ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Группа экологов инспектировала нелегальную мусорную свалку около памятника природы Клин-Яр, снимая на видео подъезжающие грузовики с мусором. Владелец полигона протаранил их машину на джипе, ударил одного из активистов и угрожал расправой другим. Проблема нелегальных свалок на Ставрополье игнорируется чиновниками, отметили местные аналитики.
Член общественной организации Национальный комитет экологической безопасности России (НКЭБР) Андрей Фокин вместе с двумя экоактивистами Романом Багировым и Анной Гришиной из Кавминвод 19 июля приехали на автомобиле в городище Клин-Яр – памятник культуры, расположенный в Предгорном районе неподалеку от Ессентуков. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" 21 июля рассказал сам Андрей Фокин.
В задачу экологов входила фиксация работы незаконной свалки, на которую грузовиками свозился мусор. Когда активисты убедились, что мусорный полигон действительно работает, они перекрыли выезд фурам своей легковушкой и стали снимать происходящее на видео. Затем экологи вызвали полицию.
Происходящее не понравилось предполагаемому владельцу свалки, который, по словам Фокина, сел в джип и врезался в машину активистов. От удара автомобиль на несколько метров отодвинулся, но дорога осталась перекрытой. Тогда водитель джипа через ударил сидевшего за рулем легковушки Багирова, а Фокину и Гришиной пригрозил расправой. "Для понимания: это был не просто джип, а пятитонный бронированный грузовик", - отметил Фокин.
Через час на место происшествия приехали участковый и дознаватель. Они опросили всех присутствующих на тему работы свалки, и дознаватель сообщил о возбуждении административного дела. Фокин потребовал от полицейских, чтобы те расследовали также дело о драке и угрозах, однако полицейские отказались. "Каждый говорил: по поводу драки – это не ко мне. Нас никто не хотел слушать", - сказал Фокин.
Утром 21 июля Фокин подал заявление в отдел МВД РФ Предгорного района с требованием возбудить уголовное дело по статье об угрозе жизни убийством или причинения вреда здоровью. Днем он написал заявление в краевую прокуратуру на имя главы надзорного ведомства Александра Лоренца с просьбой взять под личный контроль обеспечение мер по закрытию полигона.
Коллеги Фокина пока заявления не подавали. Намерены ли они это сделать, Фокин не знает. "Однако они все равно будут опрошены полицией в рамках моего заявления. В течение трех дней дознаватель определит, что делать с моим заявлением, проведет проверку и решит, возбуждать дело или отказать", - сказал Фокин.
По данным Фокина, МВД уже возбудило дело по статье 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления".
Комментариями представителей краевого МВД по поводу изложенных Фокиным данных "Кавказский узел" пока не располагает, как и комментариями представителей администрации Предгорного района.
По словам Фокина, это уже второй визит экологов на полигон в городище Клин-Яр. 9 июля экологи совместно с сотрудниками Росприроднадзора уже посещали свалку, но она продолжает работать в обычном режиме. "Я не вижу, чтобы кто-то реально хотел закрыть свалку. Росприроднадзор приезжал, составлял протокол, начинал административное делопроизводство. Но ничего не происходит", - рассказал Фокин.
28 июля ведомство пригласило общественников на полигон. Планируется, что сотрудники лаборатории будет рассчитывать ущерб, площадь фракции, отбирать пробы, а затем проводить исследования, на основе которых определится ущерб. "На практике потом придется судиться с владельцем еще несколько лет, чтобы он перевел средства в счет государства", - сказал Фокин.
21 июля на свалку к экологам приезжал депутат Предгорного района Андрей Сердюков, выступающий за незамедлительное закрытие полигона. Корреспонденту "Кавказского узла" Андрей Сердюков рассказал, что свалка занимает более 30 га земли сельскохозяйственного назначения. Она ничем не огорожена, имеет единственный подъезд, охраняется наемными работниками, которые взимают фиксированную плату с грузовиков с мусором. "Это вторая санитарная зона, где запрещена свалка мусора. Представьте: минеральные источники проходят сквозь землю полигона, «питаются», вода фильтруется через мусор, а затем мы это пьем. Это может привести к полному коллапсу. Хозяева полигона плюют, а ведь и они эту воду пьют", - рассказал он.
По его словам, здание администрации Предгорного района расположено в двух километрах от свалки, чиновники хорошо осведомлены о полигоне, но ничего в отношении ее не предпринимают.
