ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Исхак Бозиев, которому Кабардино-Балкарская топливная компания продала в 2000 году базу отдыха "Баксан", оплатил сделку наличными, рассказала в суде по делу бывшего руководителя ОАО "Роснефть-КБТК" Валерия Карданова свидетель Асият Гятова. Продажа базы была отражена в финансово-бухгалтерских документах, указала эксперт Марина Бабенко.
Как писал "Кавказский узел", бывший глава Кабардино-Балкарской топливной компании Валерий Карданов был арестован по обвинениям в мошенничестве, присвоении или растрате имущества и подделке документов. С февраля 2020 года он находился под домашним арестом, а 19 марта 2021 года Верховный суд республики заменил ему меру пресечения на подписку о невыезде. На заседании 15 апреля свидетели рассказали, что сделка с базой отдыха "Баксан", которую Кабардино-Балкарская топливная компания продала в 2000 году Исхаку Бозиеву, не была фиктивной - именно Бозиев после приобретения объекта занимался его реконструкцией, подыскивая для этого инвесторов.
Следствие полагает, что Валерий Карданов, возглавляя Кабардино-Балкарскую топливную компанию "Роснефть", перевел на счета подконтрольных ему фирм-однодневок 45 миллионов рублей, а незадолго до увольнения оформил фиктивный договор купли-продажи базы отдыха "Баксан". Обвинения предъявлены по статьям о мошенничестве, присвоении имущества и подделке документов. Своей вины Карданов не признает. Документов, подтверждающих его вину, в деле нет, утверждает защита.
В Нальчикском городском суде 23 апреля показания дали три свидетеля: бывшая сотрудница фирмы «Соэкс-Кабарда» Римма Волкова, бывшая кассир ОАО «Роснефть –КБТК» Асият Гятова, а также директор АНО «Центр по проведению судебных экспертных исследований» Марина Бабенко из Краснодара.
Римма Волкова пояснила в суде, что работала в фирме «Соэкс-Кабарда» с 1996 по 2013 годы, в 2004 году фирма стала автономной некоммерческой организацией и прошла аккредитацию по новой. "Когда меня назначили начальником отдела, я обнаружила, что на печати стоит старый номер аккредитации. Я сказала руководству, что нам срочно нужно менять печать. И тогда старую печать списали и заказали новую", - рассказала она.
Адвокат Наталья Харченко после заседания пояснила корреспонденту «Кавказского узла», что «Соэкс-Кабарда» была экспертной организацией, которая провела оценку базы «Баксан». База была оценена в 472 тысячи рублей, а в 2000-м году, при продаже ее Бозиеву, эта же организация оценила ее уже в 6 миллионов 216 тысяч рублей. "В документах следствия указывается, что на печати стоит номер, который был присвоен организации после 2004 года. И вот сегодня свидетель Волкова пояснила нам причину этого несоответствия", - сказала Харченко.
Свидетель Асият Гятова рассказала в суде, что помнит, как Бозиев принес в кассу 6 миллионов 216 тысяч рублей. Ему был выписан приходный ордер, однако спортсмен, по словам бывшего кассира, потребовал бумагу с круглой печатью. Его пришлось направить главному бухгалтеру, поскольку круглая печать была у него. Деньги впоследствии были сданы в банк, сказала свидетель.
Эксперт Марина Бабенко рассказала, что по адвокатскому запросу провела анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Роснефть-КБТК» за период с 2000 по 2012 год. Она, в частности, выясняла, понесла ли компания затраты на реконструкцию и ремонт объектов базы «Баксан». «Анализ аудиторских заключений, других бухгалтерских документов показал, что никаких капитальных вложений на реконструкцию и ремонт объектов базы «Баксан» ОАО «Роснефть – КБТК» в течение всех 12 лет не делало. Во всяком случае, эта информация в бухгалтерских отчетах и других документах отсутствует», - отметила свидетель в суде.
Базу отдыха "Баксан" Кабардино-Балкарская топливная компания продала в 2000 году, не вложив в нее никаких средств. Финансовое положение компании в то время не позволяло содержать непрофильные активы, а суммы, в растрате которой обвиняют ее бывшего руководителя Валерия Карданова, у компании просто не было, заявили свидетели на заседании 28 января.
Эксперт указала, что продажа компанией базы «Баксан» Бозиеву была отражена в финансово-бухгалтерских документах, в том числе в аудиторском заключении и годовом бухгалтерском балансе. "В отчете имеются сведения о получении компанией прибыли в течение 2000 года за реализацию основных средств в сумме 5 миллионов 830 тысяч рублей", - сказала она.
Специалист пояснила, что первичным бухгалтерским документом для проведения любой операции является квитанция, подтверждающая факт совершения сделки, и акт приема-передачи. Эти документы были представлены специалисту стороной защиты в копиях. Она исходила из того, что эти документы также были предметом исследования в ходе аудиторской проверки за 2000 год, в заключении которой говорится, что финансово- хозяйственная деятельность и бухгалтерская отчетность ведутся с соблюдением требований законодательства и отражают действительные обстоятельства ведения хозяйственной деятельности ОАО «Роснефть-КБТК» на 2000 год. Аудиторы, проверяя доход по балансу от реализации основных средств, проанализировали первичные бухгалтерские документы, которые подтвердили источник получения данного дохода (реализацию базы «Баксан»), сомнений в этом нет, сказала Бабенко.
Специалиста также спросили о растрате около 45 миллионов рублей, которая была вменена Карданову на основании факта подписания им трех платежных поручений. Бабенко пояснила, что генеральный директор не только вправе, но обязан подписывать такие документы наряду с главным бухгалтером. Наличие указанной сделки может быть подтверждено путем представления первичных документов: договоров, актов сверки, или сведениями из бухгалтерской программы 1С, а таких документов нет. Также нет ни одного документа, свидетельствующего, что указанные в платежных поручениях компании являлись должниками ОАО «Роснефть-КБТК», сказала свидетель.
Сторона защиты спросила, за какой период времени можно выявить эту задолженность. Свидетель ответила, что если задолженность была, то программа 1С:Бухгалтерия позволяет выявить ее в любое время - достаточно ввести в программу сведения о контрагенте и примерный период.
Эксперт также пояснила, что если ОАО «Роснефть-КБТК» была завязана на сетевую отчетность с головной компанией ПАО «Роснефть» (ранее бывший президент компании Сергей Богданчиков, давая показания в суде, подтвердил, что такая система была. – Прим. «Кавказского узла»), это позволяло отслеживать любые сделки, а тем более долги на 45 миллионов рублей - не только самой дочерней компанией, но и головной компанией.
Бабенко подчеркнула, что просто так списать 45 миллионов рублей невозможно, поскольку это достаточно крупная сумма. "Это крупный ущерб не только для КБТК, но и для всей компании «Роснефть»", - сказала она.
Свидетелю был задан вопрос, может ли наличие платежных поручений свидетельствовать о том, что сделка была совершена на биржевых торгах. Бабенко пояснила, что сделка на биржевых торгах отличается формой. Но после совершения сделки все равно оформляется договор и платежный документ - он ничем не отличается от документа, который составляется при заключении обычной сделки. «Установить, что эти фирмы были участниками биржевых торгов или были контрагентами КБТК, невозможно, поскольку нет первичных документов», - отметила свидетель.
Адвокат Наталья Харченко сообщила корреспонденту «Кавказского узла», что эти первичные документы пропали в 2012 году, спустя четыре года после того, как Карданов покинул пост генерального директора.