ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Заседание суда по делу о смерти владикавказца Владимира Цкаева отложено в связи с очередным ходатайством защиты одного из обвиняемых полицейских, вдова Цкаева сочла это попыткой затянуть судебный процесс. Правоохранители в России получают более мягкие наказания по сравнению с другими обвиняемыми по аналогичным делам, указали опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.
Как сообщал "Кавказский узел", суд в Северной Осетии рассматривает дело о смерти жителя Владикавказа Владимира Цкаева с января 2019 года. В марте суд отказался удовлетворить ходатайства подсудимых о возвращении дела прокурору на доследование. Адвокат вдовы Цкаева сочла эти ходатайства способом затянуть рассмотрение дела.
39-летний отец двоих детей Владимир Цкаев скончался в ночь на 1 ноября 2015 года после допроса в отделе полиции Владикавказа. В причастности к его смерти обвинены 10 полицейских. Их пытались отпустить на свободу, но митинги и замена следователей не позволили спустить дело на тормозах, указано в справке "Кавказского узла" "Дело Цкаева: смерть после допроса в полиции".
19 марта в Ленинском райсуде Владикавказа прошло очередное заседание по делу Владимира Цкаева. Формально заседание было открытым, а ограничения, связанные с эпидемией коронавируса, уже давно отменены для всех категорий, кроме лиц старше 60 лет, но доступ в зал суда для "посторонних" был закрыт по приказу председателя суда под предлогом эпидемии, указала корреспонденту "Кавказского узла" вдова Земфира Цкаева. "Мы ходатайствовали, чтобы допустили журналистов, но суд отказал", - отметила она.
Земфира Цкаева посетовала, что адвокаты подсудимых продолжили практику подачи ходатайств. "На заседании подал ходатайство Магомет Медоев, адвокат обвиняемого Олега Дзампаева. Судья взял перерыв на изучение этого ходатайства до 22 марта. Они подают эти ходатайства уже в течение двух месяцев на каждом заседании. Это делают один-два человека из группы 12 адвокатов. Все эти ходатайства, нацелены лишь на одно — добиться, чтобы дело вновь передали на доследование в прокуратуру. Вероятно, они пытаются затянуть дело, понимая, что после трех лет рассмотрения оно движется к концу. Мы неоднократно в устной форме заявляли судье, что надо это как-то прекратить. Судья заявил в ответ, что он не может этого сделать, и они могут подавать ходатайства столько, сколько захотят", - рассказала она.
По словам вдовы, она неоднократно обращалась с жалобами на сложившуюся ситуацию в Верховный суд Северной Осетии и федеральные структуры. "Но, к сожалению, нам всюду отвечали отписками", - констатировала Земфира Цкаева.
На заседании суда 1 февраля была заслушана аудиозапись разговора между подсудимым Бигаевым и следователем Хугаевым. Следователь рассказывает о том, как избежать наказания. В частности, он говорит, что будет просить о домашнем аресте, который потом будет продлеваться.
В ходе слушаний выяснилось, что следствие велось спустя рукава, а сейчас защита пытается затянуть процесс, указала корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Земфиры Цкаевой Анжелика Сикоева, комментируя представленную в суде аудиозапись разговора Хугаева с Бигаевым. "По некоторым статьям обвинения мы уже приблизились к грани фола. Срок их давности истекает в октябре, но я думаю, что мы все-таки успеем выйти на приговор", - заключила она.
В России сложилась устойчивая практика корпоративной солидарности судейского корпуса и представителей правоохранительных органов, когда оказавшиеся под судом за насилие над простыми людьми представители правоохранительных органов получают более мягкое наказание, чем другие осужденные за такие же преступления, указали опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" правозащитники.
Руководитель программы "Горячие точки" Правозащитного центра "Мемориал"* Олег Орлов заявил, что подобная ситуация характерна для всей России. "Однако если в других регионах правозащитникам путем очень серьезных усилий удается добиться справедливости, то на Северном Кавказе такие случаи происходят значительно реже - их можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. К примеру в Чечне, уже начиная с 2007 года, когда прокуратура организовала целую серию «посадок» кадыровцев, не было ни единого случая осуждения сотрудника правоохранительных органов, совершившего подобное преступление", - указал правозащитник.
По данным и.о. руководителя северокавказского отделения "Комитета против пыток" Магомеда Аламова, в 80-85% случаев по подобным обращениям вообще не возбуждаются уголовные дела. "Если же возбуждают, то либо волокитят дело, либо в конце концов выносится постановление о его прекращении. Все это побуждает людей обращаться в ЕСПЧ. Хотя это не устраняет нарушение, но люди хотя бы получают какую-то компенсацию за свои страдания", - заключил он.
* организация включена Минюстом России в реестр "иностранных агентов".