ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Карабахские власти перед войной обещали жилье беженцам из Азербайджана, которые ждут своей очереди больше 30 лет, но теперь чиновники забыли о них и заняты лишь жилищной проблемой новых вынужденных переселенцев, заявили беженцы. Первоочередное право на жилье необходимо семьям, которые сегодня оказались в наиболее стесненных условиях, возразили вынужденные переселенцы.
Как писал "Кавказский узел", с началом карабахского конфликта в конце 1980-х годов в Нагорный Карабах прибыли более 120 тысяч армянских беженцев. Большинство из них в последующие годы разъехались по разным странам, но 30 тысяч беженцев остались в регионе. До 500 семей из их числа за 30 лет так и не получили жилье.
После 44-дневной войны осенью 2020 года карабахские власти стали уделять больше внимания беженцам с территорий, которые перешли по итогам боевых действий под контроль Азербайджана, чем беженцам конца 1980-х и начала 1990-х годов, указывал глава "Союза беженцев Нагорно-Карабахской Республики" Саро Сарьян. Он отметил, что есть семьи, которые за время карабахского конфликта стали беженцами уже дважды, а то и трижды.
Беженцы, покинувшие Азербайджан в первые годы карабахского конфликта, требуют от властей Нагорного Карабаха исполнения обещаний, данных во время предвыборной кампании весной 2020 года. Тогда власти обещали решить многолетние социальные проблемы беженцев, однако после осенней войны этот вопрос уже не поднимается.
На совещании с главами общин Аскеранского района 11 марта президент Нагорного Карабаха Араик Арутюнян заявил, что главным приоритетом для правительства является программа по обеспечению жильем вынужденных переселенцев с территорий, которые по итогам боевых действий оказались под контролем Азербайджана. Он объявил, что жилье в Степанакерте получат те семьи, которые до войны проживали в городских населенных пунктах – Шуши и Гадруте, а также семьи погибших военнослужащих. В свою очередь, сельские жители получат жилье в сельских населенных пунктах. По словам Арутюняна, программа обеспечения жильем вынужденных переселенцев должна быть реализована в кротчайшие сроки.
По данным Министерства соцобеспечения, труда и миграции Нагорного Карабаха, по итогам последней войны беженцами стали более 34 тысяч карабахцев. К концу января только 8 тысяч из них нашли временное пристанище в Степанакерте и других населенных пунктах региона.
Беженка из Баку Нонна Товмасян, живущая в Нагорном Карабахе с 1988 года, на своей странице в Facebook раскритиковала власти непризнанной республики за невнимание к судьбам беженцев из Азербайджана, которые "ждали, что вот-вот решится их жилищная проблема".
"А теперь говорят, что в первую очередь [жилье] получат шушинцы, причем в Степанакерте. Лучше бы сперва разместили гадрутцев, которые скитаются по Армении и мечтают вернуться. Они хоть свои дома, построенные потом и кровью, потеряли, - шушинцы же в основном жили в домах, оставленными азербайджанцами, и вот опять халявное жилье получат. А мы как ждали тридцать с лишним лет, так и продолжим ждать. Получается, что мы самые пострадавшие, если еще должны жить по соседству и дружить", - написала беженка после заявления Арутюняна 11 марта.
В четверг, 18 марта, президент Нагорного Карабаха встретился с группой армянских беженцев, которые в конце 1980-х и начале 1990-х годов вынужденно покинули Азербайджан. Арутюнян заверил беженцев, что их проблемы "находятся в центре внимания государства" и власти "будут делать все возможное для защиты их прав и интересов, а также обеспечения жильем и улучшения жилищных условий".
Новости о встречах чиновников с вынужденными переселенцами создают впечатление, что "проблемы беженцев из Азербайджана отодвинуты далеко на задний план", заявила корреспонденту "Кавказского узла" Нонна Товмасян.
"Если беженцы из Азербайджана, которые нуждаются в жилье, последние 33 года жили на съемных квартирах, ждали и надеялись, то пусть вынужденные переселенцы тоже немного подождут. Кроме того, после освобождения Шуши в 1992 году многие беженцы из Азербайджана получили там жилье безвозмездно. Получается, что и сейчас им государство предоставит бесплатно жилье? А как же беженцы в Степанакерте или в районах - они опять останутся без жилья после стольких лет ожидания?" - возмущена она.
По мнению Товмасян, многочисленные беженцы из Азербайджана, живущие в Степанакерте и других карабахских населенных пунктах, оказались вне внимания властей, хотя осенняя война 2020 года ударила по ним не в меньшей степени, чем по новым вынужденным переселенцам.
В последние 20 лет жилье в Нагорном Карабахе предоставлялась беженцам из Азербайджана, если они входили в определенные социальные категории. При этом значительная часть беженцев, нуждаясь в улучшении жилищных условий, ни под одну из социальных программ не подпадала. Так, в студенческом общежитии Арцахского государственного университета более 25 лет ждали обещанного жилья 30 армянских семей из Азербайджана. По состоянию на 2019 год значительное количество семей беженцев проживало в "подвалах, конторах и на съемных квартирах".
