01:56 / 11.05.2021Искусствоведы сочли закономерным включение художников из Чечни и Адыгеи в рейтинг Forbes

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Попадание художников Аслана Гойсума из Чечни и Вовы Перкина из Адыгеи в топ-10 молодых деятелей искусства по версии российского Forbes закономерно, потому что их творчество востребовано публикой, отметили опрошенные "Кавказским узлом" искусствоведы.

Журнал Forbes обнародовал лонг-лист ежегодного рейтинга самых перспективных россиян моложе 30 лет - "30 до 30". В категорию "Искусство" включены два художника из регионов Северного Кавказа - Аслан Гойсум из Чечни и Вова Перкин из Адыгеи.

Лонг-лист формировался редакторами рейтинга на основании мнения "экспертов - предпринимателей, управленцев, инвесторов, консультантов, имеющих вес в той или иной сфере". "В список вошло несколько десятков претендентов, откликнувшихся на призыв Forbes заполнить и прислать заявку на участие в проекте", - говорится в описании рейтинга на сайте издания. Экспертный совет на основании данных лонг-листа и учитывая результаты голосования читателей, которое завершилось, выберет 30 самых перспективных россиян - по три лауреата в каждой из десяти категорий. Планируется, что топ-30 будет опубликован 27 мая на сайте издания и в июньском номере журнала.

Искусствовед Лиза Плавинская подчеркнула, что, хотя работы Аслана Гойсума и Вовы Перкина принадлежат к двум совершенно разным эстетическим направлениям, их «объединяет творчество этих двух молодых художников, то, что это очень хорошие, современные, модные, талантливые, интеллектуальные и энергетичные произведения, которые способны сделать мир лучше и честнее, и радостней, что, собственно обычно и требуется от произведений молодых художников, которые попадают в топ мирового рейтинга».

«Внутренние правила художественного мира очень строги, можно даже сказать суровы. Но я бы назвала их абсолютно объективными – у нас или есть амурский тигр, или его нет и ошибиться здесь невозможно. Сейчас время поздравлять художников и нас с вами – это очень хорошее искусство, и мы - счастливчики, что оно у нас есть. Для художников, как и для спортсменов важны абсолютно все аспекты – это как Олимпийские игры. Просто Аслан и Вова выступают в разных видах спорта – один в более интеллектуальном и классическом, другой в более радостном и спонтанном. Но кто из них более серьёзен и отвечает за большие трагедии – это на самом деле ещё вопрос. Вопрос, обращенный к зрителям. Зрителям, которым современное искусство даёт свободу выбора», - сказала она 10 мая корреспонденту "Кавказского узла".

По ее словам, творчество и Аслана Гойсума, и Вовы Перкина, "как ни странно, показывает одну и ту же тенденцию, появлением которой мы можем гордиться – эти молодые люди свободно и современно высказываются в тех темах, которые в Советском союзе были супер-идеологизированными, и которые были своеобразными табу для современного искусства". "Теперь мы обладаем двумя восхитительными художниками совершенно нового поколения и повадки – ну не замечательно ли это?» - задается она вопросом.

Плавинская также подчеркнула, что вхождение в список Forbes дало художникам «то же, что и бизнесменам» – справедливое признание усилий их собственных и усилий всех тех, кто их окружает, а также перспективы – в первую очередь перспективы взаимодействия.

Аслан Гойсум родился в 1991 году в Грозном. Высшее образование получал в Москве, где окончил колледж дизайна и курс "Новые художественные стратегии" в Институте проблем современного искусства. Выучился в Высшей школе изящных искусств в Генте и Королевской академии изящных искусств в Амстердаме. Создает физические инсталляции и видео-арт, высказывается об истории Северного Кавказа, чеченской войне и колониальном наследии империи, говорится в биографии художника на сайте Forbes.

Галерист Марат Гельман отметил, что давно знает Гойсума как очень хорошего художника. «Это и без Forbes все знали. В принципе, я считаю, что все эти «пузомерки» (соревнования, списки и т.п.) важны скорее для родственников и домочадцев» - заявил Гельман корреспонденту "Кавказского узла", заметив, что Гойсум - не первый художник из Чечни, добившийся признания. «На биеннале 2000-х из Чечни приехал Алексей Каллима, и его искусство было событием. Сейчас его работы в Третьяковской галерее. В том числе посвященные чеченским войнам», - отметил галерист.

