ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Увеличение размера компенсаций за клевету и оскорбления является давлением на средства массовой информации, считают участники дискуссии, прошедшей в Ереване. Власти оказывают давление на свободу слова в своих политических интересах, уверены представители десяти журналистских и общественных организаций, подписавших совместное заявление.
Как писал "Кавказский узел", вице-спикер парламента Армении Ален Симонян инициировал внесение в Гражданский кодекс поправок об увеличении в пять раз компенсаций за клевету и оскорбление. Союз журналистов Армении в сентябре 2020 года выступил против инициативы, которую назвал попыткой ограничить свободу слова.
11 февраля парламент Армении в первом чтении одобрил законопроект о пятикратном увеличении размера компенсации за оскорбление и клевету до пяти миллионов и десяти миллионов драмов (9,5 тысячи и 19 тысяч долларов соответственно). За поправки проголосовали 72 парламентария, против изменений выступили 30 депутатов, еще двое – воздержались, передает корреспондент «Кавказского узла» со ссылкой на запись прямой трансляции заседания на официальном парламентском YouTube-канале. На сайте парламента отсутствуют сведения о дате второго и окончательного чтения законопроекта.
В ереванском Клубе общественной журналистики «Медиа Центр» 15 февраля состоялось онлайн-обсуждение на тему «Цена чести 5-10 миллионов драмов: власти сводят счеты со СМИ?», посвященное предложенным в Гражданский кодекс поправкам об увеличении предельной планки компенсации за клевету и оскорбления.
Председатель Комитета по защите свободы слова Ашот Меликян считает, что поправки станут инструментом давления на СМИ.
«Когда в 2010 году принимались поправки в Гражданский кодекс об увеличении размера компенсаций за клевету и оскорбления до одного и двух миллионов (две тысячи и 3,8 тысячи долларов соответственно), медиаэксперты указывали, что изменения могут привести к коллапсу СМИ. Изменения были связаны с тем, что политические деятели и чиновники зачастую воспринимают критику как клевету и оскорбление, что становилось причиной судебной тяжбы. А с учетом того, что судебная система далеко не независима и сегодня пребывает в кризисе, решения судов могут быть спорными», - заявил Меликян, чьи слова перевел корреспондент "Кавказского узла", посмотревший дискуссию.
При этом, по его наблюдениям, за прошедшие с тех пор десять лет суды не выносили решения о максимальном размере компенсаций. «Если и впредь суды продолжат придерживаться этой практики, в чем тогда смысл повышать предельный размер компенсации до десятков миллионов? И как определили, что пять и десять миллионов драмов – благоразумная планка?» - задался вопросом Меликян.
Инициатива о повышении размера компенсации исходит из узкополитических целей и приведет к ограничению свободы слова, что, в свою очередь, скажется на имидже и рейтинге страны, уверен глава комитета. «В ходе обсуждения законопроекта в первом чтении прозвучали мнения о необходимости ввести уголовную ответственность за клевету и оскорбления. Но надо учесть, что у нас нет демократических традиций, как в ряде развитых стран, где действует уголовная статья. Но и в этих странах осознанно отказываются от уголовного преследования, чтобы не навредить свободе слова. Если бы в Армении были демократические традиции, была бы независимая судебная система, а чиновники терпимы к критике, можно было бы и ввести уголовную ответственность. Но так как этого всего у нас нет, существуют риски, если клевета и оскорбления будут криминализированы», - подчеркнул он.
Меликян отметил, что в 2020 году увеличились случаи давления на представителей СМИ. Глава комитета связал рост показателей с политизацией СМИ. В то же время он сообщил, что соотношение судебных решений, вынесенных в пользу ответчика и истца, почти одинаковое.
Согласно годовому отчету Комитета по защите свободы слова, в 2020 году зафиксировано 273 различных случаев давления на СМИ, в их числе, 61 судебная тяжба в отношении журналистов и СМИ по статье 1087.1 Гражданского кодекса «Оскорбление и клевета». В 2019 году комитет зафиксировал 134 случая давления на СМИ, в том числе, 89 судебных тяжб в отношении журналистов и СМИ.
Штрафы за клевету и оскорбление являются уголовным наказанием, а не компенсацией за нарушение гражданских прав, заявил в ходе дискуссии юрист-международник, адвокат Ара Казарян. По его словам, поправки не преследуют цель компенсировать моральный ущерб и могут привести к сокращению информационного потока.
