06:38 / 25.03.2021Зоозащитники пожаловались на равнодушие властей Адыгеи

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Правоохранительные органы Адыгеи не реагируют на сообщения о жестоком обращении с безнадзорными животными, а местные зоозащитники сталкиваются с угрозами и вынужденно отказываются от активной публичной деятельности, сообщили активисты. Республиканские власти не открывают приюты для бездомных животных, а необходимые для этого региональные законы не приняты, констатировали они.

Как писал "Кавказский узел", майкопские зоозащитники Ирина Адещенко и Андрей Тимченко хотели провести одиночные пикеты против систематического отстрела безнадзорных животных в Адыгее, но были задержаны и приговорены к 30 часам общественных работ.

Сообщение о задержании зоозащитников в Майкопе поступило через форму обратной связи "Кавказского узла". "Задержаны двое зоозащитников, Адещенко Ирина Станиславовна и Тимченко Андрей Евгеньевич [...] Задержанные граждане пытались с плакатами в руках выразить свое несогласие с систематическими противозаконными отстрелами бесхозных животных", – написал автор сообщения.

Пользователи WhatsApp могут присылать "Кавказскому узлу" сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

Российские зоозащитники распространили в соцсетях информацию о запланированной на сегодня, 25 марта, массовой расправе над бездомными собаками в регионах страны. При этом они ссылаются на сообщения некоторых пользователей о том, что "на 25-е число намечено грандиозное сокращение численности бездомных животных по всем регионам страны, люди уже просто в бешенстве от нападения на детей свор собак".

Адвокат палаты Чеченской Республики Ольга Месяцева сообщила 24 марта корреспонденту "Кавказского узла", что написала заявление в органы власти от имени зоозащитников с требованием выявить и наказать организаторов кровавой акции и предотвратить ее.

Она также прокомментировала ситуацию с майкопскими зоозащитниками Ириной Адещенко и Андреем Тимченко. По словам Месяцевой, некоторые адыгейские зоозащитники после этого инцидента отказались от такой деятельности, опасаясь последствий для себя и близких.

Тимченко и Адещенко "согласились с обвинением и даже обрадовались, что их не посадили и не дали штраф, так как по данной статье предусмотрена ответственность более жесткая", - сказала адвокат.

Наказание по статье 20.2.2. КоАП РФ (организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка) – штраф в размере до двадцати тысяч рублей, обязательные работы на срок до ста часов или административный арест на срок до 15 суток.

Ольга Месяцева отметила, что ранее не участвовала в делах, где бы суд привлекал зоозащитников к ответственности. Однако она считает, что оснований для составления протокола и вынесения обвинительного постановления против зоозащитников не было. "Андрей Тимченко и Ирина Адещенко ничего не нарушали. Кстати, они стояли на достаточно далеком расстоянии друг от друга. По их же рассказу, к ним подошли [сотрудники правоохранительных органов] и попросили встать рядом с плакатами, чтобы они могли их сфотографировать. На плакатах было написано два слова: "Остановите бойню". Когда два зоозащитника подчинились требованиям и выполнили их прямое указание, встав рядом, то фото, которое сделали [силовики], послужило доказательством в суде, что это был не одиночный и не санкционированный "массовый пикет", – рассказала адвокат.

По ее словам, о задержании Тимченко и Адещенко ей сообщили зоозащитники в чате. "Я поехала в качестве адвоката, но мне так и не дали принять участие в защите Андрея Тимченко и Ирины Адещенко ни в полиции, ни в суде, так как требовалось соглашение либо с ними, либо с родственниками. Но составить соглашение и выписать ордер не получилось. Ночь зоозащитники провели в ужасных условиях в полиции, а в полдень их отвезли в суд, где судья [...], выделив на каждого из них по 10 минут, вынес свои обвинительные вердикты. На суд пришли поддержать задержанных зоозащитники Майкопа, но их не пустили из-за короновируса в зал заседания. Зоозащитники были готовы собрать деньги на штраф, если он будет объявлен. Пустили только меня, как адвоката. Но на суде я была лишь слушателем, так как, повторюсь, ордер выписать не получилось. Я была готова оказать помощь Андрею и Ирине в написании апелляций. Разъяснила им их права на обжалование в течение 10 суток – до 28 марта, но они сразу отказались, сказав, что постановления суда их устраивают", – рассказала Месяцева.

