ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Адвокаты ростовских Свидетелей Иеговы* Арсена и Вилена Аванесовых, и Александра Паркова, обвиняемых в экстремизме, попросили суд вынести оправдательный приговор. Сами подсудимые в своем последнем слове заявили, что никогда не были преступниками.
Как сообщал "Кавказский узел", в мае суд в Ростове-на-Дону до 1 августа продлил арест Свидетелей Иеговы* Александра Паркова, Вилена и Арсена Аванесовых, обвиненных по делу об экстремизме. 5 июля подсудимые заявили, что не состояли в местной ростовской религиозной организации после ее запрета. Гособвинитель 14 июля призвал суд лишить свободы Паркова и Вилена Аванесова на семь лет, Арсена Аванесова - на семь с половиной лет.
Александр Парков, Вилен Аванесов и Арсен Аванесов были задержаны 22 мая 2019 года. Они обвинены в организации деятельности экстремистской организации. Верующие, включая пожилого Вилена Аванесова, не раз просили о смягчении меры пресечения, но получали отказ.
В Ленинском райсуде Ростова-на-Дону 15 июля продолжились прения по делу Арсена и Вилена Аванесовых и Александра Паркова. Как и на предыдущих заседаниях, в зал пустили только четырех родственников подсудимых, ссылаясь на необходимость социальной дистанции, передает корреспондент "Кавказского узла", который был единственным представителем СМИ в зале суда. Подсудимые все время заседания вели себя спокойно, улыбаясь пришедшим посетителям.
Адвокат Александра Паркова Татьяна Красникова в ходе заседания заявила, что "предъявленное Паркову обвинение не нашло подтверждения в судебном заседании и Паркову необходимо вынести оправдательный приговор".
В суде были оглашены показания свидетеля Сергея Хотова - бывшего председателя комитета местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Центральная, Ростов-на-Дону"* и другие документы, которые, как считает адвокат, говорят о том, что Парков не входил в состав участников организации.
По словам Красниковой, расследовавший дело следователь в суде подтвердил, что экземпляров книги "Священное писание - Перевод нового мира" издания 2014 года, которая включена в федеральный список экстремистских материалов, у подсудимых найдено не было. В вещдоках находится редакция книги 1998 года, таким образом, запрещенная литература у Паркова не изымалась, заключила адвокат. Следователь ранее также сказал, что выходы Паркова на запрещенные в России сайты, где могла публиковаться такая литература, не установлены, отметила защитник подсудимого.
Адвокат подчеркнула, что мужчина, впоследствии ставший секретным свидетелем с псевдонимом "Андрей", первым позвонил Александру Паркову, и сам стал настаивать на встрече, что, по ее мнению, подтверждает провокацию со стороны силовиков. Первые показания соверующих Паркова, по мнению Красниковой, были даны под давлением: так, после обыска супругу Паркова - Галину увезли в Центр противодействия экстремизму, где говорили "такие люди, как вы, государству не нужны". Еще одна свидетель - Александра Байбак (сестра Семена Байбака, осужденного в декабре 2020 года по делу об участии в экстремистской организации, - прим. "Кавказского узла") в суде пояснила, что рассказывала следователю о событиях до марта 2017 года - до запрета деятельности юрлиц.
Защитник Паркова также указала, что в ходе обыска в его квартире в 2019 году были изъяты, в том числе вещи его родственников, в частности, 11 тысяч рублей, принадлежавшие его дочери. Парков имеет троих детей, ранее не судим, его положительно охарактеризовало большое количество людей, подчеркнула Татьяна Красникова. Она попросила суд вынести оправдательный приговор.
Адвокат Роман Какасьев счел недоказанным какие-либо экстремистские действия со стороны его подзащитного Вилена Аванесова. Верховный суд ликвидировал "Управленческий центр Свидетелей Иеговы"* в связи с распространением литературы, которую признали экстремистской, других экстремистских действий организации не вменялось, обратил внимание защитник. Он также отметил, что запрещенной литературы, в том числе на электронных носителях, у Вилена Аванесова не найдено, что подтвердил следователь. По словам защитника, в ходе допроса следователь назвал "технической ошибкой" указание на запрет изъятых книг, а оперативник сказал, что не определял год выхода "Священного писания". Издание "Священного писания" 2008 года можно хранить и распространять, сказал защитник, сославшись на показания допрошенного специалиста.
Два мероприятия в танцевальных студиях в Ростове-на-Дону, которые обвинение представило как "незаконные религиозные собрания", по словам свидетелей, были вечеринками, в ходе которых собравшиеся играли на гитаре, флейте, танцевали, что неприемлемо для богослужений, отметил Какасьев.
