ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Студентка из Туркменистана Мяхриджемал Худайназарова продолжает учебу в Черкесске, но вынуждена жить с ребенком только на материальную помощь от земляков после выдворения гражданского мужа Розгельды Чолиева из России. Российские пограничники, которые отказывались принимать прошение Чолиева об убежище, теперь отрицают этот факт, сообщил Правозащитный центр "Мемориал"*.
Как писал "Кавказский узел", 2 марта Розгельды Чолиева задержали в московском аэропорту при попытке вернуться в Черкесск к гражданской жене и ребенку. Чолиев заявил, что нуждается в политическом убежище и остался в нейтральной зоне. Пограничники требовали, чтобы Чолиев вернулся в Турцию, из которой прилетел в Россию. 12 марта представители миграционной службы приняли у Чолиева заявление и сообщили, что ему предоставлено временное убежище на три месяца, но вопрос о его размещении не был решен. После трехнедельного пребывания в нейтральной зоне российского аэропорта туркменский оппозиционер все же был принудительно выслан в Турцию - его уведомили об отказе в рассмотрении его ходатайства о статусе беженца.
Чолиев учился в Карачаево-Черкесии с 2018 года, но еще в сентябре 2020 года был отчислен из университета. Правозащитный центр "Мемориал"* сообщал, что руководство вуза угрожало Чолиеву депортацией в Туркменистан за посты с критикой президента Бердымухамедова в соцсетях. Гражданская жена Чолиева продолжает учиться в Черкесске. Из Турции Чолиева могут выдать в Туркменистан, где он подвергнется преследованию, заявили правозащитники, направив 8 марта руководителю Пограничной службы ФСБ Владимиру Кулишову обращение с призывом обеспечить Чолиеву возможность обратиться за убежищем.
Гражданская жена высланного туркменского оппозиционера Мяхриджемал Худайназарова продолжает учиться в институте филологии в госуниверситете в Черкесске. Там она изучает английский и русский языки. Вечером 2 марта, когда Чолиева задержали в московском аэропорту, к Мяхриджемал Худайназаровой пришел комендант общежития и стал уточнять законность ее пребывания в России, упомянув об интересе к ней со стороны полиции.
По словам Худайназаровой, ни она, ни гражданский супруг не имеют никаких льгот от властей Туркменистана и учебу оплачивали самостоятельно. "Учебу мы оплачивали сами, государство за нас не платило. До конца учебного года у меня внесена плата, и я учусь. Более 100 тысяч рублей стоит год обучения. Учеба проходит нормально", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Студентка ожидает воссоединения с супругом и очень переживает из-за его высылки, опасаясь до разговора с ним обнародовать информацию о давлении на семью. "Пока живу и учусь, ребенок здоров. Материально помогают нам только наши земляки — туркменские студенты. Стипендию я не получаю", - пояснила Худайназарова.
В вузах по всей России сейчас обучаются более 20 тысяч студентов из Туркменистана. Части из них власти страны финансируют учебу в российских вузах, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" московский адвокат туркменского происхождения Чары Кулыев.
"Менее чем половине из этого числа студентов учебу оплачивает туркменское государство. Остальные платят сами, как правило, родители помогают. Отбор на бесплатное обучение (в России) производится в самом Туркменистане по своим критериям", - отметил он.
После принудительного выдворения в Турцию представители туркменских властей начали активно разыскивать Чолиева в этой стране, сообщил сегодня Правозащитный центр "Мемориал"*. Сотрудник турецкой полиции еще на выходе из транзитной зоны аэропорта предупредил Чолиева, что представитель туркменского консульства ожидает его второй день, но блогер встречаться с дипломатом отказался. Полицейский после телефонного разговора с консулом передал Чолиеву, что консульство запросило копии всех его документов и обещает "найти его" в Турции.
В тот же день земляки Чолиева, у которых блогер останавливался в Стамбуле до отъезда в Россию, отказались снова принять его - сотрудники консульства посетили этих граждан Туркменистана и предупредили о возможных последствиях помощи оппозиционеру, говорится в сегодняшнем сообщении на сайте "Мемориала"*.
Российская погранслужба сразу после высылки Чолиева в Турцию направила правозащитникам письмо, датированное 22 марта. В нем утверждается, что туркменский блогер вплоть до 18 марта не пытался обратиться к пограничникам с письменным заявлением об убежище, поэтому миграционному управлению МВД это заявление не передавалось. По данным "Мемориала", версия погранслужбы не соответствует действительности - у правозащитников есть фотокопия письменного заявления Чолиева, которое он подал пограничникам еще 6 марта, но пограничники это заявление, вопреки требованиям закона, принять отказались.
"В ответе погранслужбы нет упоминаний и о визите к просителю убежища в международную зону 9 марта лица, назвавшегося представителем миграционного органа МВД. Это неизвестное лицо приняло у него заявление об убежище и сообщило, что оно будет рассмотрено в течение примерно трех месяцев", - отмечается в публикации правозащитников.
Также они обращают внимание, что 18 марта пограничники все же приняли повторное ходатайство Чолиева о признании его беженцем на специальном бланке. "Не понятно, почему этот бланк был предоставлен пограничниками Чолиеву лишь спустя две недели после его попыток в устной и письменной форме обратиться к ним", - пишет "Мемориал"*, призывая руководство погранслужбы провести проверку.
* организация по решению Министерства юстиции РФ включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.