22:36 / 28.01.2021Матери арестованных дербентцев пожаловались на затягивание проверки заявлений о пытках

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Следователь не опрашивает важных свидетелей по заявлениям о пытках обвиняемых в терроризме жителей Дербента, заявили их матери. Отказы в возбуждении дела о применении насилии со стороны силовиков - распространенная практика, отметили адвокаты, посоветовав родственникам обратиться в ЕСПЧ.

Как писал "Кавказский узел", жители Дербента Ислам Барзукаев, Гасан Курбанов и Мирзаали Мирзалиев (в СМИ упоминался также как Миразали Мизаралиев) были задержаны в июне 2019 года и обвинены в участии в незаконном вооруженном формировании. В декабре 2020 года Барзукаеву и Курбанову также было предъявлено обвинение в обучении террористической деятельности. Следователи не предоставили им возможность обсудить обвинение с защитником по соглашению, рассказала мать Барзукаева. 27 января матери всех обвиняемых провели в Дербенте серию одиночных пикетов, заявив, что следственные органы в шестой раз отказались возбуждать уголовное дело по заявлению о пытках, несмотря на медподтверждение этому. Прокуратура отменила очередной отказ и направила жалобы на пытки на дополнительную проверку, добавили родственники.

По версии следствия, все трое организовали вооруженную группу и собирались поселиться в лесном массиве для "посягательств на сотрудников правоохранительных органов и оказания вооруженного сопротивления". Родственники заявили, что до задержания молодые люди были похищены, и их пытками и угрозами вынудили подписать признательные показания. Родные неоднократно проводили акции протеста с требованием остановить "беспредел" в республике. В ноябре 2020 года Следком возобновил проверку по заявлению о пытках, но ее проводит тот же следователь, который уже пять раз отказывал в возбуждении дела. Близкие обвиняемых требовали отвода следователя, считая его заинтересованным лицом. 

Если следственные органы в очередной, седьмой, раз откажут в возбуждении уголовного дела по жалобам на пытки Ислама Барзукаева, Гасана Курбанова и Мирзаали Мирзалиева, их родители намерены подавать жалобы в вышестоящие инстанции вплоть до руководителей Следкома России и Генпрокуратуры, сказала Елена Барзукаева.

"Мы не остановимся, пока не добьемся привлечения тех, кто пытал наших сыновей. Прокуратура Дербента отменила шестое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела 31 декабря (2020) года, но письмо из прокуратуры республики об этом мы получили только несколько дней назад. Поэтому мы и решили выйти на пикет 27 января, чтобы добиться тщательной проверки от следственных органов", - пояснила она корреспонденту "Кавказского узла".

Предыдущие пять постановлений об отказе были подписаны одним дербентским следователем, который, по мнению родственников обвиняемых, не проводил эффективное расследование по заявлению на пытки, а также не опросил самих пострадавших. Матери арестованных уверены, что этот следователь не заинтересован в возбуждении уголовного дела и занимается "укрывательством виновных". Поэтому они написали заявление руководителю следственного органа с просьбой отвести следователя, но 25 ноября 2020 года исполняющий обязанности главы отдела СКР уведомил родителей, что отказывает в удовлетворении их просьбы, уточнила Барзукаева.

Она добавила, что 10 декабря 2020 года на имя прокурора Дербента была направлена жалоба, в которой матери заявили, что следователь "упрямо игнорирует фактические обстоятельства по делу" и не опрашивает "самых важных свидетелей, лиц которых пытали – Барзукаева и Курбанова".

"Мы не знаем, каким следователем был дан шестой отказ, и кто сейчас проводит дополнительную проверку. С самим последним постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела нам не дают ознакомиться, поэтому мы не знаем, кем оно было подписано. Но в заявлении прокурору Дербента мы выразили недоверие ко всему Дербентскому межрайонному следственному отделу", - пояснила Барзукаева.

По ее словам, к заявлению в прокуратуру были приложены все медицинские документы, подтверждающее применение насилия в отношении ее сына и обвиняемого Курбанова. "Смогут ли они с такими материалами вновь ответить очередной отпиской, пока не знаем. Подождем ответа. И в зависимости от него будем действовать дальше", - заключила Барзукаева.

"Наших детей зверски пытали. У нас есть медицинское подтверждение этому. У них перебиты колени, у сына лопнули перепонки. Гасана и Ислама пришлось оперировать. Но несмотря на это следователи отказываются возбуждать уголовное дело", - ранее заявляла мать одного из обвиняемых Елена Барзукаева.