То, что Гойсум давно является «звездой на нашем художественном небосклоне», подтвердила корреспонденту "Кавказского узла" и главный редактор журнала The Art Newspaper Russia Милена Орлова. В составленном осенью 2020 года изданием списке 50 самых перспективных российских художников Гойсум занял третье место.

Уроженец Майкопа Вова Перкин увлекался граффити. В Москве, куда он переехал, он разрисовывал поезда. В 2017 году Перкин попал на конкурс молодых художников, где его работы заметил венчурный инвестор и меценат Дмитрий Волков. Перкин занимается одновременно живописью, скульптурой и фотографией. Свое художественное направление она называет "перкинизмом", говорится в биографии художника на сайте Forbes. "Я родился в Майкопе, а там просто невозможно веселиться. Все это копилось во мне, а потом - бам! - и взорвалось. Вещества тут не при чем", - цитирует издание Перкина.

Главный куратор центра современного искусства «Типография» и со-основатель независимого журнала о современном искусстве России aroundart.org Елена Ищенко отметила, что Forbes не является специализированным художественным изданием, поэтому попадание в этот список скорее говорит об известности и значимости указанных художников в общественном поле. 

«Тематика проекта, произведения в контексте современного искусства, неотделима от его формального аспекта и выражения [...] Могу сказать, что для Аслана [Гойсума], как для художника из Чечни, художника, который недавно вернулся к нерусифицированному написанию собственной фамилии, тема его работ является очень и очень важной — депортация чеченцев в 1944 году, текущая политика государства по поводу депортации, сложности репатриации. Все эти темы - не просто история его народа, но его личная история, история его семьи», - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

По ее мнению, одновременное появление в списке Гойсума и Перкина - просто совпадение, «которое указывает на непроясненность критериев при составлении подобных списков». 

По словам независимого куратора и критика Антонио Джеузы, попадание в список Forbes помогает художникам, «но недостаточно». «Попасть в список, очевидно, не равносильно квалификации на Олимпийские игры. Художники из такого списка были отобраны по их коммерческому потенциалу. Дело в том, что мнение рынка является источником полезных советов для коллекционеров и глянцевых журналов. То есть, оно не оказывает большого влияния на художественное сообщество. Признание на рынке всегда приходит после признания со стороны тех специалистов, которые реализуют некоммерческие проекты», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По словам Джеузы, «Аслан [Гойсум] был включен в список Forbes, потому что он обладает уникальным видением мира и сильной способностью переводить его в произведения, которые могут многое сказать разным людям. "Его выбрали не потому, что он из Чечни", - отметил критик.

По его мнению, единственное, что объединяет Гойсума и Перкина - это то, что они родом с Кавказа. «Это две разные стороны медали современного искусства. Возможно, я здесь слишком упрощаю, но можно сказать, что Аслан - интроверт, а Вова - экстраверт. Искусство Аслана опирается на его корни, историю его земли, его собственную биографию, его трудное взросление и сложные преобразования в новое настоящее. Его подход можно рассматривать как встречу историка с концептуалистом. С другой стороны, Вова больше радует глаз, чем ум. Его художественный мир - чистая фантасмагорическая выдумка. Радостный, полный иронии и нарциссизма. Это искусство, которое сразу же взаимодействует со зрителем без посредничества сложной истории, которую нужно знать, чтобы наслаждаться работой. Это искусство заставляет нас танцевать», - отметил Джеуза.

При этом, по мнению куратора, сама тема не так важна, если не хватает честности. «Настоящий художник в своих работах может говорить только о том, что стоит в центре его вселенной. Самое главное - он верит в это и хочет поделиться этим с остальным миром. Заниматься искусством, значит делиться своей жизнью с другими людьми. Аслан определенно так и делает», - заявил он.

Говоря о том, чем интересны работы Гойсума и Перкина, Джеуза отметил, что художники в этом списке "имеют личный и уникальный способ создания произведений искусства, которые рассказывают нам о мире, в котором мы живем". "Наш мир большой! Каждый из них рассказывает об определенных аспектах этого большого мира", - резюмировал критик. 

Автор:Семен Чарный
11.05.2021 в 13:48Игорь Сажин
Форбс - это не про искусство, а про продаваемое искусство...