15:14 / 15.07.2021Власти проигнорировали призыв муфтията расследовать спецоперацию в Кабардино-Балкарии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Реакции властей на беспрецедентный призыв муфтията Кабардино-Балкарии расследовать обстоятельства июльской спецоперации в Нальчике не последовало, констатировал правозащитник Заур Шокуев. У Следственного комитета есть месяц на принятие решения о возбуждении дела о смерти Анзора Баразова, которого силовики объявили боевиком.

Как писал "Кавказский узел", 3 июля силовики провели контртеррористическую операцию в Нальчике и Баксане, в результате которой были объявлены боевиками пятеро убитых – Хасанби Хупсергенов, Анзор Баразов, Арсен Мендохов, Тамаз Чихрадзе и Хасан Шогенов. По данным журналистки Надежды Кеворковой, все пятеро были похищены, а вся спецоперация является инсценировкой. Родные Анзора Баразова нашли следы пыток на его теле и обратились в Следком с требованием провести расследование.

7 июля муфтият республики призвал объективно расследовать обстоятельства КТО в Нальчике, отметив "большую обеспокоенность в мусульманской умме". Призыв муфтията беспрецедентен, он свидетельствует о категорическом недоверии общества к версии силовиков и властям в целом, указали опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. 

Власти никак не отреагировали на призыв ДУМ Кабардино-Балкарии, констатировал юрист "Кабардино-Балкарского правозащитного центра" Заур Шокуев. "На сегодняшний день никакой официальной информации нет ни о ходе расследования, ни о реакции местных властей", – сказал Шокуев корреспонденту "Кавказского узла".

Он отметил, что в правозащитный центр пока обращались лишь родственники Хупсергенова.

В Следком обратились только супруга Баразова и брат Хупсергенова, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат "Правовой инициативы"* Рустам Мацев. "Насколько я знаю, больше никто не обращался с подобными заявлениями. Как минимум, мне ничего не известно об этом", – сказал адвокат.

Супруга Баразова Эльмира Лигидова подтвердила, что родственники Арсена Мендохова, Мамаза Чихрадзе и Хасана Шогенова не написали обращений в Следком. "Обращения написали я и брат Хупсергенова. Родные других убитых не написали. Что касается следов пыток, то я сама лично видела их на теле супруга. Мы не проводили судмедэкспертизу, но подобная справка есть в морге. Они мне ее не выдали, я не смогла ознакомиться с содержанием. Мне сказали, что ее отправят следователю по запросу. Когда справка появится в деле, мы сможем с ней ознакомиться", – сказала Эльмира Лигидова корреспонденту "Кавказского узла".

Она добавила, что до инцидента не была знакома с другими убитыми в ходе спецоперации в Нальчике. "Их я не знаю. Родных тоже. Единственное, когда пошла писать заявление о пропаже мужа, там была женщина в платке, которая, как оказалось, была женой Мамаза Чихрадзе. Она тоже писала заявление о пропаже мужа. Тогда я с ней и познакомилась. До этого мы друг друга не знали", – отметила Лигидова.

Следком обязан в течение 30 дней принять решение – начать расследование или нет, пояснил глава северокавказского отделения "Комитета против пыток" Магомед Аламов. "Следственный комитет после получения обращения должен в течение трех суток решить вопрос о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Если в течение этого времени решение не принимается, то срок продлевается на 10 суток, а потом  – на 30. После этого Следком обязан принять решение. Продлевать срок закон уже не позволяет", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Магомед Аламов.

Если будет принято решение отказать в возбуждении уголовного дела, то его можно обжаловать, отметил Аламов.

"Кавказский узел" ведет хронику происходящих в Кабардино-Балкарии спецопераций, взрывов, вооруженных инцидентов и похищений людей. Материалы с ежемесячными, квартальными и годовыми подсчетами жертв вооруженного конфликта в регионах Северного Кавказа размещаются "Кавказским узлом" в разделе "Северный Кавказ – статистика жертв". Статистика за год представляется также в виде инфографики.

* организация внесена Минюстом России в реестр иностранных агентов.

