ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Более 30 работ черкесской художницы из Иордании Заины Эль-Саид выставлены в арт-центре в Нальчике. Творчество Эль-Саид связано с исторической родиной, рассказал сотрудник арт-центра Руслан Анзоров. Картины наполнены адыгской символикой, но некоторые содержат европейские и восточные мотивы, отметила журналистка Марина Битокова.
В Нальчике в арт-центре Мадины Саральп выставлены работы черкесской художницы из Иордании Заины Эль-Саид (Къэрэгъул). Выставка, которая называется "Я иду из-за горы Каф", продлится до 3 сентября, на ней представлена 31 работа, передает корреспондент "Кавказского узла".
Сотрудник арт-центра Руслан Анзоров рассказал 15 августа посетителям выставки, что это уже третья экспозиция художницы в Нальчике. Кроме того, ее работы выставлялись в Майкопе и Москве.
Уникальная техника, в которой работает Заина Эль-Саид, называется шелкография. Картины сначала создаются на компьютере в специальной программе и уже потом печатаются на различных материалах – дереве, стекле, ткани. Работы Эль-Саид напечатаны на ткани. Техника шелкографии позволяет передать и краски, и форму. Картины распечатаны на специальной фабрике под Стамбулом.
Руслан Анзоров отметил, что шелкография – не единственная техника, в которой работает художница, она также занимается академической живописью и дизайном костюмов. "Все эти картины продаются, и, насколько мне известно, половина представленных работ уже продана", – отметил он.
По словам Анзорова, оформители выставки и сама художница специально не давали описания картин, чтобы каждый зритель самостоятельно искал ответ на вопрос, что хотел сказать художник в той или иной своей работе.
Комментируя картину, на которой изображена мужская фигура, вместо головы у которой дубовые веточки с листьями, Анзоров сказал, что дубовая листва имела большое значение для адыгов. "В нашей культуре дуб был сакральным деревом. Этот венок из дубовых веток отсылает нас к древней религии адыгов", – отметил он.
"Все помыслы художницы связаны с исторической родиной. Она рассказывала, что мечтала о родине с тех пор, как себя помнит. Одна из ее предыдущих выставок называлась "Сны о Черкесии". Название нынешней выставки Заины Эль-Саид "Я иду из-за горы Каф" перекликается с названием книги адыгского философа и мистика Мурата Яган "Я пришел к вам с гор Кавказа". И это не случайно. В работах Заины Эль-Саид присутствует нечто мистическое, много символики. Она сама говорила, что образы приходят к ней между сном и явью", – рассказал Руслан Анзоров корреспонденту "Кавказского узла".
Журналистка Марина Битокова рассказала, что следит за творчеством Заины Эль-Саид с тех пор, как узнала о ней, и побывала на всех трех ее выставках в Нальчике.
"Мне кажется, что эта выставка – самая концептуальная из всех трех. Поначалу техника цифрового коллажа, которую использует художница, обилие деталей в картинах воспринимались с трудом, сейчас уже привычно. И я, как зритель, с большим интересом посмотрела выставку. Особенность данной выставки, которую я бы отметила, в том, что художницей были использованы фотографии адыгов (черкесов), сделанные в конце XIX - начале XX века, в том числе фотографии из альбомов черкесского благотворительного общества, которое действовало в Екатеринодаре (Краснодар) с 1908 по 1919 годы. Благодаря этим снимкам протягивается историческая нить из прошлого в будущее. Эти образы реально существовавших людей получают некую современную трансформацию", – сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Марина Битокова также обратила внимание на обилие символики в картинах, в частности, отметила птиц. По ее словам, птица в адыгской системе знаков символизировало девичью душу, ее непорочность, легкость. Логика этого символа четко прослеживается в картинах. Другой символ – кинжал. Известно, что мужчина лишний раз не хватался за рукоять кинжала. С одной стороны кинжал – это символ маскулинной силы, мужественности, с другой – сдержанности, нравственного и психологического равновесия. Именно рукоять кинжала. "Поэтому рукоять кинжала вместо головы – это очень говорящий символ. Я бы сказала, прозрачный", – подчеркнула она.
Битокова также отметила, что на выставке есть и работы, которые не относятся к черкесской тематике, а содержат европейские либо восточные мотивы. Тем самым, по ее мнению, художница хотела подчеркнуть, что Кавказ, и в том числе черкесы, всегда были на стыке двух цивилизаций – западной и восточной. И черкесская культура органична, как в западной, так и в восточной культурах, и в то же время отличается от них. "Все её работы вписаны в символы западной и восточной цивилизаций, но в каждой есть черкесская тематика", – добавила она.