23:59 / 07.04.2021Режиссер обозначил миссию фильма о дагестанском селе Чох

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Акцентом документального фильма "Жизнь вокруг свадьбы", показанного на московском фестивале "Артдокфест", стало бытописание дагестанского села Чох. Одна из главных задач фильма - изменить психологию восприятия Кавказа русскими из других регионов, сообщил режиссёр картины Матвей Трошинкин.

Как писал "Кавказский узел", на зрительском голосовании конкурса фестиваля "Артдокфест", проходившем в декабре 2020 года, второе место занял документальный фильм памяти Айшат Магомедовой "Они тоже мечтали", повествующий о тяжелом быте живущих в горах Дагестана женщин. Координатор "Артдокфеста" в Москве Кристина Иванникова тогда сообщила, что фильмы "Граница" и "Жизнь вокруг свадьбы" не вошли в сокращенную программу фестиваля в Москве, но планируется, что они будут показаны в апреле на весеннем "Артдокфесте".

Фестиваль документального кино "Артдокфест" впервые прошел в Москве в 2007 году на площадке кинотеатра "Художественный". Фестиваль был создан для поддержки и продвижения фильмов закрытого профессионального конкурса "Лавровая ветвь".  В рамках российского "Артдокфеста" все основные показы и фестивальные мероприятия были назначены на период с 2 по 9 апреля 2021 года.

Фильм "Жизнь вокруг свадьбы" снял режиссер Матвей Трошинкин - режиссер игрового и документального кино, оператор, актер, член Гильдии кинорежиссеров России, окончил Независимую школу кино и ТВ "Интерньюс", лауреат премий кинофестивалей, проживает в Риге, сообщается на сайте фестиваля "Артдокфест". Фильм рассказывает о жизни горного дагестанского села Чох в период между помолвкой и свадьбой, свидетелем которой стал путешественник вокруг света из Южной Кореи.

Премьера фильма "Жизнь вокруг свадьбы" прошла "прекрасно", сообщила корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь "Артдокфеста" Екатерина Визгалова. "Авторы восторге, (на премьере) была вся съемочная группа, оператор. Встретили (фильм) очень хорошо, позитивно, все остались довольны. Зрители были довольны. Был аншлаг, с учетом 50-процентной рассадки, разумеется", - сказала она.

Визгалова сообщила, что режиссер и сценарист фильма Матвей Трошинкин ранее участвовал в фестивале, но его фильмы были не о Кавказе. По ее словам, кинолента Трошкина "Можно я просто буду" была  в конкурсной программе фестиваля несколько лет назад. "Матвей сам живет в Латвии, в Риге. Он переехал туда какое-то время назад. Сейчас он находится на фестивале, помогает проводить Zoom-встречи, прямой эфир. В Риге он работает в интернет-проекте "Реальное кино" Виталия Манского, где показывают документальные фильмы, и идут обсуждения с авторами", - рассказала Визгалова.

Пресс-секретарь отметила, что Трошинкин работает с разнообразной тематикой, он состоявшийся режиссер. "По первой профессии он оператор, поэтому его картины интересны именно визуальным решением", - подчеркнула она.

Режиссёр фильма "Жизнь вокруг свадьбы" Матвей Трошинкин указал, что его лента является документальным бытописанием жизни дагестанского села Чох. "Артдокфест" ассоциируется с фильмами, в которых понимается, как правило, какая-то жёсткая проблематика. В нашем фильме такого нет. Это картина больше эмоциональная. Она для меня - "энергетическое окошко" в полтора часа. Это возможность прожить небольшую жизнь длинной в 1,5 часа, оказавшись на Кавказе, наблюдая за жизнью села. Композиционная форма - это период между помолвкой и свадьбой", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".

Появление в фильме в качестве главного наблюдателя туриста из Южной Кореи автор считает случайностью. "Это турист, который проезжал мимо нас во время съёмок, и я решил его взять (в фильм). Он ехал из Южной Кореи на велосипеде через весь мир. Для него это был повод заехать в село Чох, буквально на два дня", - отметил Трошинкин.

Он отметил, что жизнь и историю села невозможно было уместить в один фильм. "В фильм вообще невозможно всё втиснуть. Чох - это легендарное село [...] Много разных событий происходило там - и войны были, и походы, и разрушали его. Выдающиеся люди, в том числе ученые из него вышли. Нужно садиться и книгу писать (об истории села), потому что ни один фильм на свете не расскажет ее подробно", - пояснил Трошинкин.

Он сказал, что в фильме много маркеров, которые будут понятны, в первую очередь, дагестанцам. "Для людей с Кавказа, и тем более из Чоха и Гуниба, маркеров из жизни будет намного больше, чем для русских людей", - считает режиссёр.

Он также отметил, что для среднестатистического российского жителя Кавказ - это "напряженная точка, которую всё-таки продолжают опасаться". "Понятно, что на Кавказе много проблем  [...] Очень часто мы забываем, что вообще-то там тоже люди живут, они тоже россияне, и у них обычная мирная жизнь, а не только боевики и КТО", - указал Трошинкин.

Мирную жизнь на Кавказе тоже иногда показывают, но "парадно-прилизанной", заметил он. "Если показывают праздники - то они такие аутентичные, этнографически красочные. За Кавказом закреплена некоторая сказочность. А здесь показано село Чох - март, дождь, снег, грязь, ещё нет зелени  [...]  Коровы, бараны. Обычная такая жизнь. Но всё это совпало с подготовкой к свадьбе и с самой свадьбой. И хотя фильм не поднимает напрямую проблемы острые, но, как мне кажется, даёт возможность задуматься, пофилософствовать, посмотрев на Кавказ с  бытовой стороны", - пояснил Трошинкин. Он сказал, что съемки фильма проходили в марте 2019 года, но кинокартина не была продемонстрирована в прошлом году из-за пандемии.

Одна из главных задач фильма - воздействовать на психологию восприятия Кавказа русскими из других регионов, считает он. "Меня волнует интеграция, потому что Кавказ до сих пор для нас, русских из средней полосы, - территория экзотическая, отделенная от России и немножечко пугающая", - считает Трошинкин.  По его словам, в фильме он закладывал задачу интеграции с этим регионом в сознании и психологии русских людей.

Он сообщил, что впервые фильм о Кавказе снял в 2015, и тогда же впервые побывал в регионе. "Тогда это была полужурналистская работа с организацией "Альтернатива", которая борется, в частности, с трудовым рабством. Был снят небольшой фильм для английского телеканала Guardian. И хотя тема была связана с освобождением людей из кошар, с кирпичных заводов, и должна была испугать, но, как ни странно, эта работа меня влюбила в Дагестан. Тем более и в тематике рабства не всё однозначно", - отметил Трошинкин.

Он сказал, что продолжит работу на Кавказе. "Я бы хотел там чаще бывать. У меня есть  [...]  ещё планы работать и снимать фильмы на Кавказе", - сказал режиссер.

По его словам, в создании фильма нам помог журналист и продюсер документального кино Владимир Севриновский, он же был одним из первых зрителей.

Владимир Севриновский - журналист, фотограф, продюсер документального кино, говорится в его биографии, опубликованной на персональном сайте. Родился в 1975 году в Москве, окончил факультет мировой экономики Государственного университета управления в 1997 году, отучился в аспирантуре вуза, получил степень кандидата экономических наук. Северный Кавказ Севриновский назвал основной областью своей экспертной деятельности: он руководит направлением "Чечня, Ингушетия и Дагестан" туристической фирмы "Кавказ Эксплорэр" и в 2019 году выпустил книгу о путешествиях по Северному Кавказу.

"Часть фильма у нас на аварском языке, и один из героев фильма, Рамазан, переводил нам какие-то (обрывки фраз)", - отметил Трошинкин. По словам режиссера, он показывал Рамазану отдельные эпизоды и спрашивал, как тот к ним относится.

"Село светское, не ортодоксальное. Там люди светских взглядов, и они очень легко смотрят на многие вещи. Например, они на свадьбе пили алкогольные напитки. Я постарался сделать, чтобы фильм был максимально правдивым. Я не пытался делать реверансы местным жителям и показывать их в более красивом свете, чем есть на самом деле. Там в фильме есть даже конфликты  [...] откровенные мысли, которые могут, например, кому-то из местной администрации не очень понравиться. Но это всё как бы пунктиром  - я не погружаюсь ни в одну проблему до конца. Когда вы разговариваете с любым человеком, так или иначе он упоминает вещи, которые его волнуют. К примеру, земельные вопросы, связанные с детским садиком, здание школы в трещинах. Это маленькие маркеры, которые обозначают проблемы", - рассказал Трошинкин.

Режиссер сказал, что герои фильма пока ещё не видели киноленту, но дагестанцы, которые были на премьере в Москве, сказали, что это "чёткий фильм".

"Продюсер подал заявку на участие фильма в московском кинофестивале, который обычно проходит в конце мая-июне. А дальше  [...]  мы обязательно планируем и в Махачкале побывать, и до Чоха его довезти - там тоже есть кинозал свой, дом культуры. Если удастся прокатиться по Дагестану, показать фильм, я был бы счастлив. Мне кажется, это был бы интересный опыт", - резюмировал Трошинкин.

Экскурсоводы рассказали об интересе туристов к Чоху

Первое поселение на территории нынешнего Чоха возникло около 10 тысяч лет назад, оно известно среди археологов как Чохская стоянка, говорится в справке, опубликованной на официальном сайте администрации села. Через земли Чоха проходил известный издревле караванный путь, связывавший Нагорный Дагестан с Закавказьем, Южным Дагестаном, с Северным Кавказом и югом России. До образования современного аула Чох на его территории располагались двенадцать мелких поселений, которые объединились в один аул в начале VIII века, говорится в публикации.

Как отмечают историки, Чох был культурным и политическим центром конфедерации союза сельских общин Андалал. Согласно исторической справке, с конца XVIII века Чох слыл одним из богатейших аулов Дагестана. Жители села занимались в основном овцеводством и торговлей. Чох также являлся известным центром художественного ремесла - здесь занимались металлообработкой, златокузнечеством, оружейным делом, архитектурно-строительным мастерством, художественно-камнерезным искусством. В XIX веке аул Чох был активно вовлечен в бурные события Кавказской войны.

Кавказская война - самый длительный военный конфликт с участием Российской империи, затянувшийся без малого почти на 100 лет и сопровождавшийся тяжелыми жертвами, как со стороны русского, так и кавказских народов. Замирения Кавказа не произошло и после того, как парад русских войск в Красной Поляне 21 мая 1864 года официально ознаменовал окончание покорения черкесских племен Западного Кавказа и завершение Кавказской войны. Вооруженный конфликт, продолжавшийся до конца XIX столетия, породил многие проблемы и конфликты, отголоски которых все еще слышны и в начале XXI века, отмечается в справке о Кавказской войне, опубликованной на "Кавказском узле".

Чох вплоть до середины XX века  удерживал за собой позиции центра арабоязычной культуры и образованности в Нагорном Дагестане. В Чохе выросло не одно поколение известной светской интеллигенции, основы которой были заложены еще в начале XX века (в настоящее время известно более 300 кандидатов и докторов наук). В годы советской власти многие работали на руководящих постах в советских, партийных, просветительских органах республики. Некоторые из них стали жертвами необоснованных репрессий, говорится в материале на сайте села.

После экономических и политических реформ 90-х годов прошлого столетия село пришло в упадок, интеллигенция была вынуждена его покинуть.

"В 90-х годах не только свои родные места, но и в целом Россию покидали многие образованные и интеллигентные люди. Та же участь постигла и селение Чох, откуда вышли десятки профессоров и докторов наук и сотни кандидатов наук. Сейчас в селе действуют государственные бюджетные организации, и население села составляют в основном работники этих учреждений", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель проекта "Этнодом" в Чохе Заур Цохолов. Он был одним из первых, кто вернулся в село и начал развивать в нем туризм.

"Последние 15-20 лет Чоху предрекали повторение участи села Гамсутль (заброшенный горный аул в 10 километрах от райцентра Гунибского района, входит в состав сельского поселения сельсовет Чохский. – Прим. "Кавказского узла"). В республике происходили агломерационные процессы, и многие чохцы покидали село и перебирались в города. Однако полного вымирания села удалось избежать, так как туристический поток дал ему вторую жизнь", - пояснил Цохолов.

Сейчас, по его словам, многие обветшалые дома преобразовывают в гостиные дома, где принимают гостей из разных уголков страны. "Чох потихоньку становится туристическим центром Дагестана. Для гостей организуют экскурсии, рассказывают о выдающихся выходцах села  [...]  Стараемся улучшать сервис, а также популяризировать село, в том числе, помогая в съемках документальных фильмов", - отметил Цохолов.

Панорамы Чоха были популярны для съемок и в советский период, отметила организатор туров по Дагестану Яна Мартиросова. По ее словам, съемочные группы, снимавшие фильмы о Дагестане в те времена, в первую очередь, приезжали в Чох. "И сейчас туристам, приезжающим в Дагестан, интересно посетить Чох. Прежде чем приехать в республику, люди, конечно же, ищут информацию о ней в интернете. И там очень много привлекательных картинок из Чоха, которые создают впечатление исконно старинного села. И поэтому они едут за этой аутентичностью, за колоритом", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Кроме того, до Чоха достаточно легко добраться, отметила Мартиросова. "Это не очень далеко от Махачкалы. Дороги к Чоху хорошие", - пояснила она.

В Чохе также можно отведать традиционные дагестанские блюда, в частности, чуду с творогом и отварным картофелем (ботишал), пояснила она.

"Кавказский узел" также писал, что 9 марта на YouTube-канале проекта "Редакция", запущенного бывшим главредом телеканала RTVi Алексеем Пивоваровым, был опубликован фильм "Кто борется с правилами самого закрытого региона России?". Съемки велись в Дагестане, Ингушетии, Чечне и Кабардино-Балкарии. Жители этих регионов раскритиковали фильм, заявив, что его авторы однобоко представили зрителям Северный Кавказ и допустили грубые обобщения. Поднятые в фильме проблемы важны, но обобщения регионов с разной культурной спецификой неуместны, сочли опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.  Музыканты из Нальчика - Бека Курданов и Дарина Таова - не знали, что фильм проекта "Редакция" будет посвящен ситуации с правами женщин на Северном Кавказе, когда участвовали в съемках, и теперь находят свое изображение в нем неуместным. Проблема домашнего насилия важна для всей страны и не является нормой на Кавказе, как представляет фильм, отметил блогер из Владикавказа Хетаг Колиев. 

Автор:Расул Магомедов, Рустам Джалилов