23:23 / 24.08.2021Протест главврача обнажил финансовые проблемы при лечении онкобольных в Северной Осетии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Главврач онкодиспансера во Владикавказе Сергей Кануков обвинил чиновников в экономии на пациентах и закупке препаратов по завышенным ценам. Больные и персонал пожаловались на сложности с препаратами после его ухода. Минздрав Северной Осетии отверг претензии Канукова, а его заявлением заинтересовалось следствие.

Сообщение о том, что главврач онкодиспансера Северной Осетии увольняется из-за высоких цен у единственного поставщика - "Осфарммедтеха", поступило 16 июля на смс-сервис "Кавказского узла". "Врио главврача онкодиспансера Северной Осетии С.Кануков подал заявление об увольнении. Врач считает, что он лишен возможности эффективно помогать пациентам из-за максимально высоких цен у единственного поставщика "Осфарммедтех", - написал автор сообщения.

Пользователи WhatsApp могут присылать "Кавказскому узлу" сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram - на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

Главврач обвинил чиновников в экономии на пациентах и закупке препаратов по завышенным ценам

Сергей Кануков поводом для своего заявления об увольнении с должности исполняющего обязанности главврача онкодиспансера назвал попытку чиновников Минздрава обеспечить лечение представителей льготных категорий больных за счет средств фонда обязательного медстрахования (ОМС).

"12 июля врио председателя правительства РСО-Алания мне были даны […] поручения по обеспечению льготной категории граждан лекарственными препаратами из средств обязательного медицинского страхования, которые предусмотрены для лечения пациентов, находящихся на стационарном лечении в диспансере. Это был не первый такой случай — подобные заявления начались с декабря 2020 года. Я неоднократно обращался в правительство, объясняя, что мы не имеем права обеспечивать льготников за счет наших стационарных больных", - рассказал Сергей Кануков корреспонденту "Кавказского узла" в начале августа. 

По словам Канукова, в соответствии с федеральным законом №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и постановлением правительства России №890 от 30.07.1994 г. "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" обеспечением льготной категории граждан лекарственными препаратами должен заниматься Минздрав.

Кануков сказал, что пытался следовать установленным правилам, но безуспешно, и поэтому заявил об уходе. Второй, дополнительной, причиной ухода врач назвал ценовую политику государственного автономного учреждения (ГАУ) "Осфарммедтех", которое министерство определило больницам как единственного поставщика лекарств. По мнению Канукова, ГАУ назначило "очень высокие оптовые цены".

Критикуя деятельность "Осфарммедтеха", Сергей Кануков указал, в частности, что препараты "Гадовист", "Зарсио" и "Кстанди" компанией закупались по цене 32 885 рублей, 14 000 рублей и 214 858 рублей, тогда как в Госреестре цен на жизненно важные лекарственные препараты их стоимость составляет соответственно 31 440 рублей, 12 841 рублей и 191 871 рублей, отмечает "Коммерсант" в статье, опубликованной на сайте издания 26 июля.

В настоящее время, по словам Канукова, находящегося в отпуске без содержания, проводится проверка его заявлений представителями Федеральной антимонопольной службой, Росздравнадзором и прокуратурой, и, по его информации, все его слова подтверждаются.

Следственное управление Следственного комитета России по Северной Осетии сообщило о начале проверки сведений, распространенных в Интернете, о том, что при лечении больных с онкологическими заболеваниями в Республиканском онкологическом диспансере чиновники заставляют использовать дешевые и неэффективные схемы химиотерапевтического лечения. "По данному факту следственными органами Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания по указанию руководителя следственного управления незамедлительно организована доследственная проверка. В настоящее время следователями проводятся необходимые проверочные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего. В рамках проверки будет дана правовая оценка действиям (бездействию) всех должностных лиц, ответственных за своевременное обеспечение лекарственными препаратами льготной категории граждан. По результатам проверки будет принято процессуальное решение", - говорится в сообщении от 22 июля на сайте управления. Информации о результатах проверки по данным на 21.30 мск 24 августа на сайте ведомства нет.

Кануков написал заявление об увольнении через два дня после встречи с врио премьер-министра республики Таймуразом Тускаевым, врио вице-премьера Ларисой Тугановой и врио министра здравоохранения Сосланом Тебиевым 12 июля. На этой встрече Кануков сообщил чиновникам о "невозможности проводить современное эффективное лечение теми объемами, которые есть в онкобольнице". По словам Канукова, его попросили отказаться от дорогостоящих лекарств и изменить схемы проведения химиотерапии на "альтернативные" с использованием более дешевых препаратов, говорится в статье "Коммерсанта".