В Степанакерте сейчас находятся до 200 семей беженцев из Азербайджана, которые за все годы не были обеспечены жильем, сообщила "Кавказскому узлу", активистка, беженка из Сумгаита Рузанна Авакян, покинувшая Азербайджан в 1988 году. По ее словам, до начала военных действий осенью 2020 года во всем Нагорном Карабахе жило до 500 таких нуждающихся семей.
Отдельной госпрограммы по обеспечению жильем беженцев из Азербайджана долгое время не было: жилье от государства получали те семьи из них, которые одновременно являлись семьями погибших воинов, инвалидов или многодетными, пояснила Авакян. "Лишь в 2016 году началась программа по выплате компенсаций 70 семьям, которые живут на съемных квартирах, и эта программа продолжается по сей день", - сказала она.
Беженцы-армяне должны быть обеспечены жильем, поскольку их возвращение в Азербайджан невозможно, отметила Авакян. "Мы, беженцы из Азербайджана, в частности женщины, планируем в ближайшее время создать инициативную группу и выдвинуть свои требования. Эти требования будут в письменном виде отосланы в правительство", - заявила она.
Основное требование заключается в создании государственной комиссии при президенте Нагорного Карабаха, которая будет заниматься проблемами исключительно беженцев из Азербайджана, пояснила активистка. "Там должны работать только люди, которые не преследуют личных целей и амбиций, и беспристрастно подходят к работе", - отметила она.
По словам Авакян, программы по обеспечению жильем внутренне перемещенных лиц и беженцев из Азербайджана должны реализовываться параллельно. "То есть, если бывшим жителям Шуши или Гадрута выдается жилье, то какое-то количество жилья должно выделяться и для беженцев из Азербайджана в Степанакерте", - объяснила активистка.
Еще одно требование беженцев заключается в привлечении внимания международной общественности к проблемам беженцев из Азербайджана в Нагорном Карабахе. Этим, по мнению Авакян, должны активно заниматься сотрудники МИД Нагорного Карабаха, а также офис омбудсмена. Последняя структура обязана серьезно изучить проблемы беженцев и заниматься защитой их прав также внутри республики, отметила активистка. "Власти должны поменять свой подход к решению проблем беженцев и не допускать те ошибки, которые допускали в прошедшие годы", - заключила она.
Жительница Нагорного Карабаха Светлана Лазарян, родилась и выросла в Баку, но с началом карабахского движения в 1988 году вся ее семья была вынуждена покинуть родной город, оставив там все имущество. Им удалось забрать с собой лишь документы и перебраться в Нагорный Карабах.
Карабахское движение было создано в поддержку требования армянского населения НКАО о передаче области из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. 13 февраля 1988 года на степанакертской площади имени Ленина перед зданием обкома партии состоялся митинг с требованием о воссоединении НКАО (Нагорно-Карабахской автономной области) с Арменией. Спустя несколько дней, 26-29 февраля 1988 года, произошли сумгаитские погромы, ставшие первым массовым взрывом этнического насилия в новейшей советской истории. Они привели к первым потокам беженцев из Азербайджана в Нагорный Карабах и Армению. В январе 1990 года, после двухдневного погрома армян в Баку, множеств армян вынуждены были бежать из столицы Азербайджана, говорится в справке "Черный январь" в Баку (1990)"
Женщина рассказала, что поначалу ее семья проживала у родных в селе Ванк Мартакертского района, но во время первой карабахской войны в начале 1990-х годов их дом был полностью разрушен. С тех пор семья живет на съемных квартирах в Степанакерте.
По словам Лазарян, все члены ее семьи - родители, она сама, муж и двое их детей - в Нагорном Карабахе получили внутренний статус беженцев, подтвержденный документом в виде картонной книжки. Власти обещали обеспечить жильем, но их помощь тогда ограничилась семью килограммами фасоли. Только в 2020 году им начали компенсировать арендную плату за съемное жилье в сумме 45 тысяч драмов по правительственной программе для беженцев из Азербайджана. За все прошедшие годы Светлана многократно обращалась в разные инстанции Нагорного Карабаха с просьбой обеспечить ее семью жильем, но ответа ни разу не получила.
"Я полностью согласна с тем, что написала Нонна Товмасян на своей странице в социальной сети. До осенней войны 2020 года нам, беженцам из Азербайджана, живущим в Степанакерте, обещали, что нас обеспечат жильем по отдельной государственной программе. Нам это обещал в ходе предвыборной встречи с беженцами весной 2020 года нынешний президент (Араик Арутюнян). Было обещано, что все те беженцы из Азербайджана, которые живут на съемных квартирах, будут обеспечены (своим) жильем. Я считаю, что власти должны выполнить все обещания, данные до войны 2020 года", - заявила беженка из Баку.
Для многих беженцев из Азербайджана, проблема жилья и трудоустройства так и осталась нерешенной, отметила она.