По ее словам, "из беседы с пикетчиками она поняла, что им дали понять, что если они продолжат свою зоозащитную деятельность, то у них будут неприятности и у их близких".

"Как мне известно, они оба отказались от зоозащитной деятельности и вышли даже из зоозащитных чатов, с зоозащитниками не общаются", – рассказала Месяцева.

По ее словам, к общественным работам Адешенко и Тимченко еще не приступили. "Им сказали, что после вступления решения суда в силу, то есть после 28 марта, они получат разнарядку от службы судебных приставов и приступят к выполнению назначенных судом обязательных работ. Где именно – еще не известно", – уточнила адвокат.

Она также рассказала, что 16 марта по факту жестокого обращения с животными обращалась в полицию Майкопа, и дежурный заверил ее, что заявление будет зарегистрировано. "19 марта обратилась с просьбой назвать регистрационный номер моего заявления, но выяснилось, что такого заявления якобы вообще не было, и никто его не регистрировал. Я еще буду выяснять, почему не было принято и зарегистрировано мое заявление. Я подала 24 марта очередное заявление по факту размещенного в социальных сетях заявления о массовом уничтожении бездомных животных 25 марта. Считаю, что правоохранительные органы должны реагировать на такое беззаконие", – добавила адвокат.

Она показала корреспонденту обращение на имя властей Адыгеи по поводу предполагаемого массового убийства безнадзорных животных, запланированного на сегодня, 25 марта. Месяцева попросила принять меры быстрого реагирования для предотвращения совершения преступлений, "предусмотренных статьей 245 УК РФ (жестокое обращение с животными), а также предотвращения конфликта между зоозащитниками и людьми, призывающими к расправам над животными", а также "установить личности, призывающие к массовому убийству безнадзорных животных".

Зоозащитница из Адыгеи Светлана попросила корреспондента "Кавказского узла" не называть ее фамилию, опасаясь преследований. Она рассказала, что местным правозащитникам нередко поступают угрозы. Что касается Адещенко и Тимченко, то, по словам Светланы, их отказ от зоозащитной деятельности понятен. "Все понимают, что их запугали. Так же запугивают и других, кто пытается противостоять убийствам. Власти должны услышать зоозащитников", – считает Светлана.

Мария, состоящая в зоозащитной организации "Помощь бездомным животным Майкопа", рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что "с начала года участились страшные по своей жестокости убийства собак". "Страшно видеть, как орудуют какие-то маньяки. И главное, что реакции правоохранителей никакой", – посетовала она.

Зоозащитница Татьяна Лысенко уже второе десятилетие выступает против убийств безнадзорных животных в Адыгее. "Даже несмотря на то, что вышли законы, охраняющие животных, убийства все равно продолжаются. Приюта как такового в Адыгее на всех собак нет", – рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".

"Животные должны быть защищены от жестокого обращения", – гласит часть 1 статьи 11 федерального закона "Об ответственном обращении с животными". 

Что касается Адещенко и Тимченко, то, по мнению Лысенко, они ни в чем не виноваты. "Пусть даже они и нарушили какой-то закон о пикетировании, и, может быть, стояли ближе друг к другу, чем положено, на несколько сантиметров, но разве соразмерно это наказание "преступлению", которые совершили эти люди?" - задается она вопросом.