Добиться возбуждения дела о пытках обвиняемых по террористическим статьям невозможно

История с отказом в возбуждении уголовного дела и последующим возобновлением проверки может продолжаться годами, законодательством сроки не оговорены, пояснил адвокат Исрафил Гададов.

"Для принятия процессуального решения по заявлению есть определенный Уголовно-процессуальным кодексом порядок проведения доследственной проверки. Однако, как правило, следователь проводит осмотр материалов уголовного дела и отказывает в возбуждении уголовного дела, обосновывая это тем, что человек дал показания о пытках, чтобы уйти от ответственности. При этом самого потерпевшего, заявившего о применении насилия, не допрашивают", - уточнил корреспонденту "Кавказского узла" Гададов.

Если на этот отказ будет подана жалоба в суд, то прокуратура или руководитель следственного органа отменят постановление до рассмотрения жалобы в суде, добавил он.

"На суд они уже приносят постановление об отмене и проведении дополнительной проверки. И тогда суд прекращает производство по жалобе, так как уже нет оснований для рассмотрения жалобы. Через какое-то время следователь вновь отказывает в возбуждении дела. И так по кругу это может продолжаться без конца", - заявил адвокат.

Альтернативой в данном случае может быть подача жалобы в Европейский суд по правам человека. "После двух-трех отказов лучше обратиться в ЕСПЧ. Удовлетворение жалобы Европейским судом является основанием для возобновления проверки, но это не значит, что по отказному материалу после проведения еще одной дополнительной проверки все же будет возбуждено дело. Но зато это даст подтверждение имевшегося нарушения прав, применения пыток в отношении человека, а также установит сам факт укрывательства [силовыми ведомствами] тех, кто содействует в применении насилия. Кроме того, суд может присудить и компенсацию", - сообщил адвокат, отмечая, что других вариантов в российском законодательстве нет.

По мнению юриста, если о пытках заявляет обвиняемый по экстремистским или террористическим статьям, то добиться возбуждения уголовного дела в отношении силовиков практически невозможно. "Я давно не слышал ни про одно дело в Дагестане, чтобы [силовики] привлекались к уголовной ответственности за пытки тех, кто проходит по экстремистским или террористическим статьям", - пояснил он. В качестве примера адвокат привел случай из своей практики, когда его подзащитному десять раз отказывали в возбуждении уголовного дела.

Адвокаты посоветовали обратиться в ЕСПЧ

В отношении отдельных силовиков могут быть возбуждены дела за применение насилия, но, как правило, в таких случаях дело возбуждается сразу после проведения проверки, заявил адвокат Шамиль Магомедов, сотрудничающий с Правозащитным центром "Мемориал"*.

"Дела о применении пыток сотрудниками [силовых ведомств] очень редки. Но как показывает практика, такие дела, если и появляются, то их возбуждают сразу. Если с первого раза в отношении сотрудников дело не возбудят, то навряд ли этого можно будет добиться со второй или последующей попытки", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".

Отмена прокуратурой постановления об отказе в возбуждении дела в этом случае не играет какой-либо роли, считает защитник.

"Следствие, прежде чем вынести отказ в возбуждении дела, как правило, согласовывает его с прокуратурой, и надзирающий орган редко когда выступает против этого. Если только этот отказ будет обжалован в суде, они могут вынести решение об отмене, чтобы не доводить дела до суда, и не было вынесено судебное решение о признании незаконным действие следственного органа. Но затем, после проведения дополнительной проверки, вновь следует отказ в возбуждении дела. Так сказать, идет по «карусели» - отказ, его отмена, проведение дополнительной проверки, снова отказ и так по кругу", - заявил адвокат.

Он добавил, что подобная практика касается не только заявлений по пыткам, но и других дел, "по которым следствие работать не хочет". "В производстве у меня есть дело, которое следствие квалифицировало как несчастный случай, но отец погибшего настаивает, что было совершено убийство. Оно тянется уже с 2015 года, было вынесено 13 отказов, и прокуратура или следственный орган 12 раз отменяло их", - пояснил адвокат.

Как считает Магомедов, после получения двух-трех отказов, лучше обращаться в ЕСПЧ. "Эта «карусель» может продолжаться долгие годы, затянуться до бесконечности. Поэтому более эффективно писать в Европейский суд. В случае обоснованности жалобы Европейский суд признает незаконным действия [силовых ведомств] и за неэффективное расследование присудит моральную компенсацию", - заключил адвокат.

* организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ

Автор:Расул Магомедов