19:46 / 10.06.2021Аналитики указали на ключевую роль Кремля в демаркации между Чечней и Дагестаном

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В вопросе о границе между Чечней и Дагестаном выиграет сторона, поддержанная федеральным центром, полноценные переговоры между республиками исключены, считают глава Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев и политолог Али Магомадов.

Как сообщал "Кавказский узел", бывший глава Дагестана Владимир Васильев, по мнению аналитиков, заморозил работу по уточнению границы с Чечней из-за угрозы потерять авторитет, а сменивший его Сергей Меликов рискует при решении этого вопроса столкнуться с недовольством, как жителей приграничных сел, так и федерального центра - закон о госрегистрации недвижимости предписывает решить этот вопрос до конца 2021 года. Без установленных границ Дагестан не сможет участвовать в федеральных программах, отметил представитель общественной комиссии по определению границы Магомед Магомедов.

2 июня замглавы Минимущества Дагестана признал, что на границе Чечни и Дагестана есть спорные участки, судьбу которых необходимо решать путем переговоров, а глава министерства добавил, что границы должны быть условными, хоть и нуждаются в юридическом закреплении. Чеченская сторона готова приступить к переговорам в любое время, заверил спикер заксобрания Чечни Магомед Даудов.

На демаркации границ между Чечней и Дагестаном настаивает именно Кремль, власти Чечни не стали бы поднимать тему границ без согласования с федеральным центром либо прямого указания сверху, указал глава Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев. По его мнению, демаркация не нужна, а полноценных переговоров об этом между Чечней и Дагестаном не будет.

"Зачем-то переделываются устоявшиеся границы, снова вскрывается кавказская рана передела земель, нанесенная во время чечено-ингушской демаркации. Из-за передела чеченцы и ингуши чуть ли не воюют! И в данной ситуации нет слова "договориться". Чечня лишь спросит у Кремля: разрешаете нам менять границы? Оттуда и будет решение", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Кутаев.

Соглашение о чечено-ингушской границе, подписанное в сентябре 2018 года, привело к массовым народным протестам. Активисты обвинили главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова в передаче части ингушских земель соседней республике. В мае были избиты сотрудники ингушского заповедника "Эрзи", часть которого оказалась на территории Чечни. "Кавказский узел" регулярно обновляет хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней", рассказывая о преследовании противников соглашения.

Как Меликов поведет себя на переговорах о границе, неважно, потому что решение о демаркации принимает не он, заявил Кутаев. "Сила позиций", "опыт Меликова", "переговоры" – это лишь слова. Решение принимается сверху, а засим и опыт неважен", – пояснил Руслан Кутаев. По его мнению, то, что Чечня уже сейчас фактически использует спорные участки, говорит о готовности Кремля окончательно передать эти земли республике.

Проблема спорных участков создается искусственно, считает политолог Али Магомадов. Еще в 1983 году на границе Ножай-Юртовского района Чечни и Гумбетовского района Дагестана работали геодезисты, и согласно кадастровой карте спорные земли были официально признаны частью территории тогдашней Чечено-Ингушетии, указал он корреспонденту "Кавказского узла".

"В то время, да и сейчас тоже, на этих пастбищах пасут свои отары дагестанцы. Раньше это были угодья самого крупного колхоза имени Калинина в Ножай-Юрте, сейчас это земли ножай-юртовского госхоза. Между чабанами двух республик никогда не было никаких конфликтов. Но кому-то нужно поднимать этот вопрос о границах. Думаю, это не нужно ни Чечне, ни Дагестану", –- заявил политолог.

Важнее, по его мнению, претворить в жизнь территориальные изменения, предусмотренные принятым 26 апреля 1991 года законом "О реабилитации репрессированных народов". "Выполнение этого закона, как и в случае с Ингушетией, так и в случае Чечни и Дагестана, всегда остается на самом последнем месте", – посетовал Магомадов.

Чеченцы, проживающие в Новолакском районе Дагестана, вот уже почти 30 лет ждут восстановления Ауховского района, на территории которого жили их предки до сталинской депортации. Власти обещали выполнить их требования, но камнем преткновения стала необходимость переселить лакцев, живущих на этой территории. За что ауховцы упрекают дагестанских чиновников, и как власти планируют решить их проблему, говорится в справке "Кавказского узла" "Главное об Аухе: чего требуют чеченцы от властей Дагестана".

