ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В еврейских общинах Майкопа и Ставрополя из-за ковидных ограничений праздничную трапезу - седер провели на дому. Немногочисленная община в Хасавюрте провела седер в синагоге, где собрались 20 человек.
Как писал "Кавказский узел", в 2020 году из-за эпидемии коронавируса иудеи в Дагестане отказались отмечать Песах, ограничившись празднованием в кругу семьи, а традиционные для Песаха лепешки развозили по домам евреев представители иудейской общины республики.
Песах (Еврейская Пасха) — праздник, который отмечается еврейским народом в честь Исхода евреев из египетского рабства. Считается одним из самых важных праздников иудаизма, говорится в публикации интернет-энциклопедии иудаизма toldot.ru.
Вечером 27 марта еврейские общины России, в том числе и на юге страны, начали отмечать праздник Песах. В Майкопе, как рассказал 29 марта корреспонденту «Кавказского узла» председатель местной еврейской общины Яков Френкель, члены общины из-за эпидемии праздновали отдельно по домам. «Мы обеспечили людей специальными праздничными наборами, куда входят маца, виноградный сок, другие продукты, а также пасхальная Агада (части раввинистической литературы, которые не относятся к Галахе - религиозно-юридическом нормам - прим. "Кавказского узла"), посвященная описанию празднования», - рассказал он.
На дому отмечали Песах и евреи Ставрополя, сообщил корреспонденту «Кавказского узла» председатель местной еврейской общины Константин Соломонов. Для многих членов общины подобная ситуация была в новинку, поскольку праздничная трапеза - седер до начала пандемии коронавируса обычно проводилась в общинном центре.
Одна из прихожанок этой общины Анна рассказала корреспонденту «Кавказского узла», что она уже двадцать лет проводит семейный седер у себя дома.
По словам Константина Соломонова, ставропольская община раздала продуктовые наборы к празднику (в которые вошли даже кошерные куры) 400 семьям.
В дагестанском Хасавюрте небольшая община отметила Песах традиционно, проведя седер в синагоге, где собрались 20 человек, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" председатель местной еврейской общины Яков Самандуев.
По его словам, община планирует в ночь с пятницу на субботу провести праздничную трапезу, где будут раздаваться подарки малоимущим членам общины. «У нас есть еще одна традиция - приглашать на седер представителей других конфессий. Мы и в этом году позовем на эту трапезу муллу и священника, а также представителей городской администрации», - отметил Самандуев.
Он с сожалением констатировал, что немногочисленная община не может справиться со свалившимися на нее в последние годы проблемами. «У нас обветшала одна из стен синагоги, она в плачевном состоянии, может упасть. На кладбище летом был пожар, а приехавшая тушить его пожарная машина снесла несколько надгробий. Потом рухнули еще и кладбищенские ворота, но их мы уже восстановили. Что касается остального, то наших ресурсов не хватает, как и помощи из Махачкалы, и мы, конечно, были бы рады поддержке спонсоров», - заключил председатель общины Хасавюрта.
Празднование Песаха продлится до вечера 4 апреля.
Говоря об истоках Песаха, религиовед Юрий Табак подчеркнул, что Песах - один из самых главных праздников в иудаизме и один из самых радостных. «Он отмечает момент освобождения, исход евреев из египетского рабства к свободе. Но проблема в том, что понятия «свобода» в нашем понимании во времена Исхода просто не существовало, и было усвоено уже позже - под эллинистическим влиянием. А во времена Исхода речь, скорее, шла об освобождении рабов. Само же название праздника («песах» - «прошел») отсылает нас к изложенной в Торе истории, как евреи мазали кровью жертвенных животных косяки дверей своих домов, чтобы ангел смерти, поражавший первенцев в Египте, миновал их дома», - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Как отметил Табак, за свою историю Песах претерпел ряд изменений. По его словам, возможно, что нынешний праздник - это слившиеся воедино два празднования — семейный праздник кочевых скотоводов, приносивших в жертву Всевышнему овцу или козу для защиты своих стад и евших жертвенное мясо, который приобрел общегосударственный масштаб по мере централизации культа в Иерусалиме, и праздник опресноков или мацы. Последний относился к числу так называемых аграрных праздников, связанных со сбором урожая. «Первым, в начале апреля, вызревал ячмень. Пшеница поспевала недели на две позже. И как раз из ячменя, считавшегося пищей для бедных, нельзя было приготовить заквашивающееся тесто - получались лишь пресные лепешки, то есть маца», - пояснил религиовед. «Что касается времени их слияния и возникновения единого нарратива Песаха, то некоторые ученые считают, что это случилось лишь во время Вавилонского пленения (VI в. до н. э.), когда, чтобы подбодрить изгнанников, и был создан новый праздник. Другие предлагают более ранние даты» - заключил Юрий Табак
Новости о распространении коронавируса на юге России и Южном Кавказе "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".