ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Массовые отравления в Дагестане связаны с низким качеством питьевой воды, при этом в республике нет схемы водоснабжения и не хватает очистных сооружений, заявил сегодня врио главы Дагестана Сергей Меликов.
Как писал "Кавказский узел", частые массовые отравления в Дагестане могут быть связаны с низким качеством питьевой воды, предположил руководитель "Монитора пациента" Зияутдин Увайсов. 31 марта Роспотребнадзор отчитался, что причиной последнего массового отравления в Дагестане, которое произошло в Гергебильском районе, стала загрязненная питьевая вода.
На реконструкцию и восстановление системы водоотведения в Махачкалинской агломерации, построенной в советское время, потребуется 30 миллиардов рублей, сообщил ранее Меликов. "Необходима полная реконструкция и расширение очистных сооружений и завершение строительства тоннельного коллектора для Махачкалинской агломерации, которая является крупнейшей на Северном Кавказе – более 1 миллиона 200 тысяч жителей", –заявил он 4 марта. Действующая система водоотведения рассчитана не более чем на 500 тысяч человек.
Все массовые отравления в Дагестане в 2021 году были связаны с качеством воды, заявил врио главы Дагестана Сергей Меликов сегодня в ходе прямой линии, отвечая на вопрос жителя Каспийска о водоснабжении. "Это касается не только Каспийска, хотя Каспийск наиболее, наверное, пострадал зимой этого года. У нас было отмечено четыре случая массового отравления, и все четыре - по причине воды. Это не какие-то инфекции или иные причины, а именно вода. У нас отсутствует схема водоснабжения республики. Источников много, но мы должны понимать, в каком источнике какой запас воды и какой источник можно подключить к какому городу и на каком удалении", - привел слова Меликова "Интерфакс".
Основной источник водоснабжения Махачкалы и Каспийска - канал Октябрьской революции, - создавался для мелиорации сельскохозяйственных земель, отметил врио главы Дагестана. При этом в канал поступают стоки канализации и ливневки, а также неочищенные стоки из частных домов, добавил он. "Система канализации устарела, но и самодисциплина у хозяев частных домохозяйств должна присутствовать", - процитировал Меликова РГВК "Дагестан".
Более 10 лет недостроены очистные сооружения в Хасавюрте, Дагестанских Огнях и Буйнакске, заявил врио главы Дагестана. Но самым проблемным объектом Меликов назвал махачкалинский коллектор, который не работает с 2010 года. "Из-за этого отсутствует подача воды и происходит сброс канализации в море. Он очень дорогостоящий, но сделать это надо. (Премьер-министром РФ Михаилом) Мишустиным через неделю после его поездки сюда ( в Дагестан) были даны задачи по решению вопроса с водоснабжением. Сегодня мы ищем выходы", - привело слова Меликова издание Mirmol.
Проблемы с качеством воды носят в Дагестане системный характер
"Кавказский узел" писал, что с начала 2021 года в Дагестане произошло по меньшей мере пять массовых отравлений. В январе с признаками отравления в Буйнакске к врачам обратились 359 пациентов, 251 из них – дети. В начале февраля массовое отравление произошло в селе Арани Хунзахского района, там число обратившихся к врачам местных жителей достигло 95. С 22 по 24 февраля в горбольницу Каспийска с симптомами кишечной инфекции обратились 29 пациентов, в том числе 26 детей преимущественно дошкольного возраста. С 9 по 10 марта с симптомами пищевого отравления в Махачкале был госпитализирован 41 человек, в том числе 32 ребенка. В Гергебильском районе в конце марта отравились 23 человека, в том числе 15 детей. При этом в большинстве случаев причиной отравления была названа грязная питьевая вода.
5 декабря 2020 года резко ухудшилось качество воды в Каспийске, подача качественной питьевой воды была восстановлена 22 декабря. Мутная вода шла в дома горожан в связи с тем, что загрязняющие стоки из Махачкалы попадали в реку Талгинка, а затем - в канал имени Октябрьской революции. В загрязнении воды следствие обвинило чиновника Минмелиорации Дагестана Залкипа Курбанова, который сбросил воду из Талгинки в канал, а затем в озеро Рыбье, из которого поступает вода в Избербаш и Каспийск. Из-за его действий возникла угроза массового отравления жителей, сообщило следствие 19 апреля.
16 марта власти Махачкалы в связи с ухудшением качества воды были вынуждены ограничить ее подачу и запретили жителям города использовать водопроводную воду, организовав подвоз воды автоцистернами. Основной причиной загрязнения водопроводной воды является изношенность сетей, которая возникает из-за бессистемной застройки и бездействия контролирующих органов, указали 18 марта опрошенные "Кавказским узлом" специалисты. Неравномерная нагрузка на изношенную систему и связанные с этим аварии – проблема менеджмента Махачкалы, отметил член Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов. "Если посмотреть проекты построек, то вы не увидите оценки экологических последствий, настоящих профессиональных анализов нет. Это дорого, и зачастую анализ имитируется. Еще один очень важный момент: есть много надзорных органов, которые должны следить за этим процессом и принять меры, поэтому нужно поднять вопрос о контролирующих функциях надзорных органов и посмотреть, чем вообще они занимались в последние 30 лет", – подчеркнул он.
Водоснабжение Избербаша было прекращено 20 марта в связи с тем, что талые воды загрязнили озеро Рыбье, из которого поступает вода, и ее уровень в водохранилище упал, объяснили власти. Без воды остались более 60 тысяч жителей города. Вечером 21 марта власти города сообщили, что организовали подвоз воды горожанам, а 22 марта отчитались о восстановлении подачи воды. Однако жители некоторых микрорайонов оставались без воды почти неделю.
Технологии для защиты канала от загрязнения талыми водами и селевыми потоками существуют, рассказала ранее "Кавказскому узлу" директор направления "Городское хозяйство" Института экономики города Ирина Генцлер. По ее мнению, для этого необходимо построить ограждающие канал стенки. "Каналы можно (защитить от загрязнения) разными технологиями, но здесь (в Дагестане) проблема в изношенности труб. Это скорее вопрос эксплуатации систем: если они изношенные, то управлять системой очень сложно", - возразил профессор факультета городского и регионального развития ВШЭ, кандидат технических наук Сергей Сиваев.