«В международном праве есть «красные» линии - любое регулирование закона, если несет в себе угрозу свободе слова, недопустимо. СМИ играют важную роль в становлении демократии, но власти вместо того, чтобы начать диалог по поиску решений проблемы, стремятся найти сиюминутное решение. Такие регулирования, в том числе об анонимных источниках, противоречат интересам демократичного общества», - подчеркнул адвокат.
Практика показывает, что суды не выносят решения о выплате максимального размера компенсации – один или два миллиона драмов, и ограничиваются штрафом в размере 100 тысяч драмов (около 200 долларов), подчеркнул Казарян. «И если, предположим, новые регулирования не будут действовать, а суды сохранят эту практику, тем не менее изменения приведут к тому, что СМИ и журналисты станут скованными. Публикуя информацию, которая хоть и может оскорбить, но содержит сведения, предоставляющие общественный интерес, журналист должен быть уверен, что не будет подвергаться преследованию за обнародование этих сведений», - считает он.
В Уголовном кодексе максимальная сумма штрафа составляет 800 тысяч драмов (около 1,5 тысячи долларов), и не исключено, что ответчик предпочтет отсидеть год-другой в тюрьме, чем платить столь баснословную компенсацию, добавил юрист-международник.
Журналистские и общественные организации потребовали отказаться от увеличения компенсаций
Десять армянских журналистских и общественных организаций потребовали отказаться от второго и окончательного чтения законопроекта, провести консультации с медиа-экспертами для решения проблемы распространения клеветы и оскорблений в СМИ. Если же проект закона получит одобрение парламента, авторы заявления требуют от президента не подписывать законодательные изменения, «выразив, тем самым, свое отношение к данной регрессивной инициативе».
По армянскому законодательству, для вступления закона в силу его должен подписать президент страны. Согласно статье 129 Конституции, президент подписывает и обнародует принятый закон в 21-дневный срок.
Представители журналистских и общественных организаций требуют от международных структур дать оценку законодательным инициативам, касающихся СМИ, а также принять меры для исправления ситуации. Инициативы властей, связанные со СМИ, воспринимаются как давление на свободу слова в собственных узко-политических интересах, говорится в их заявлении, опубликованном 13 февраля на странице Ереванского пресс-клуба в соцсети Facebook.
В публикации говорится, что аргументированная критика часто воспринимается как клевета или оскорбление, становясь поводом для судебных исков, а увеличение размера компенсаций затронет журналистов, уважающих закон и профессиональную этику.
По мнению авторов, повышение размера компенсаций нарушит баланс между свободой слова, предусмотренную статьей 10 Европейской конвенции, и достоинством человека, защищенным статьей 8 Конвенции. «Кроме того, инициатива игнорирует решение Конституционного Суда Армении от 2011 года, согласно которому при назначении компенсации за оскорбление и клевету суд обязан учесть финансовое состояние СМИ, чтобы не привести к его краху», - отмечается в заявлении.
Авторы заявления также выразили озабоченность «репрессивностью законодательных поправок касательно информационной сферы», в частности инициативой о запрете СМИ ссылаться на анонимные источники информации.
1 февраля правящая фракция предложила поправки в Административный кодекс, согласно которым СМИ запрещается ссылаться на анонимные источники – Telegram-каналы, сайты и страницы в соцсетях, владельцы которых неизвестны. Нарушение этого требования предполагает штраф в 500 тысяч драмов (около тысячи долларов) и один миллион драмов (около двух тысяч долларов) в случае повторного нарушения.
«Регрессивные инициативы властей, связанные со СМИ, воспринимаются как давление на свободу слова в собственных узкополитических интересах. Ограничения спецслужб на деятельность журналистов в приграничье Сюника - яркий пример этого», - говорится в публикации.
Служба нацбезопасности Армении 12 февраля запретила журналистам без специального разрешения работать в приграничных селах Сюникской области. Представители общественных и журналистских объединений заявили, что требование спецслужб противоречит Конституции Армении и указывает на возможность новых территориальных уступок со стороны Еревана.
Заявление подписали Комитет по защите свободы слова, Ереванский пресс-клуб, Центр медиа-инициатив, журналистский клуб «Аспарез», Центр свободы информации, Институт многосторонней информации, Клуб общественной журналистики, Горисский пресс-клуб, а также общественные организации «Журналисты во имя прав человека» и «Журналисты во имя будущего».