Обвинение "в попытке выдать желаемое за действительное" меняет понятия, и "мирная религиозная деятельность представлена как деятельность экстремистской организации", - заявил адвокат. По его словам, в свидетельстве о регистрации и выписке из реестра указано, что участниками юрлица являлись 15 человек, среди которых нет фамилии Аванесова, в протоколах собраний его фамилия также отсутствует.
Из решения Верховного суда от 20 апреля 2017 года следует, что были ликвидированы юридические лица, а не все религиозные группы Свидетелей Иеговы*, таким образом сохранив за ними право исповедовать свою религию, в том числе совместно с другими, заключил защитник Аванесова.
Роман Какасьев попросил оправдать Вилена Аванесова в связи с отсутствием события преступления, сохранив право на реабилитацию.
Защитник Арсена Аванесова Андрей Копылов сослался на показания ряда свидетелей, которые сказали о существовании "центрального" собрания ростовских Свидетелей Иеговы*, которое называлось так из-за проживания его участников в центре города и не имело отношения к местной религиозной организации. У Арсена Аванесова не была изъята экстремистская литература. Имеющиеся в деле характеристики также опровергают экстремистскую направленность подсудимого.
По мнению адвоката, статья о финансировании экстремизма должна быть "исключена, как излишне вмененная", поскольку "дважды было предъявлено обвинение за одно и то же деяние" - сбор пожертвований. Материалами дела не было подтверждено направление Арсеном Аванесовым денег на "обеспечение деятельности экстремистской организации", резюмировал Копылов. Он также попросил оправдать своего подзащитного.
Сами подсудимые также высказались в прениях, поддержав своих адвокатов, и выступили с последним словом.
Арсен Аванесов в последнем слове поблагодарил всех участников процесса и родственников, которые посещали задания. "Я никогда не был преступником, в первую очередь благодаря воспитанию своих родителей... Очевидно, что все происходящее со мной и другими верующими - стремление запугать нас, заставить отказаться от веры... Во всем мире Свидетели Иеговы* известны тем, что стараются говорить с людьми от имени Бога. Проповедь ведется в 240 странах и территориях, но только в России нас считают экстремистами. За время моего заключения я не встретил ни одного человека, который был солидарен с тем, чтобы я, как Свидетель Иеговы* сидел в тюрьме, и это не только заключенные, но и сотрудники ФСИН. О каком подрыве конституционного строя идет речь?" - сказал он.
"В апреле 2017 года было ликвидировано юрлицо - "Управленческий центр Свидетелей Иеговы"*, к которому я не имею никакого отношения. Да, я Свидетель Иеговы*... и это не является преступлением. Верховный суд РФ не запрещал вероисповедание Свидетелей Иеговы*, я не намерен отказываться от своей веры в Бога … Я, что, стал хуже после 2017 года? Нет. Может быть, к кому-то применил насилие? Нет. Может быть, причинил кому-то боль и страдание? Нет. Может, потерял право пользоваться 28-й статьей Конституции? Тоже нет, меня никто не лишал такого права. Если все это так, то почему я здесь, на скамье подсудимых? Несмотря на все это, я не потерял веру в Бога и в людей. За всю историю Свидетелей Иеговы* в России никаких экстремистских действий ими не осуществлялось. Общаться с соверующими на религиозные темы - это мое конституционное право, ни мне, ни моим соверующим не требуется руководство юрлица, чтобы прославлять Бога. Я не являюсь каким-то фанатиком, я не виновен в преступлении, в котором меня обвиняют, прошу суд вынести оправдательный приговор", - сказал в своем последнем слове Вилен Аванесов.
"Было ли опубликовано решение Верховного суда России о ликвидации религиозных групп Свидетелей Иеговы*? Или было ли сделано заявление министерства юстиции о такой ликвидации? Или было сделано сообщение, что богослужения Свидетелей Иеговы* больше не могут осуществляться или могут проводиться, только по другим правилам? Нет, ничего подобного не было. Почему верующие находятся на скамье подсудимых, которых обвиняют в том, что они проводили богослужения? Я не понимаю, почему правительство России поставило целью уничтожить моих соверующих? Я не понимаю, как мне и моим соверующим пользоваться свободой совести, свободой вероисповедания?" - задался в своем последнем слове вопросами Александр Парков.
Парков поблагодарил всех участников процесса за терпение и попросил судью подробно рассмотреть его пояснения, а также пояснения защитника.
Оглашение приговора по делу Аванесовых и Паркова назначено на 10.00 мск 29 июля.
Новости о преследовании Свидетелей Иеговы* в России "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".
* 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.