ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Волгоградский областной суд оставил в колонии осужденного Никиту Котлярова, который просил освобождения в связи с тяжелым заболеванием. Защита усмотрела признаки фальсификации в заключении о состоянии здоровья Котлярова и намерена обжаловать решение суда.
Как писал "Кавказский узел", в декабре 2019 года Никита Котляров проводил двухдневную голодовку в лечебно-исправительном учреждении в Урюпинске, протестуя против дисциплинарных взысканий и требуя медицинской помощи, рассказала его мать. Тогда же она провела одиночный пикет у здания Генпрокуратуры России, а в феврале 2020-го передала в суд иск Котлярова с требованием признать незаконным решение объявить его злостным нарушителем режима колонии. 19 января мать осужденного направила в Суровикинский райсуд просьбу освободить сына в связи с тяжелым состоянием его здоровья. Общественная наблюдательная комиссия и Управление ФСИН по Волгоградской области заверили, что жалобы Котлярова на тяжелые условия содержания безосновательны. 19 апреля суд в Волгоградской области решил оставить в колонии Котлярова. На заседании суда сын выглядел плохо, он сильно похудел и еле стоял, рассказала мать заключенного.
22-летний Котляров был осужден в 2015 году на восемь лет колонии по обвинению в продаже стакана конопли. Светлана Котлярова утверждает, что ее сын невиновен. Молодого человека после приговора направили в колонию, где его сажали в изолятор и не оказывали достаточной медпомощи. У осужденного обнаружили туберкулез и госпитализировали в тюремную больницу, где причислили его к злостным нарушителям режима.
Волгоградский областной суд отказался 23 июня удовлетворить апелляционную жалобу защиты на решение Суровикинского суда, сообщил корреспонденту Кавказского узла адвокат Котлярова Леонид Крикун.
«В апелляции мы требовали отменить постановление Суровикинского суда, а в качестве основания указывали на грубые нарушения уголовно-процессуального законодательства, неправильное применение закона и неправильные выводы суда. Мы обращали внимание суда, что заключение, [...] согласно которому Котляров был признан практически здоровым и где установлено, что у него отсутствует то заболевание, которое может являться основанием для освобождения из колонии, составлено с грубейшими нарушениями. Во-первых, освидетельствование проведено по решению суда, при том что суд не уполномочен выносить такие решения, оно должно проводиться на основании распоряжения ФСИН. Во-вторых, решение суда, на которое ссылаются медработники, в материалах дела отсутствует", - рассказал адвокат.
В жалобе также отмечено, что это заключение составлено фельдшером и еще какими-то лицами, расшифровок подписей которых нет в печатном варианте, не указано, кто подписывал это заключение, указано только, что оно одобрено сотрудниками ФСИН - начальником отдела безопасности и остальными сотрудниками, которые врачами не являются, отметил Крикун. "Не очень понятно, зачем медработники должны получать одобрение у сотрудников ФСИН на то заключение, которое они пишут по результатам обследования здоровья (заключенного)», - сказал адвокат.
Освидетельствование Котлярова проводили врачи МСЧ-34, пояснил он. "Под большим вопросом компетенция этих врачей. После составления заключения они пошли его согласовывать с отделом безопасности колонии, что ставит под вопрос его достоверность. Вероятно, было и другое заключение, которое просто не утвердили, а потом появилось новое", - предположил адвокат.
По словам Крикуна, порядок проведения освидетельствования и перечень болезней утверждаются постановлением правительства, и, согласно постановлению, его может проводить только учреждение ФСИН. "Единственный способ борьбы – это обжалование результатов этого заключения в порядке административного судопроизводства, что в наших судах достаточно затруднительно, так как по кодексу об административном судопроизводстве освидетельствования лица нет. Требовать проводить новую экспертизу этого заключения в рамках обжалования тоже тяжело, потому что нам начинают рассказывать, что государственные органы не уполномочены проводить такие исследования, это полномочия только учреждений ФСИН [...] Методов судебной защиты, несмотря на то, что они прописаны, реально нет. Об этом мы говорили сегодня (23 июня) в суде. Мы также обратили внимание, что часть результатов анализов, на которых было основано заключение, были взяты за прошлый год. Несмотря на то, что Котляров заявлял, что состояние его здоровья существенно ухудшилось, новые анализы ему даже не стали проводить» , - отметил адвокат.
