ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Поправки в законодательство изменили формат акций в поддержку дагестанского журналиста Абдулмумина Гаджиева, однако интерес к его делу со стороны жителей Дагестана не угас, указал заместитель главного редактора "Черновика" Магомед Магомедов. Материалы Гаджиева продолжают публиковаться в еженедельнике, читатели поддерживают журналиста респостами в соцсетях, отметил журналист Идрис Юсупов.
Как писал "Кавказский узел", коллеги и друзья журналиста "Черновика" Абдулмумина Гаджиева регулярно проводят акции протеста в Махачкале с требованием освободить его. Серии одиночных пикетов прошли 11 и 18 января. Силовики взяли объяснения у некоторых протестующих, но акции не препятствовали. Замглавного редактора "Черновика" Магомед Магомедов 27 января заявил, что акции в поддержку Гаджиева в Махачкале будут продолжены, они также пройдут и в Ростове-на-Дону, где рассматривается дело журналиста.
Глава благотворительного фонда "Ансар" Абубакар Ризванов, Кемал Тамбиев (также упоминается в СМИ как Тембиев) и журналист дагестанской газеты "Черновик" Абдулмумин Гаджиев были задержаны силовиками по делу о финансировании терроризма. Гаджиев находится под арестом с июня 2019 года. 21 октября 2020 года Следком отчитался о завершении расследования дела в отношении журналиста и передаче его в суд. Следователи считают, что Гаджиев и его предполагаемые сообщники собрали для террористов под предлогом строительства мечетей и помощи малоимущим мусульманам 68 миллионов рублей и 200 тысяч долларов. Гаджиев настаивает на своей невиновности, 27 января в суде он назвал обвинение против него абстрактным. Его коллеги считают преследование журналиста давлением на него.
Одиночный пикет в поддержку Гаджиева состоялся 22 февраля. В одиночном пикете, согласно новым требованиям закона, участвовал один человек - заместитель главного редактора "Черновика" Магомед Магомедов. Помимо него на месте проведения акции присутствовали в качестве наблюдателей родственники Гаджиева и представители прессы. Проезжающие мимо водители поддержали участника одиночного пикета автомобильными гудками, передал корреспондент "Кавказского узла".
23 декабря 2020 года депутаты Госдумы России в окончательном чтении одобрили законодательные инициативы Дмитрия Вяткина, ужесточающие требования к организации митингов и других публичных мероприятий. В частности, закон официально признает митингом серию одиночных пикетов, "объединенных единым замыслом и общей организацией". "Пикетные очереди", когда пикетчик с плакатом стоит один, но рядом с ним находятся другие активисты, которые сменяют на посту пикетчика друг друга, нужно будет согласовывать, как и митинги, указано в публикации Znak от 23 декабря. Поправки в закон о пикетах, которые вступят в силу 10 января, раскритиковали активисты юга России.
Магомед Магомедов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что его одиночный пикет в поддержку Гаджиева длился в течение часа, и он был единственным участником акции.
Он сказал, что сотрудники полиции потребовали от него объяснить цель пикета, он выполнил их требование. Никаких препятствий проведению акции со стороны сотрудников правоохранительных органов не было, сказал Магомедов.
Магомедов считает, что поправки в законодательство изменили формат проведения акции, но не повлияли на их качество. "Люди теперь не могут участвовать в пикетной очереди, а каких-то других серьезных ограничений они [поправки в законодательство] не повлекли",- отметил Магомедов.
Коллега Гаджиева уверен, что изменение формата проведения акций не только не повлияет на качество одиночных пикетов, но и может увеличить их количество, привлекая внимание людей к различным проблемам.
"Если люди выходят, значит, есть проблема. Вместо решения проблемы государство занимается тем, что запрещает эти проблемы", - считает он.
Если ранее несколько людей стояли в одной пикетной очереди, то теперь она преобразуется в десять отдельных одиночных пикетов, предположил Магомедов.
Увеличение количества одиночных пикетов и расширение затрагиваемых в них проблем приведет к тому, что государство опять пойдет не по пути решения проблемы, а по пути запрета, не исключил он.
Магомедов рассказал, что это не первое одиночное пикетирование после принятия поправок в законодательство. Еженедельные акции в поддержку Гаджиева были приведены в соответствие с новыми стандартами сразу после вступления в силу новых законодательных норм в начале года, указал он.
Заместитель главного редактора "Черновика" рассказал, что новые публикации Гаджиева не появлялись на страницах еженедельника с момента его этапирования в Ростов-на-Дону. По мнению Магомедова, отсутствие новых материалов от Гаджиева связано с тем, что журналисту трудно присылать в редакцию материалы из ростовского СИЗО.
При этом на страницах газеты и в интернет-версии "Черновика" появляются старые материалы Гаджиева, выходившие в еженедельнике в предыдущие годы.
Изменения требований при проведении одиночных пикетов отразились на формате акций в поддержку Гаджиева, но не повлияли на их интенсивность, отметил дагестанский журналист Идрис Юсупов. Реакция прохожих и водителей на еженедельные пикеты в поддержку Гаджиева в Махачкале говорят о том, что интерес жителей к делу Гаджиева не угас, сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
В "Черновике" и в социальных сетях продолжают публиковаться статьи Гаджиева, рассказал Юсупов. "Мы видим по социальным сетям, что интерес (к ним) растет, и многие делают репосты его публикаций", - отметил он.
Родные Гаджиева ждут снятия ограничений на посещение заседаний суда
Журналист чувствует себя хорошо и получает посылки, регулярно отправляемые из Махачкалы, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Гаджиева Арсен Шабанов. Дата следующего заседания по делу Гаджиева еще не определена, сказал он. Адвокат предположил, что следующее заседание может состояться только в начале марта.
Также остаётся неясным вопрос о допуске родных и представителей средств массовой информации на последующие судебные заседания, сказал адвокат.
Жена Абдулмумина Гаджиева Дана Сакиева рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что еще не посещала супруга в ростовском СИЗО. По ее словам, в последний раз она видела своего мужа в день этапирования из махачкалинского СИЗО в декабре 2020 года. Дети Абдулмумина Гаджиева навещали отца в СИЗО осенью 2020 года, сказала она.
Жена Гаджиева отметила, что на предыдущие заседания суда родственники не допускались, поэтому она не приезжала в Ростов-на-Дону.
Сакиева усомнилась, что на следующее заседание будут допущены родственники и другие желающие присутствовать на процессе. Она отметила, что посетит судебное заседание и будет добиваться свидания с Гаджиевым, как только появится такая возможность. Поездка в Ростов-га-Дону из Махачкалы предполагает определенные трудности, поэтому Сакиева не планирует брать с собой детей.
Россия в 2020 году вошла в число лидеров по числу журналистов, находящихся в заключении, среди них редактор "Черновика" Абдулмумин Гаджиев, сообщил 15 декабря 2020 года Комитет по защите журналистов, призвав освободить арестованных.
Дело Абдулмумина Гаджиева имеет общие черты с попыткой уголовного преследования журналиста "Медузы" Ивана Голунова, указали участники онлайн-дискуссии, проведенной на "Кавказском узле" 27 июня 2019 года. Подробнее о деле Гаджиева говорится в материале "Кавказского узла" "Голунов номер два": главное о деле Абдулмумина Гаджиева". Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов".