ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Обычай кровной мести в Северной Осетии претерпел изменения на протяжении истории, однако его влияние продолжает оставаться существенным фактором, регулирующим отношения между людьми. Попытки привести враждующие фамилии к примирению не всегда имеют успех, потому каждое примирение уникально, как и недавнее между фамилиями Хадзиевых и Валиевых, отметили опрошенные "Кавказским узлом" общественные и религиозные деятели.
Как писал "Кавказский узел", в ночь на 23 марта в одном из ресторанов Моздока произошел конфликт, в ходе которого получил смертельное ножевое ранение боец смешанных единоборств, чемпион мира по ММА Алан Хадзиев. Предполагаемый убийца впоследствии был госпитализирован с ножевыми ранениями и умер в больнице. Подозреваемым в совершении этого преступления, по данным следствия, является родной брат Хадзиева, который пришел в полицию с повинной. 6 апреля Высший совет осетин "Стыр Ныхас" примирил фамилии Хадзиевых и Валиевых.
На Северном Кавказе все еще нередки случаи инцидентов, связанные с кровной местью. Кровная месть – это обычай, сложившийся при родовом строе как средство защиты чести, достоинства и имущества рода. Он состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным, говорится в справке "Кавказского узла" "Кровная месть – как теперь убивают на Кавказе". Также "Кавказским узлом" подготовлен анимационный ролик об одном из случаев кровной мести на Северном Кавказе.
Очевидцы назвали убийство Хадзиева в моздокском кафе случайным
Конфликт в моздокском клубе местные жители описали как недоразумение. "Никто не знает, что ему предшествовало, если что-то и вовсе было. Валиев стоял в стороне, это видно даже на видео. Только Хадзиев бегал, его все успокаивали, а затем появился русский парень, друг Хадзиева, и он сцепился с Валиевым, который вытащил нож и в целях защиты оборонялся им, нанес несколько ударов этому парню. На Валиева навалились толпой, держали его за обе руки в тот момент, когда в эту толпу вбежал Хадзиев. Валиев не размахивал ножом, он [Хадзиев] просто наткнулся на нож, удар пришелся в сердце. Валиева начали избивать, он бросил нож, вскочил, начал убегать. А когда поняли, что Алана убили, его младший брат схватил нож, побежал за Валиевым и добил его этим ножом", - рассказал житель Моздока в комментарии корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, Валиев оказался вовлеченным в конфликт случайно. "Валиев ножом защищался. Смерть Хадзиева была просто недоразумением, а убили человека, который был не при делах. Потому основания кровной мести были. Тут про Хадзиева все говорят, что он был порядочный человек, но все так обставили, как будто была одна жертва этого конфликта, как будто смерти Валиева и не было, сообщали лишь о смерти спортсмена. А убили ведь и второго парня, который был совершенно ни при чем", - заключил собеседник.
В сообщении управления Следкома России по Северной Осетии также говорится лишь об одном погибшем. По версии следствия, в ночь на 23 марта 2021 года в одном из ресторанов города Моздок, неизвестный в ходе драки причинил ножом проникающие колото-резаные ранения двум посетителям. От полученных ранений один из них – 31-летний мужчина скончался в реанимационном отделении Моздокской районной больницы, другой – 29-летний местный житель в тяжелом состоянии находится в реанимации, ему оказана необходимая медицинская помощь, и его жизни ничего не угрожает, сообщила 23 марта пресс-служба СКР по региону.
Кровная месть остается влияющим на взаимоотношения в регионе фактором
В Северной Осетии вопросы кровной вражды имеют эпизодическую актуальность, рассказал в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" председатель Высшего Совета осетин "Стыр Ныхас" Руслан Кучиев. "Преступления совершаются, не сказал бы, что часто. Например, дорожные аварии, где кто-то погибает. В этом случае принято примирять фамилии, мы стараемся в этом оказать помощь. На моей памяти в последний год было до четырех случаев, когда мы участвовали в таком примирении. Говорим с фамилией, закон есть закон, пусть разбираются [следствие], а с фамилией работаем, чтобы претензий друг к другу не было. Таких случаев не бывает, как в старые времена, что кто-то охотится за кем-то и убивает. Но необходимо предупредить вражду и в мыслях", - рассказал Кучиев.
Примирение часто случается по инициативе самих фамилий, отметил он. "Одна из них или старшие в районах дают нам знать и мы предлагаем свои посреднические услуги. Плохо, когда фамилии по чьей-то вине враждуют. Бывают и случаи, когда нам не удается, например, погиб единственный сын в аварии и родители не захотели примиряться и рассматривать этот вопрос. К сожалению, это не исключено, у каждого есть право прощать или нет, это делается с обоюдного согласия, а не насильно", - отметил Кучиев.
Случаев за последнее время, когда кровная вражда закончилась убийством виновника Кучиев не припомнил. "В реальности, на моей памяти никогда не было, чтобы это заканчивалось убийством виновника, вражда более морального свойства, а не в плане преследования. Кровные фамилии не должны друг к другу относиться как кровники, где-то встречаясь, пересекаясь, по чужой вине относиться [друг к другу] так. Но не всегда это удается, и в тех случаях, когда у нас получается, мы добиваемся примирения. Это не снимает ответственности по закону, следствие, суд идут своим ходом, мы туда не вмешиваемся", - сказал собеседник.
На вопрос о слабости государственных институтов и взаимосвязи со стимулированием приверженности архаичным традициям Кучиев ответил, что не всегда факторы, способствующие предпочтению традиционных механизмов регулирования жизни в осетинском обществе, можно свести к слабости госорганов. "Иногда примешивается и коррупция, иногда личные отношения, знакомства [в госинститутах]. Архаично это или нет, как таковой кровной мести уже нет, она отжила свое и само время ее отодвинуло в прошлое, но есть ментальное отношение фамилий, которые стали по чьей-то вине кровниками. Чтобы этого напряжения не было, думаю, это нормально примирять эти фамилии, добиваться, чтобы у них были нормальные отношения, независимо от того, что произошло", - заключил Кучиев.
Конфликт между Валиевыми и Хадзиевыми исчерпан, заявил руководитель моздокского отделения Высшего Совета осетин "Стыр Ныхас" Казбек Еналдиев в комментарии корреспонденту "Кавказского узла". "Убежденно могу сказать, что конфликт исчерпан, это была нелепая случайность. Конфликт произошел не между этими парнями, сначала было все на словах, затем Валиев заступился и попал в это. Они были близкие друзья. Хадзиев приехал из Москвы, пригласили Валиева посидеть, Хадзиев обвенчался, оба непьющие. Русский парень, друг Хадзиева выжил. Мы сделали все возможное, встретились и со старейшинами в день похорон, встретились с молодежью, там были представители всех национальностей, оба парня были очень уважаемы, случилась нелепая случайность. Никаких предпосылок не было, это ближайшие друзья. Семьи друг другу подали руки, обняли, и сказали, что отныне между ними нет никакой вражды", - рассказал Еналдиев об итогах примирения.
Алан Хадзиев, по словам Еналдиева, был высоконравственным молодым человеком. "Он был достойнейший молодой человек, все его братья высоконравственные и Валиев был такой же, весь Моздокский район его знал лично, они были друзья. Просто нелепая случайность, заступился и так получилось. Разнимающий часто получает удар, человек не рассчитал и попал под траекторию руки. У него могло быть большое будущее, но так случилось", - заключил Еналдиев.
В регионе не ведется статистика примирения кровников
Какой-либо статистики по случаям кровной вражды в республике нет, рассказал в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов. "Примирения происходили по конфликтам с соседними республиками. Случаи же, к которым нас подключали здесь, ни разу не закончились примирением. Бывали и убийства, и мы несколько раз договорились", - сообщил он.
Муфтий доволен тем, что конфликт окончился примирением. "Была драка, об обстоятельствах нам не известно, кроме того, что тот, кого убили, разнимал, а брат отомстил за него. Представители моздокского "Стыр Ныхаса" посодействовали в примирении, и я очень рад, что вражду удалось преодолеть. Убийства происходят, аварии со смертельными исходами, но с примирениями не спешат", - рассказал муфтий.
Духовное управление мусульман Северной Осетии за последнее время принимало участие в нескольких случаях примирения, сообщил Гацалов.
"Был первый случай примирения, когда в Эльхотово произошло непреднамеренное убийство между представителями одного из соседних регионов и местным парнем, который сделал им замечание за то, что они приставали к девочкам. Они были втроем, а местный парень один, но так получилось, что он ударил одного из ребят, который упал и получил травму головы, ударился о бордюр. Они уехали, а ночью парень умер. Очень долго мы работали, но примирение состоялось. Также мы участвовали в примирении после убийства местным жителем представителя одного из соседних народов в ночном клубе на Черноморском побережье. Был случай и с девушкой-таксисткой из нашей республики, которая была убита представителем соседней республики. Сейчас мы занимаемся примирением опять же с представителями одного из соседних народов, ребята из которого приезжали в республику и у них произошел конфликт на Лысой горе. Не планируя убить, парень ударил ножом в ногу и попал в вену, врачи не смогли спасти пострадавшего. Процесс примирения идет, но результатов нет, соседи на примирение не готовы", - привел примеры муфтий.
Успешным было и примирение в Кабардино-Балкарии, семья из этой республики погибла в результате аварии, сообщил Гацалов. "Они были пострадавшей стороной и очень достойно себя повели. Стоит отметить, что в соседних регионах если процесс примирения начинается, то люди всегда очень достойно себя ведут и идут на примирение без лишних разговоров. По нашей республике также было несколько дел, к нам обращались люди. Но ни в одном случае примирения добиться не удалось. В одном случае был представитель нашей общины, там была драка, но примиряться он отказался. В нескольких случаях были аварии с погибшими", - заключил муфтий.