ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Следком Северной Осетии возбудил уголовное дело о нападении на журналиста Руслана Тотрова по статье о воспрепятствовании журналистской деятельности с применением насилия. Дела по этой статье редки не только для Северного Кавказа, но и для России в целом – уголовное дело по "журналистской" статье неминуемо привлекает внимание, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
Как писал "Кавказский узел", один из участников нападения на североосетинского журналиста Руслана Тотрова задержан, второй скрылся за границей и будет объявлен в розыск через Интерпол, заявило 23 января МВД по Северной Осетии. Следствие решает вопрос о возбуждении уголовного дела об избиении Руслана Тотрова.
21 января блогер и журналист издания "ОсНова" Руслан Тотров подвергся нападению на своем рабочем месте во Владикавказе, ему сломали два зуба и разбили губу. По словам Тотрова, нападавшие заявили, что недовольны его критическими публикациями о президенте Южной Осетии. Оба мужчины приехали на государственной южноосетинской машине с номерами 555, отметил Тотров.
Североосетинский журналист Руслан Тотров чувствует себя нормально, нападение на здоровье отразилось "только косметически", сообщил он корреспонденту "Кавказского узла". "Серьезных последствий нет. Раны мы залечим и будем работать дальше", – рассказал Тотров.
Журналист связывает нападение с профессиональной деятельностью. Тотров особо отметил, что почти все его статьи касаются политической жизни Южной Осетии, при этом данная тематика в Цхинвале не востребована.
"Считаю, что пишу о политической составляющей Южной Осетии больше и активнее всех. По факту, я стал голосом Южной Осетии: местные журналисты либо государственные, либо находятся "под колпаком" у государства. Они либо не могут [писать о политике], либо боятся. Мои статьи касаются деятельности парламента, правительства и президента, который стремительно теряет контроль над страной", – рассказал Тотров.
По его мнению, нападавшие – это люди из ближайшего круга Бибилова. В частности, один из них – заместитель министра обороны ЮО.
"Их личности установлены. Это замминистра обороны Южной Осетии Сергей Кабисов и житель Владикавказа Руслан Танделов. В отношении них возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 144 УК РФ "Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов" с применением насилия. Это очень экзотично не только для Кавказа, но и для России в целом: за год в стране по данной статье по всем частям проходит всего шесть-семь дел, что уж говорить про часть 3 – на Северном Кавказе правоприменительная практика [по данной части статьи] отсутствует вовсе", – рассказал Тотров.
Часть 3 статьи 144 Уголовного кодекса России предусматривает до шести лет лишения свободы.
Пока что никаких сложностей, связанных с ходом следствия, журналист не выявил. "Расследование только началось. Пока все идет в строгом соответствии с законом. В связи с экзотичностью статьи мне интересно, как будут развиваться события дальше. Есть некоторые опасения, связанные с тем, что фигурирует именно часть 3. Материя чуть зыбкая, и следствию придется работать, засучив рукава", – сказал Тотров.
Ранее Тотрову персонифицированных угроз не поступало, однако приходили анонимные сообщения в соцсетях. "Это классика. Приходили угрозы непонятного содержания", -– прокомментировал Тотров.
Адвоката у журналиста пока нет. Союз журналистов России предложил юридическое сопровождение, также откликнулась одна из правозащитных организаций, название которой Тотров озвучить отказался. Он планирует начать работу с адвокатами на следующей неделе.
Напомним, Руслан Тотров освещал круглосуточную акцию протеста, которую с 4 декабря 2020 года проводят на центральной площади Цхинвала родственники Инала Джабиева. Власти Южной Осетии предположили, что нападение на Тотрова – провокация, организованная оппозицией. Вдова Джабиева Оксана Сотиева заявила о попытке властей переложить вину за нападение на оппозицию.
Дела по "журналистской" статье на Северном Кавказе единичны
Дело Тотрова не является прецедентом; однако возбуждение уголовного дела по статье 144 УК РФ на Кавказе – это крайняя редкость: помимо кейса Тотрова по данной статье на Кавказе дело возбуждалось лишь единожды, рассказал адвокат и глава правозащитной организации "Агора" Павел Чиков. В отношении журналистки также применялось насилие, отметил он.
Следственные органы нехотя возбуждают уголовные дела по "журналистской" статье в связи с тем, что каждый подобный инцидент вызывает широкий резонанс, становится известен широкому кругу общественности, что привлекает внимание высшего руководства Следственного комитета России, а за ним и Кремля; на местные власти "падает тень", и в процессе расследования могут всплыть "не самые лицеприятные для местных властей истории", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" московский адвокат Евгений Черноусов.
"Нападение на журналиста расценивается как чрезвычайное происшествие, поскольку журналист – это чрезвычайный субъект, работник, который передает то, что ему стало известно, различные сведения, проявляет активность. Журналисты часто устанавливают негативные факты деятельности власти. Чтобы такие факты не всплывали, к нападениям на журналистов стараются не привлекать внимания, поэтому уголовные дела заводятся по статьям о хулиганстве, причинении вреда здоровью и прочим", – сообщил Черноусов. При этом доказать виновность напавшего достаточно просто – для этого почти всегда есть все необходимые улики, подчеркнул адвокат.
Представитель управления СКР по Северной Осетии Эдуард Гусов отказался прокомментировать ход следствия по делу Руслана Тотрова. "По данному делу мы никакую информацию не даем", – заявил он корреспонденту "Кавказского узла".