируса были продлены до 1 февраля. 23 января власти приняли решение поэтапно с 1 февраля снимать ограничения в связи с тем, что эпидемиологическая ситуация в стране стабилизируется.
Аналитики указали на рост тревожных настроений в Грузии
Жители Грузии воспринимают безработицу, высокие цены, вопрос территориальной целостности и проблему отсутствия доходов серьезнее, чем риск заражения коронавирусом, следует из результатов опроса Кавказского центра исследовательских ресурсов. "Эпидемия отошла на второй план, потому что в первую очередь людям стало нечего есть. В Тбилиси еще как-то перебиваются, но в провинции – голод, дети и пенсионеры голодают", – пояснил корреспонденту "Кавказского узла" профессор Георгий Хухашвили.
Экономический коллапс от ограничений по коронавирусу Грузии не грозит, считает политолог Гела Васадзе. "Никакого краха экономики нет и не будет, наша экономика базируется на эксплуатации природной ренты, которая принадлежит "избранным". Ну разорится несколько десятков или сотен тысяч мелких и средних собственников, и что? Экономические потери от их налоговых поступлений власть компенсирует кредитами и грантами. И борьба с коронавирусом прекрасный повод, чтобы эти самые кредиты и гранты получать. В некотором смысле так даже удобнее, чем раньше", – сказал Гела Васадзе корреспонденту "Кавказского узла".
За время локдауна в 2020 году потери в ВВП Грузии составили 18 процентов, отметил экономист Иосиф Арчвадзе. "Несмотря на то, что большое количество людей потеряли работу, экономика продолжает работать и имеет потенциал для восстановления", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Активисты потребовали отмены штрафов за проведение акции протеста
После акции протеста 24 января в течение суток активистам не предъявлялось претензий, а 26 января их ознакомили с постановлением о штрафе в 2000 лари (около 606 долларов) каждому, рассказал сторонник Лейбористской партии Грузии Лаша Чхартишвили.
Чхартишвили уточнил, что в общей сложности штрафы выписаны 20 активистам. "Мы не заплатили ничего. Мне и платить не из чего, нет никаких доходов, на счетах ноль. И мы будем опротестовывать эти штрафы в суде", – сказал Чхартишвили корреспонденту "Кавказского узла".
Активисты сочли наказание политически мотивированным. "Один из начальников патруля во время митинга присутствовал там, но штраф не выписывал. Наверное, им позвонили и сказали, что за непослушание нужно наказать", – написал 26 января на своей странице в Facebook активистк Никуша Парулава.
Участникам акции будет трудно добиться отмены штрафа, считает адвокат Дито Ноаидзе. "Обычно в качестве оправдательных обстоятельств предъявляется доказательства, что человеку необходимо было выйти по жизненно важным вопросам: в аптеку за лекарствами или за продуктами. Но сейчас придется доказывать, что защита политических прав – также жизненно необходима", – сказал Ноаидзе корреспонденту "Кавказского узла".
Правозащитники и оппозиция потребовали отмены ограничений по COVID-19
Акции протеста против введенных в стране ограничений в Грузии продолжились 25 января. Несколько десятков жителей Тбилиси собрались пред зданием министерства культуры в Тбилиси. В акции принимали участие артисты, которые потребовали от властей разрешения на проведение концертов и представлений. В тот же день на протест перед зданием парламента в столице Грузии вышли представители НПО "Единая молодежь для Грузии", а перед Госканцелярией провела акцию протеста партия "Зеленые". Протестующие потребовали отмены локдауна, а также снять ограничения на работу общественного транспорта.
Акции протеста продолжились и 26 января. В частности, на протест перед данием парламента вышли около двухсот активистов, передал корреспондент "Кавказского узла". "В первую очередь мы требуем возобновить работу междугороднего и муниципального автотранспорта <…>. Кроме того нужно возобновить работу всех предприятий Грузии, потому что это просто преступление, люди оказались без работы, без доходов, без средств", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" один из организаторов акции Гиорги Саванели.
Во время проведения акции его организаторы вели переговоры с властями, пояснил глава Ассоциации рестораторов Грузии Коте Габричидзе. "Мы представили свой план, как можно безопасно возобновить работу курортной и туристической индустрии. Это позволит увеличить сбор налогов и, следовательно, даст больше средств для работы медицинских учреждений и других отраслей, которые помогают бороться с пандемией", – рассказал Габричидзе корреспонденту "Кавказского узла".