"Среди беженцев из Азербайджана было много высококвалифицированных специалистов в разных сферах, но они не были трудоустроены, поэтому многие семьи беженцев вынуждены были покинуть Нагорный Карабах. В то же время многие семьи остались, активно участвовали во всех карабахских войнах, но отношение к нам не меняется. Ощущение, что власти просто закрывают глаза на наши проблемы. Во всех правительственных решениях ставится только жилищная проблема семей, которые проживали на ныне подконтрольных Азербайджану территориях, а вопрос жилья для беженцев из Азербайджана, которые 33 года ждут, почему-то обходят стороной", - объяснила Светлана Лазарян.
Еще одной проблемой беженцев из Азербайджана в Нагорном Карабахе она считает отсутствие международного статуса. По ее мнению, власти республики недостаточно активно поднимали вопрос прав беженцев на международных платформах.
"Внутренний статус ничего не решает. Я вижу тенденцию, что наши власти, почему-то хотят нас из статуса беженцев перевести в статус вынужденных переселенцев. Это непозволительно: моя семья не переселенцы, а настоящие беженцы из Баку. Я и члены моей семьи, родились, выросли, жили до 1988 года в Баку, но нас изгнали оттуда. Нам, беженцам из Азербайджана, просто обязаны выдать международный статус беженца, мы должны добиться этого. Если мы добьемся этого, то и к насильственно перемещенным в результате военных действий 2020 года лицам подход будет другой, их права также будут защищены", - заявила Лазарян.
Офис "Союза беженцев Нагорно-Карабахской Республики" в Степанакерте продолжает регистрировать семьи, которые уже второй раз стали беженцами. Эта работа ведется по требованию властей, сообщил "Кавказскому узлу" глава организации Саро Сарьян.
"Мы составляем списки семей беженцев из Азербайджана, которые проживали в тех населенных пунктах, которые в результате войны (2020 года) оказались под контролем Азербайджана - то есть, осенняя война сделала их беженцами во второй раз", - отметил Сарьян.
Сейчас регистрируются только те семьи, которые находятся в данный момент в Нагорном Карабахе. Они будут включены в список нуждающихся в жилье. "Данные о 240 семьях уже переданы в министерство территориального управления и развития. Процесс регистрация продолжается", - сказал Сарьян, отметив, что точное число семей беженцев из Азербайджана, нуждающихся в жилье, пока не определено - многие такие семьи после войны еще не вернулись в Нагорный Карабах.
Распределение постоянного жилья между беженцами и вынужденно перемещенными лицами пока не проводится, власти продолжают собирать данные о нуждающихся, сообщил "Кавказскому узлу" пресс-секретарь Министерства территориального управления и развития Нагорного Карабаха Ваче Варданян.
По его словам, в сельских населенных пунктах предоставляется временное жилье всем тем беженцам, которые готовы временно поселиться в общинах со свободным жилым фондом. "Министерство принимает заявки от семей, оставшихся без крова в результате войны 2020 года, для обеспечения жильем в сельских населенных пунктах Республики Арцах (самоназвание Нагорного Карабаха). Сейчас процесс подачи заявок продолжается, граждане будут дополнительно проинформированы о дальнейших шагах", - сказал Варданян.
Данных о том, сколько уже принято заявок, он не озвучил, сказав, что "пока рано говорить о цифрах". Также нет информации о том, сколько семей вынужденных переселенцев уже обеспечены временным жильем - главы общин пока не представили министерству списки, потому что процесс заселения продолжается.
Семья Гоар Авакян из Гадрутского района временно поселилась в общине Норагюх Аскеранского района. Женщина, чья семья потеряла жилье в результате последней войны, находит требования беженцев из Азербайджана справедливыми, но выступает за индивидуальный подход. "Я не против, чтобы беженцам из Азербайджана также выдавали жилье. Наверное, надо все изучить, выяснить, кто в каких условиях живет, кто больше нуждается в жилье, а кто может подождать пару лет. Думаю, так будет правильно", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Схожего мнения придерживается Армен Аванесян, который до войны проживал в Шуши. "Если поставлен вопрос, каких беженцев в первую очередь обеспечить постоянным жильем, то надо решать по справедливости. Моя семья с малыми детьми сейчас ютится в одной из гостиниц Степанакерта, но ведь так долго прожить невозможно. Считаю, что нашу семью жильем должны обеспечить в первую очередь. А если семья проживает в просторном, хоть и съемном жилье, где есть все бытовые условия, то такая семья может подождать немного", - сказал он.
Взятие Шуши в ноябре стало ключевым событием обострения карабахского конфликта осенью 2020 года – после этого азербайджанские войска оказались в непосредственной близости от столицы непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, Степанакерта. Армения с потерей Шуши пошла на заключение мирного соглашения, по которому карабахские власти утрачивали контроль над двумя третями территории. Какие это территории, указано на опубликованной на "Кавказском узле" карте. Также на "Кавказском узле" опубликована карта размещения российских миротворцев в Нагорном Карабахе. Кроме того, "Кавказский узел" собрал хронику боевых действий. Материалы о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Карабах: худой мир или война?"