Как считает политолог, есть две правды: правда историческая, которая за чеченской стороной, и правда сегодняшнего дня, которая за дагестанской стороной. "Но есть и третий участник этого спора, который старается в этих спорных вопросах держаться в стороне – это федеральный центр. Именно он делает все, чтобы заморозить выполнение закона о территориальной реабилитации, потому что территориальная реабилитация должна проводиться с учетом каких-то компенсационных выплат людям, которые вынуждены будут покидать обжитые ими места", – полагает Али Магомадов.

В отличие от Руслана Кутаева, Магомадов считает, что федеральный центр уклоняется от решения вопроса о границе между двумя республиками, хотя он как раз и должен этим заниматься. "В плане демаркации границ между Чечней и Дагестаном Васильев ничего не сделал, и со сменой власти в Дагестане передал Меликову нерешенные территориальные проблемы. Хотя, по большому счету, ни Чечня, ни Дагестан не должны решать эти территориальные вопросы. Это должен решать федеральный центр, который на сегодняшний день с красивой миной при плохой игре хочет быть сторонним арбитром", – заявил политолог.  

По мнению Магомадова, проблема приграничных земель, которая возникла между Чечней и Ингушетией и возникает между Чечней и Дагестаном, в недалеком будущем будет актуальна для всего Северного Кавказа. "И это произойдет, как только в России ослабнет федеральный центр. Территориальные претензии друг к другу множатся с каждым днем, и нет метода справедливого их решения. Сегодня же реальность такова, что прав будет только тот, кто сильнее. И кого поддерживает федеральный центр", – заключил политолог. 

Еще одной спорной территорией на Северном Кавказе является Пригородный район, который после депортации ингушей и чеченцев в 1944 году был выделен из состава Чечено-Ингушской АССР и передан Северной Осетии. После распада СССР это привело к вооруженному конфликту, сообщается в справочном материале "Кавказского узла" "Осетино-ингушский конфликт 1992 г.: истоки и развитие". 

В свою очередь, историк Муса Зелимханов считает, что специальная рабочая группа сможет успешно разрешить спорные вопросы о границе между Чечней и Дагестаном. При этом он не считает заявления спикера чеченского парламента Магомеда Даудова попыткой сильной стороны навязывать свои правила игры.

"Здесь не идет речь об отторжении каких-либо земель. Указанная необходимость продиктована сегодняшними реалиями с целью разграничения хозяйственной деятельности, более эффективного использования угодий, относящихся к тому или иному субъекту. Несмотря на то, что земельный вопрос на Кавказе с давних пор считается актуальным, все же в разрешении возникшей ситуации априори не может возникнуть особых разночтений, так как в наличии у обеих сторон имеются карты и прочие документы, являющиеся надежным безошибочным ориентиром", – сказал Зелимханов корреспонденту "Кавказского узла".

Новости о территориальных спорах Чечни с соседними регионами "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет".

