ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Суд назначил недостаточно суровое наказание жителю Буйнакска, обвиняемому в убийстве главы местной иудейской общины Изгияги Пашаева, иудеи намерены добиваться ужесточения приговора, заявил председатель Централизованной религиозной организации иудейских общин Дагестана Валерий Дибияев.
Как писал "Кавказский узел", 66-летний председатель иудейской общины Буйнакска Изгиягу Пашаев был избит 13 марта 2020 года в собственном доме. От полученных травм он позже скончался в больнице. Следствие назвало бытовой конфликт основной версией нападения на него, с ней согласился и руководитель иудейской общины Дагестана. В июле 2020 года следователи предъявили обвинение в убийстве Пашаева жителю Буйнакского района. 9 февраля стало известно, что суд в Буйнакске назначил ему 10 лет колонии особого режима, признав виновным в нанесении Пашаеву смертельных травм.
Председатель религиозной иудейской общины Буйнакска Изгиягу Пашаев жил в небольшом одноэтажном трехкомнатном домике в общем дворе недалеко от синагоги. Родственников в Буйнакске у него не было. Последние 12 лет Пашаев сдавал одну из комнат женщине, племянник которой был обвинен в его убийстве. По версии следствия, причиной нападения на Пашаева стала личная неприязнь жителя Буйнакска.
Убийство Пашаева было совершенно после ссоры на бытовой почве, рассказала корреспонденту «Кавказского узла» представительница буйнакской иудейской общины Сарманда Шамаилова. Она сказала, что периодически посещала заседания суда по просьбе родственников Пашаева, которые не могли приезжать на судебный процесс. «Подсудимый пытался оправдаться, что якобы это Изгиягу на него первый напал. Но такого быть не могло - Изгиягу Пашаев не такой человек, чтобы первым лезть в драку. Между ними произошла ссора, Изгиягу был избит и впоследствии скончался», - пояснила Шамаилова. Она считает, что убийство не было преднамеренным.
Председатель Централизованной религиозной организации иудейских общин Дагестана Валерий Дибияев назвал приговор суда «очень мягким».
«Будем добиваться ужесточения наказания. Никто не имеет права лишать жизни человека. К тому же, сам обвиняемый уже был дважды судим, при назначении наказания это необходимо было учитывать», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Дибияев уверен, что ссора между Пашаевым и осужденным произошла на бытовой почве. «Конфликт не носил ни межнациональный, ни межконфессиональный характер», - пояснил он.
Антисемитизм не мог стать причиной конфликта Пашаева и местного жителя, заявили ранее соседи и знакомые убитого. Причиной драки стала бытовая ссора, заявили они.
Из-за пандемии иудейская община еще не назначила нового председателя местной буйнакской городской общины, отметил Дибияев. «Мы два месяца не выходили на молитвы. Многие наши прихожане заболели (коронавирусом), были и смертельные случаи», - рассказал он.
Дибияев сказал, что во время пандемии людям раздавали средства индивидуальной защиты, а также продуктовые наборы. "Нам помогали благотворительные фонды, государство, Российский еврейский конгресс. В силу своих возможностей и мы помогали", - пояснил он.
По словам Шамаиловой, пандемия коронавируса никого из буйнакской общины не затронула.
Дибияев сообщил о планах по реставрации синагоги в Буйнакске
В Буйнакске живет около 10-12 представителей иудейской общины, в основном это женщины старше 65-70 лет, рассказала Шамаилова.
В городе есть синагога, которую необходимо отреставрировать, рассказал Дибияев. «Это уникальное здание, ему более 160 лет [...] К сожалению, в последние десятилетия оно закрыто и находится в заброшенном состоянии. Синагога нуждается в капитальном ремонте, и тогда на ее базе можно было бы создать музей», - отметил он.
Дибияев сказал, что по вопросу реконструкции синагоги в Буйнакске он намерен обратиться к руководству республики. «Мы писали письмо предыдущему главе (Владимиру Васильеву). С новым главой (Сергеем Меликовым) у нас намечена встреча, мы планируем поднять вопрос (реставрации) синагоги в Буйнакске. Мы не считаем, что все (финансовое бремя) необходимо возлагать на государство, мы стараемся привлекать помощь с разных сторон», - рассказал он.
Иудеи Буйнакска пока для проведения богослужений собираются в домах друг у друга, рассказала Шамаилова. «Синагога не в таком состоянии, чтобы можно было туда ходить, особенно пожилым людям», - пояснила она.
Напомним, с инициативой сохранить синагогу в Буйнакске в 2019 году выступила старший научный сотрудник Северокавказского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Екатерина Гандрабура. Они предложила музейный проект "Открывая синагогу. Темир-Хан-Шура", чтобы привлечь внимание к необходимости реставрации здания синагоги в Буйнакске.
Синагога была открыта еще в 1862 году, и, по словам Гандрабуры, считается первой синагогой, открывшейся с официального разрешения властей. "Сохранение синагоги важно не только для местной общины: это кусочек истории, важный для городского самосознания и городской идентичности ее жителей. До начала XX века это был торгово-промышленный, мультикультурный, яркий, прогрессивный город, открытый миру", - подчеркнула Гандрабура.