Автор:Гор Алексанян
15.07.2021 в 20:54Vladimir Petrov
 Возможно, отличие боевика от глубоко верующего - это наличие оружия и его применение?
15.07.2021 в 22:26Игорь Сажин
Ну многие экстремисты доказали, что в современном техногенном мире в оружие можно превратить что угодно... Так что наличие оружия - это не главный фактор экстремизма. Можно быть экстремистом и вовсе не обладая оружием. 
16.07.2021 в 18:54Vladimir Petrov
  Очень трудно для властей провести правильную границу между боевиком и глубоко верующим мусульманином, пока человек не совершил социально опасное действие. Правда потом уже поздно.

   Хотя, естественно, большинство глубоко верующих мусульман не являются экстремистами.

16.07.2021 в 22:33Игорь Сажин
Но если власти не могут прочертить линию, может все же начать этот сложный процесс, а не заниматься паранойей? 
15.07.2021 в 16:42Игорь Сажин
Власти сами не прочертили четкую границу между боевиками и глубоковерующими людьми и теперь - это результат размытой границы. Люди должны понимать, где кончается вера, а где начинается экстремизм, но пока это не понятно самим правоохранителями, а суды не пытаются принять четких решений, и занимают позицию прикрытия действий силовиков, все будет продолжаться в области не сложившегося правового поля. В этой мути конечно можно ловить рыбку, но бесконечно это продолжаться не может. 
17.07.2021 в 11:54Vladimir Petrov
 А кто будет этим заниматься? Кто сможет? Кадров то таких или нет, или очень мало.
17.07.2021 в 18:30Валерий К1
Игорь, каким образом договариваться с этими бармалеями, которые мечтают жить в Судане?
17.07.2021 в 18:36josh
С ног на голову, уничтожили лпасных исламистов, а эти кривозщитники начали опять визги.Хотите опять повторения ужасов 2005года?
17.07.2021 в 16:51Игорь Сажин
Дело не в кадрах, а с желании людей начать договариваться друг с другом, а не ненавидеть друг друга. Куда уж проще отказаться от извечной тяги к поиску врага, и перейти к модели сосуществования даже с человеком, с которым ты идеологически не согласен, но готов жить в этой стране. Может хватит уже чистить страну под хорошую и правильную идею. Нет ее хорошей и правильной идеи, а страна у нас одна на всех, на всех таких чумазеньких. 
17.07.2021 в 18:34josh
Эта Кеворкова давно известна своей лживостью, достаточно на ее посмотреть, взгляд злобный.
17.07.2021 в 18:32Валерий К1
Если большинство не экстремисы, то почему терроризм удел только [...]?Почему среди других конфессий нет радикализма, по крайней мере таких, кто готов убивать ради религии?

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Недопустимо проводить связь между терроризмом и определенной религией, расой или национальностью]

17.07.2021 в 18:29Валерий К1
Хупсергенов один из напавших на Нальчик.КУ, почему ни слова не говорите?
17.07.2021 в 18:32Валерий К1
От глубоко верующего до боевика, пол шага.
18.07.2021 в 10:34Игорь Сажин
У вас весьма поверхностное представление о глубокой вере... Глубина веры сама по себе лишает человека способности к унижению другого, не говоря уже об унижении. Вчитайтесь в Достоевском в Братьях Карамазовы в тот момент, когда братья приходят к старцу с обидами на отца и как их встречает старец, он становится перед ними на колени. В том-то все и дело, что глубоко верующих понимает как мучается человек подвергнутый страстям и жалеет этот мир, жалеет и преклоняется перед муками этих людей снедаемых страстями. Точно так же преклоняются перед простым снедаемым страстями человеком глубоко верующие мусульмане, глубоко верующие иудеи, глубоко верующие индуисты, глубоко верующие буддисты.  Как в такой ситуации глубоковерующий возьмет насилие в руки, если он перед человеком простым на коленях? 
18.07.2021 в 10:35Игорь Сажин
Ну насчет не наличия радикального крыла в других конфессиях - это вы оглянитесь. А что касается не договариваться, тут надо понимать, что религия состоит из людей, а люди разные, очень разные. Надо договариваться с теми, кто способен к договоренности. А сводить к недоговореноспособности всех - это изначальная ошибка радикала. Если хотим изжить радикализм, надо прежде всего изжить радикальный подход в себе. Мазать одной краской всех - это как раз культура экстремизма и радикализма. 
18.07.2021 в 18:02Vladimir Petrov
   Как это жить без поиска врага? Веками так жили! А тут надо и над собой работать, свои недостатки исправлять...