Автор:Татьяна Гантимурова, Олег Краснов
29.06.2021 в 20:04Игорь Сажин
Это сложно в современном мире бизнес ограничивать. Есть такие области где ограничение бизнеса почти не возможно. И все потуги государства на тотальность вызывают только насмешки. При этом высокая степень самоорганизации бизнеса в мире становится иногда решающим фактором в отношениях государства и бизнеса. Попытки государства канализировать частную инициативу просто создает большую серую зону, в котором государство просто бессильно и над государством издеваются лидеры серой зоны, а народ смеется. Государство часто забывает, что закон - это лишь факт согласия населения. 
12.06.2021 в 18:08Barmaley
В остальных регионах национальности перемешаны, даже на западе Северного Кавказа, а на востоке республики национальные
10.06.2021 в 22:39Игорь Сажин
Когда у власти были большевики, то тема границ была не столько чувствительна на Кавказе, потому что большевики любого бузотера тут же отправляли в лагеря на исправление. Сегодня вдруг все стало очень чувствительным. Почему? К чему такой интерес к внутренним границам России. Россия Единая и точка!
10.06.2021 в 21:17samual
Трудно не согласиться  с Русланом Кутаевым. Решать вопрос демаркации границ будут не в Чечне или Дагестане, а в Москве. И как там проведут линию границы, так она и будет. Но вот что последует в дальнейшем, предсказать сложно. Неясно также почему именно сейчас Кремль озаботился темой административных границ. Ведь хорошо известно, что на Кавказе это очень чувствительная тема, чреватая самыми непредсказуемыми последствиями. земельный спор уже фактически рассорил чеченцев и ингушей, теперь к ним решили добавить еще и дагестанцев?
11.06.2021 в 00:04Barmaley
А ты представь: спорят двое соседей по поводу границ дачного участка. А ты им: садовое товарищество единое и точка! Что они тебе ответят?
11.06.2021 в 07:45darnell_huel
При СССР вопросы границ между республиками и автономиями в составе РФ никогда не возникал. Все пошло после распада Союза. Интересно то, что в центральной России, регионах Севера и Дальнего Востока эта тема как бы не актуальна, а вот Северный Кавказ что называется "кипит". То не там линию провели. то не тот участок соседям "нарезали", то здесь какое-то пастбище оказалось спорным. И у каждой стороны свои карты и свои претензии. Зачем федеральному центру понадобилось поднимать вопрос демаркации границ, если на местах все было тихо?
11.06.2021 в 09:33Игорь Сажин
Неудачный пример. Чаще всего дачные участки оформлены в собственность, с ними можно оперировать, продавать и цена зависит от площади участка. А регион - это условная единица. 
11.06.2021 в 17:25Barmaley
Это на равнине условная и административной границы ты не замечаешь. А на Кавказе это как граница даже не участка, а родового имения. Да разница такая в порядках по обе стороны, какой по сторонам иных государственных границ не наблюдается...
11.06.2021 в 23:26Игорь Сажин
Да, я думаю, что этого я не учел. Этническое на Кавказе имеет большее значение, чем на равнине. Этническая граница - это граница жизни и смерти. 
12.06.2021 в 18:06Barmaley
Даже если этническое не считать, всё равно очень сильно отличаются чеченский уклад и дагестанский именно как субъектов. Отсюда отстрота пограничного вопроса. На Западном Кавказе это не так остро, там так сходу разницы между Кабардина-Балкарией и Карачаево-Черкесией не обнаружишь. Потому споров про границы меньше. К Ростовской области они уже сходят на нет, там граница условность
12.06.2021 в 23:46Игорь Сажин
Самая большая острота пограничной конфликтности, если исходить из вашей логики, в Дагестане? 
26.06.2021 в 09:12Игорь Сажин
А почему конфликты все в пользу Чечни? Или я что-то не понимаю... 
25.06.2021 в 17:03Barmaley
Можно ещё так сказать: осетины, грузины, дагестанцы (не все) это условно "группа А", а вайнахи (все) это "группа Б". Там где соприкасаются субъекты из разных групп, возникает проблема. В Закавказье такая разница между армянами и азербайджанцами, турками, но они независимые и потому там горячо.
25.06.2021 в 16:58Barmaley
На чеченско - дагестанской границе.

Смотри, у Чечни соседей пять: Ингушетия, Осетия, Ставрополье, Дагестан, Грузия. Южных, северных соседей не берём, там горы и степь, остаются Ингушетия и Дагестан. С ингушами проще, так как всё-таки наши люди и сама Ингушетия маленькая, хотя всё равно часто можно услышать словечки типа "митингуши". А вот Дагестан совсем другой, и географически, и религиозно, и по культуре...

Чтоб ты понимал, с ингушами примерно как у России с Белоруссией, а вот с дагестанцами скорее как с Украиной. Хорошо что республики российские, иначе без бойни бы не обошлось (в 99-м уже была)

26.06.2021 в 16:00Barmaley
Не все в пользу. В 99-м наши дуралеи попёрлись в Дагестан, якобы "освобождать". Бежали потом назад со всех ног и федералов на хвосте привели

В кадыровский период уже победы пошли. В 08-м грузин разогнали за пару дней, хотя там чеченские территории предметом конфликта не были. Сейчас постепенно дожимают на востоке, западе. У нас народ очень консолидированный, особенно когда касается национального интереса, поэтому такие результаты

27.06.2021 в 09:37Игорь Сажин
Маркграфства во все времена империй были нестабильными в вопросах земли и крови. Бармалей тут правильно заметил, что в центральных районах кровь перестала играть важную роль, но вопрос земли становится каким-то единственно свящующим. Если бы этого не было, федералы бы давно перешли к Губернской системе управления. 
27.06.2021 в 09:35Игорь Сажин
Высокая степень консолидации - это основа для снятия ответственности извне и взятие ответственности изнутри. В любом обществе баланс между центробежными и центростремительными силами и составляет основу существования общества. В случае с Чечней за этим балансом надо наблюдать очень внимательно, потому что одно может пересилить другое и любая личностна смена руководителям может оказаться роковой. 