Власти Грузии отказались удовлетворить требования протестующих
После встречи с участниками акции протеста вице-премьер Майя Цкитишвили заявила, что горнолыжные курорты не смогут возобновить работу с первого февраля, как того требовали представители отрасли, передал 26 января телеканал "Мтавари архи", сообщение которого перевел корреспондент "Кавказского узла".
Протестующие назвали это решение предсказуемым. "У нас не было никаких иллюзий <…>. Но будут дальнейшие встречи и будут проходить митинги, потому что это уже стало проблемой не экономики, а социальным бедствием. Можно сказать, что 500 тысяч человек остались без работы", – сказал Коте Габричидзе.
После встречи с властями организаторы акции заявили о намерении подать иск в Конституционный суд. "Или правительство даст нам право работать в соответствии с новым регламентом, а если это не удастся, то правительство должно удовлетворить нас достойными компенсациями", – сказала 26 января в эфире телеканала "Мтавари архи" президент Национальной федерации танцев Нино Дарахвелидзе, слова которой перевел корреспондент "Кавказского узла".
К требованиям предпринимателей присоединились оппозиционеры. "Если страна не откроется, она столкнется с неизбежным дефолтом", – сказала 26 января в эфире телеканала "Мтавари архи" член политсовета "Единого национального движения" Хатия Деканоидзе, слова которой перевел корреспондент "Кавказского узла".
Ограничения по коронавирусу в Грузии слишком продолжительны и неоправданны, считает политик Елена Хоштария. "Закрытие горнолыжных курортов или школ, вызывает конкретные вопросы, но ответов на эти вопросы от правительства не слышно", – сказала 26 января в эфире телеканала "Рустави-2" Елена Хоштария, слова которой перевел корреспондент "Кавказского узла".
Протестующие требовали от властей с 1 февраля возобновления работы объектов предпринимательства, и в том числе туризма, пояснил вице-президент ассоциации ресторанов Грузии Шота Бурджанадзе. "Мы столкнемся с социальным взрывом, если нам не позволят работать. Я не говорю это с радостью, я говорю это с большой неохотой", – сказал 26 января в эфире телеканала "Рустави-2" Бурджанадзе, слова которого перевел корреспондент "Кавказского узла".
Если снять ограничения, то за этим последует новая вспышка коронавируса, заявил гендиректор Центра инфекционной патологии и СПИДа Тенгиз Церцвадзе. "Эти протестные акции, наверное, спонтанны, однако вы согласитесь со мной, что они зачастую управляются политически ангажированными кругами и людьми, которые делают популистские заявления, чтобы все ограничения были незамедлительно сняты. Если снять все ограничения, за этим последует новая волна распространения коронавируса", – сказал 26 января в эфире телеканала " Палитраньюс" Церцвадзе, слова которого перевел корреспондент "Кавказского узла".
Предприниматели скептически оценили послабления властей для бизнеса
После встречи с протестующими власти пошли навстречу некоторым отраслям, в частности речь идет о реструктуризации кредитов. "Спасибо, что перенесли платежи, но когда-то деньги рано или поздно отдавать придется. И если у нас не будет работы, то мы даже не знаем, как дальше сложится наша судьба", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник туристической компании Гиви.
Из-за ограничений с проблемами также столкнулись представители автобизнеса, заявил глава Ассоциации импортеров автомобилей Грузии Алекс Ниониде. "Перед карантином один из наших членов ввез в страну 20 автомобилей. За год он реализовал всего 14, и теперь не может продать 6 машин. если так и дальше пойдет, то мы не сможем продавать больше одного автомобиля в месяц",– сказал корреспонденту "Кавказского узла" Ниониде. Он добавил, что у предпринимателей большие долги в банках.
Горные курорты в этом году могут вообще не открыться, заявил глава Ассоциации отелей и ресторанов Грузии Шалва Алавердашвили. "Первое февраля было порогом. Мы должны были провести встречу, чтобы точно знать, откроются ли горные курорты. <…> Это означает для нас, что горные курорты могут вообще не открыться в этом году", – сказал 26 января в эфире телеканала "Рустави-2" Алавердашвили, слова которого перевел корреспондент "Кавказского узла".
Напомним, что по данным Альянса туристической индустрии Грузии из-за ограничений по коронавирусу за 2020 год в стране потеряли работу более 50 тысяч человек.
Новости о ситуации с коронавирусом на юге России и Южном Кавказе "Кавказский узел" публикует на специальной тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".