Свалка функционирует уже пять лет, она появилась стихийно после внесения поправок в 89-й Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", в результате чего сменились все мусоровывозящие компании, рассказала "Кавказскому узлу" ставропольская журналистка Елена Суслова.
Новыми операторами стали фирмы, которые "никогда не занимались утилизацией отходов", что привело к низкому качеству работы. За пять лет работы полигона местные жители, активисты и журналисты многократно обращали внимание местных властей на проблему, была проведена даже встреча с главой Росприроднадзора Светланой Родионовой, после чего сменился руководитель краевого ведомства, однако полигон продолжает функционировать.
"Еще в 2019 году с местным экологом мы приезжали в Клин-Яр. Делали фото, осматривались. На основании увиденного я подала заявление в Генпрокуратуру, ведомство «спустило» заявление в край, а наша прокуратура ответила, что меры приняты, свалка закрыта. [...] В марте 2020 я попала на прием к прокурору Лоренцу. В итоге свалку посетили Росприроднадзор, Россельхознадзор, был подсчитан ущерб, в отношении хозяина полигона было возбуждено уголовное дело, от него потребовали убрать мусор. Но до сих пор ситуация не меняется", - рассказала Суслова.
За последние несколько лет в Ставропольском крае были закрыты несколько крупных нелегальных свалок, сообщил "Кавказскому узлу" политолог, главный редактор издания "Акценты" Антон Чаблин. Самые крупные из них – это свалки возле Кисловодска и Светлограда. Однако проблема полностью не решена. По подсчетам Чаблина, продолжают функционировать как минимум четыре крупных полигона. "Тот, что у Клин-Яра, в их числе. Сложно сказать, почему Росприроднадзор и природоохранная прокуратура до сих пор не добились закрытия свалок. Еще в 2018 году выносилось два решения районного суда о принудительном закрытии свалки. Но нет. Затем были новые проверки, и еще три решения о закрытии уже в 2020 году", - рассказал Чаблин.
По его словам, формально надзорные ведомства выполнили свои функции: провели проверки, есть решения судов, есть судебные запреты. "Но, как показывает история с Клин-Яром, никто, кроме экологической общественности, не контролирует исполнение этих документов", - сказал Чаблин.
Проблема свалок в Ставропольском крае - тема давняя, сказал корреспонденту "Кавказского узла" координатор Центра гражданских инициатив Северо-Кавказского федерального округа Валерий Ледовской.
По его словам, власти обещали решить ее, поделив регион между четырьмя "мусорными операторами", которые единственные будут иметь возможность принимать и обрабатывать мусор, в том числе не сжигать, а перерабатывать. Ставропольский край был пилотным в этой программе внедрения мусорных операторов, отметил Ледовской, однако проблема частных свалок не решилась.
"Хорошо, что есть активисты, которые продолжают подсвечивать эту проблему. Хотя региональной политики в крае практически не осталось, и это печалит. Мы всё реже узнаём, что в экологическом плане происходит в регионе. Я надеюсь, что ответственные органы, например, природоохранная прокуратура, займутся этой проблемой хотя бы точечно, в таких явных и дерзких случаях, когда нарушители законодательства чувствуют себя безнаказанными. Хотя шансов и мало", - сказал Ледовской.
Жители Кавминвод это "люди политически активные, но при этом непоследовательные", добавил Ледовской. "Понятно, что экологические ресурсы будут эксплуатироваться для того, чтобы регион вышел из экономического кризиса. Это очевидно. И, например, такие проекты, как велотерренкур, жители «заворачивают», а на проблемы с экологией, более значительные, например, на подобные свалки, незаконные карьеры и прочее, не обращают внимание. С жителями просто некому проводить планомерную работу по развитию курорта и бережному использованию ресурсов для этого. Конкурирующих проектов нет, конкурирующих партий с «зелёной повесткой» тоже нет. Вот и получаем такие результаты, которые вполне закономерны", - заявил он.
Напомним, что 2 ноября 2020 года мэр Железноводска Евгений Моисеев сообщил о строительстве велотерренкура, которое планировалось начать уже в 2021 году. Активисты указали, что власти запланировали велотерренкур в зоне с опасным уровнем радиации. Строительство угрожает негативными последствиями для природы Бештаугорского заказника, где обитают 27 краснокнижных видов животных, перед такой работой требуется независимая экологическая экспертиза, заявили во Всемирном фонде дикой природы (WWF) России. 11 марта стало известно, что краевые власти отложили тендер на строительство велотерренкура через заказник, однако, по мнению WWF, говорить об окончательной победе экологов пока рано.