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/364814/#item_comment_1226754

© Кавказский Узел

27.06.2021 в 22:08Barmaley
Давно пора уходить от этой модели измерения всего через "центр", структура нормальных государств сетевая
28.06.2021 в 10:42Игорь Сажин
Тут просто разные сетевые конструкции. Есть сесть ячеистая, где центр нащупать почти не возможно, за что бы ты не взял, там и центр. Так кстати выглядит например интернет. Попытка заявить, что интернет - это сеть имеющая центр - глупость. Но есть сети с изначальной основной ниткой, когда ты выдергиваешь основную нитку и все ячейки распадаются. От крепости основной нитки зависит крепость всей сети. И так и так устроены государства. 
28.06.2021 в 19:19Barmaley
Вот только основная нитка это не центр, она как раз по краю сети идёт. Вот посмотри рисунок

https://en.wikipedia.org/wiki/Fishing_net#/media/File:Tangle_Net.jpg

На Кавказе то же самое

29.06.2021 в 14:15Игорь Сажин
А кто попробует нащупать границу такой сети? В современном мире границу определяет бизнес, а государство лишь мнит себя краем. 
29.06.2021 в 20:15Barmaley
Закон это контроль, человек может быть и не согласен, но кто ж его спросит
29.06.2021 в 19:53Barmaley
Госграница. Бизнес это дело такое, сегодня он есть а завтра его попросили на выход. Грузинам, украинцам очень хорошо известно это явление
29.06.2021 в 23:46Игорь Сажин
Если человеку что-то запретить, но он будет не согласен, то человек будет делать это подпольно и все равно будет делать. Но вот если с согласятся запретом сами люди, как например с запретом на поедание себе подобных, то запрет может сработать. Так что запрет вещь интересная, то бессмысленная без поддержки людей. 
30.06.2021 в 02:09Barmaley
Несколько раз оштрафуют по крупному и перестанет делать, даже если не согласится
30.06.2021 в 10:50Игорь Сажин
Нет. Вон за проституцию сажают и что проституция исчезла, за наркоту сажают и что наркота исчезла. Таковые принципы права. Принимаются ли те ограничения, которые принимает народ в своем большинстве. Если же ограничение не принято большинством, то ограничение не работает. 
30.06.2021 в 19:47Игорь Сажин
Как крупный бизнес выскальзывает от налогов через офшоры всем известно, как средний бизнес и мелкий выскакивает от налогов через серы схемы тоже известно. Так что как раз плата налогов не показатель устрашающих действий государства, приводящих к принуждению. 
30.06.2021 в 19:37Barmaley
Ещё как работает. Налоги вон мало кто хочет платить, а приходится. Поди ты спрячь доход, когда всё постепенно через банки, карточки, счета. Гонять как угорелых отучили во многих городах. Ты можешь и не принимать скоростной режим, но при наличии камер все время штрафы платить никакого дохода не хватит... А речь ведь изначально шла про крупный бизнес, которому подпольно работать не с руки. Поди ввези и продай что-то из подсанкционного машиностроения например, такой геморрой выйдет что это просто не окупится
01.07.2021 в 08:05Barmaley
И тем не менее, сколько-то налогов все средние и крупные платят, так что система работает, пусть не на все сто. И сам выбор платить тут или выводить в офшор это ж тоже результат принуждения. Было б оно на одном принятии людьми, столько бы не собирали
01.07.2021 в 11:18Игорь Сажин
Платим, потому что понимаем, что налог все же нужен, что нужна армия, полиция и социальные службы. Мы же не бараны, мы же осознаем как устроено все в стране, хотя клептомания чиновников пугает. 
01.07.2021 в 21:47Barmaley
У большинства такое понимание задним числом появляется, когда уже заставили. Не было бы ответственности за неуплату - платила бы малая доля. На примере покупки билетов на электрички это очень хорошо видно
12.07.2021 в 21:15Игорь Сажин
Вот этот разный подход к людям и стоит на грани культур люди готовые подчиняться законам или не готовы в своем большинстве. Восток считает, что народ не готов, запад считает, что народ готов. И все остальное произрастает из взгляда власти на народ.