Крикунов рассказал, что просил отложить рассмотрение дела. «Ранее Котляровым и его представителем – Котляровой – были поданы административные иски. Мы обжаловали в порядке административного судопроизводства это заключение, но решение еще не вынесено. Мы просили отложить суд до принятия решения по нашему административному иску. Если в рамках административного процесса будет установлено, что заключение незаконно, это буде иметь принципиальное значение. Но суд нам отказал, не отложил рассмотрение", - пояснил он.
Суд оставил постановление Суровикинского районного суда в силе, несмотря на то, что защита указывала и на процессуальные нарушения, отметил Крикун. "В Суровикинском райсуде Котлярову не предоставили даже возможности высказаться относительного заявления о его освобождении. По УПК предусмотрено, что после исследования доказательств суд предоставляет возможность сторонам высказаться относительно заявленных ходатайств об освобождении. Суд всем дал высказаться, но самому Котлярову слова не предоставили", - сказал адвокат.
Он отметил, что защита может подать жалобы еще в две кассационные инстанции. "Сегодня в апелляционной инстанции тоже были существенные процессуальные нарушения. Несмотря на то, что мы заявляли ходатайство об исследовании непосредственно в суде апелляционной инстанции доказательств, суд нам отказал. На это права он не имел. В законе четко прописано, что суд апелляционной инстанции может рассмотреть дело без исследования доказательств, только если все на это согласны. Мы же заявляли, что не согласны. Также заявляли возражения на действия председательствующего судьи, но она все равно решила рассмотреть дело без исследования доказательств. Как только получим решение, будем обжаловать», - сказал Крикун.
Адвокат отмел, что подача жалобы в Европейский суд по правам человека планируется, но для этого нужно ознакомиться с медкартой, «которую в первой инстанции не дали, в второй суд не захотел истребовать». «После того как разберемся с медкартой, будем решать вопрос с подачей жалобы в Европейский суд по правам человека», - сказал Крикун.
Мать осужденного сочла эффективным лечение сына
Светлана Котлярова рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что говорила в суде о фальсификации медицинских данных и несогласии с этим, а также о предвзятом отношении к ее сыну.
Мать сказала, что встречалась с сыном 21 июня в ИК-19. «В связи с тем что я являюсь защитником наряду с адвокатом, меня допустили, несмотря на карантин. Никиту видела, надо лекарства ему везти. Те, которые я отвозила на три с лишним тысячи рублей, закончились. Ему их давали. Сейчас он выглядит лучше, чем в прошлый раз. Жалуется, что боли так и остались, единственное – чуть подзатих желудок. Так как его заставляют делать физкультуру на жаре, он начал покрываться пятнами. У него и заболевание сердца, а держат его на жаре. Для них он не больной, и группа инвалидности для них – ничто», - посетовала она.
Котлярова сообщила, что 21 июня передала «единственную» передачку. «Претензий в этом отношении нет», - сказала она.
По словам матери, сын находится в строгих условиях содержания. «Сначала в ШИЗО был, теперь в СУСе. Я считаю, что это из-за предвзятого отношения к нему в связи с тем, что я жалуюсь», отметила она.
Котлярова рассказала, что у сына нет друзей. «Он четыре года дружил с девушкой, потом она своей жизнью стала жить. Нет у него никого, кроме меня», - отметила она.
С 16 лет сын подрабатывал, работал на мойке, собирался учиться в техникуме на программиста, рассказала Котлярова.
Она сказала, что 22 июня подала административное исковое заявление в суд центрального района к МСЧ-34, в котором попросила признать незаконным заключение об освидетельствовании сына. В заявлении, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла", указывается, что заключение «проведено с грубейшими нарушениями правил направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью», «без получения дополнительных, необходимых для его вынесения сведений о состоянии здоровья осужденного».
Член Правозащитного совета Санкт-Петербурга Григорий Михнов-Вайтенко, который занимается делом Котлярова, сказал корреспонденту "Кавказского узла», что продолжит добиваться решения в пользу Котлярова. «У нас еще не все способы для этого задействованы и использованы. И Европейский суд по правам человека, и целый ряд вопросов по Кодексу административного судопроизводства. В этой системе очень удобное совпадение - они сами лечат и сами обследуют. У нас нет возможности получить второе мнение о том, насколько лечение было успешным, и что на самом деле происходит. Когда сами себя проверяют, то результат всегда будет в пользу проверяющих», отметил он.