По ее словам, нашумевшим случаем в Адыгее является убийство 40 собак на станции юннатов в 2013 году. "Виновных не нашли [...] А станция юннатов вскоре после расстрела собак перестала существовать и была закрыта. Что касается заявлений по данному расстрелу 40 собак, то куда только я и другие зоозащитники ни обращались. Я лично записывалась на прием к министру МВД Речицкому (Александр Речицкий возглавлял МВД по Республике Адыгея с 2011 по 2016 годы, – прим. "Кавказского узла") и не один раз. Была на приеме у начальника полиции Мелехова. В ответ одни отписки", – рассказала она.

Что касается закрытой станции юннатов, то, по словам Лысенко, территория, где она располагалась, теперь застроена. "Уничтожили многолетний труд детей, озеленивших почти три гектара городской земли, уничтожили веру людей в справедливость [...] Застроили цветущий сад бывшей станции юннатов, созданный руками детей и педагогов", – посетовала Лысенко.

Эколог Евгений Витишко сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что знает о ситуации с зоозащитниками, приговоренными к обязательным работам. "Властям настала пора исполнять законы, принятые по гуманному отношению к животным, а зоозащитникам надо быть более осторожными, и если это одиночный пикет, то не становиться в него вдвоем", – прокомментировал он ситуацию.

По словам лидера краснодарского краевого отделения партии "Яблоко" Ирэн Ильенковой, "в Майкопе действительно нет постановлений администрации, регулирующих ситуацию с безнадзорными животными, и многие проблемы, связанные с ними, пущены на самотек".

"Зоозащитники стараются связываться с другими регионами, потому что проблемы одни и те же: отсутствие или нехватка приютов, равнодушие административной власти к проблеме беспризорных животных, отсутствие заинтересованности депутатов в решении этого вопроса. Несмотря на близость к Краснодарскому краю, Адыгея совсем не озадачена проблемой созданием приютов. В самом Краснодарском крае, пожалуй, только в городе Сочи зоозащитники добились внимания исполнительной власти к вопросу создания приюта", – сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Участок под строительство муниципального приюта для животных, по словам директора департамента окружающей среды Сочи Александра Мамлая, был найден на улице Транспортной в районе ТЭЦ, но, по его словам, "учитывая, что зоозащитные организации категорически против строительства муниципального приюта, так как, по их мнению, там животных будут мучить, то мы прислушались к зоозащитным организациям и нашли инвестора в лице фонда "Вольное дело" Олега Дерипаски".

Одна из адыгейских зоозащитниц показала корреспонденту "Кавказского узла" ответ на обращение в республиканскую прокуратуру, в котором заместитель прокурора Т. В. Горобенко сообщает, что "в ходе проверки доводов обращения по вопросу бездействия органов внутренних дел прокуратурой г. Майкопа изучено 25 материалов процессуальных проверок по фактам жестокого обращения с животными, по которым приняты процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, из которых по шести материалам решения прокурором отменены, материалы направлены в ОМВД России по г. Майкопу для организации дополнительной проверки, в том числе для решения вопроса о возбуждении уголовного дела".

В ответе отмечается, что, несмотря на выделенные на организацию "мероприятий по обращению с животными без владельцев" деньги, "на момент проверки контракты на реализацию указанных полномочий не заключались, договоры на проведение отлова животных, а также на создание приюта для животных [...] не заключались".

При этом в ответе отмечается, что "за 2020 год в ОМВД России по г. Майкопу зарегистрировано более 20 сообщений по фактам агрессивного поведения бродячих собак на территории МО "Город Майкоп".

"С учетом значимости вопроса прокурором города 12 февраля 2021 года проведено оперативное совещание, на котором выработан комплекс мероприятий, направленных на усиление работы на данном направлении, установлению и привлечению к ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с животными. Кроме того, поставлен вопрос о возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 245 УК РФ (жестокое обращение с животными). В настоящее время по требованию прокуратуры города ОМВД России по г. Майкопу 25 февраля 2021 года возбуждено и расследуется уголовное дело по части 1 статьи 245 УК РФ", – говорится в ответе.

Автор:Светлана Кравченко