Кануков рассказал изданию, что написал заявление об увольнении, так как посчитал, что предлагаемые чиновниками меры приведут к осложнениям здоровья пациентов и, возможно, даже поставят под угрозу их жизни. "Мне посоветовали "искать альтернативные способы лечения", в том смысле чтобы переходить на более дешевые и гораздо менее эффективные препараты", - пояснил Кануков.

Он сообщил, что ушел в отпуск без содержания и рассматривает предложения работы в соседних регионах и в частных клиниках.

В интервью РИА "Новости", которое опубликовано 17 августа, Сергей Кануков сообщил, что написал заявление об увольнении, так как "не готов брать ответственность за плохое лечение пациентов". "В правительстве республики намекнули: если не послушаюсь и не снижу расходы, у меня будут "проблемы". А я не готов брать ответственность за плохое лечение пациентов", - заявил врач.

Он рассказал агентству, что раньше у онкодиспансера хватало денег на качественную помощь раковым больным: в год на учреждение выделяли около 700 миллионов рублей. На эти деньги лечить онкобольных можно было по современным протоколам: таргетной, иммунной терапией и другими высокоэффективными методами.

"Однако региональные власти постановили, что диспансер должен обеспечивать лекарствами еще и льготную категорию граждан. Прежде таким больным средства на терапию предоставляли из федерального и регионального бюджета, а теперь — из местного фонда ОМС. Там попросту нет денег на онкологию. На это еще около 600 миллионов нужно. А дополнительного финансирования никто не давал. Как нам уложиться в бюджет — только резко сократить расходы. А это значит, использовать препараты с низкой эффективностью и множеством побочных действий", - пояснил Кануков.

Во Владикавказском онкодиспансере ежегодно лечат более 12 тысяч человек, пишет агентство, отмечая, что после ухода главврача в больнице начались проблемы, и приводя слова пациентов и персонала, которые пожаловались на сложности с препаратами.

Так, по словам сотрудников диспансера, сейчас из-за проблем с финансированием стало не хватать не только качественных лекарств, но и, например, перевязочных материалов. "Нет элементарных вещей — шприцев и даже пластырей", - рассказала медсестра Залина Калаева, которая работает в учреждении 20 лет и сама лечится там же от рака груди. "Хороших препаратов теперь не дождаться. Я аллергик, поэтому мне не любое средство подойдет. Сейчас у меня перерыв в приеме. Но те лекарства, которые тут выдают, использовать не буду. Лучше уж за свои деньги покупать за границей", - отметила женщина.

Другая пациентка, Белла Царахова, указала, что на фоне изменения протоколов лечения она и другие пациенты чувствуют себя хуже. "С уходом Канукова нас обрекли на смерть. И так организм ослаблен, а нам прописывают дешевые препараты. Моей знакомой стало очень плохо сразу после первой капельницы. До этого применяли более щадящие методы, а теперь — химию. И она не одна такая. Сердце кровью обливается, когда смотришь на обреченных людей", - рассказала пациентка.

Минздрав отверг претензии Канукова в завышении цен на онкологические препараты

В редакцию "Кавказского узла" 19 августа поступил ответ Министерства здравоохранения Северной Осетии с комментариями по заявлениям Сергея Канукова о закупках препаратов для онкобольных по завышенным ценам. В ответе, подписанном врио министра здравоохранения республики Сосланом Тебиевым, отмечается, что поставки лекарственных препаратов для нужд медицинских организаций республики в соответствии с региональным законом от 19 ноября 2019 года № 67-РЗ уполномочено осуществлять ГАУ "Осфарммедтех".

"Осфарммедтех" является государственной организацией, подведомственной Министерству здравоохранения РСО-Алания, контроль над деятельностью организации осуществляется уполномоченными надзорными органами. Прибыли с реализации препаратов организация также в соответствии с уставом иметь не может, все лекарства передаются в государственные медицинские организации по закупочной цене, без наценки. Отметим, закупка препаратов "Осфарммедтех" осуществляет в соответствии с поступающими от медицинской организации заявками с указанием перечня необходимых препаратов", - подчеркивается в ответе.

Что касается конкретных препаратов, то препараты "Гадовист" и "Зарсио" "были выпущены в гражданский оборот до момента перерегистрации цены и находятся в реализации на фармацевтическом рынке по ранее зарегистрированной цене до полного истечения срока годности в соответствии с Постановлением правительства РФ от 16 декабря 2019 года №1683 пункт 4", в случае с препаратом "Кстанди" "в связи с программным сбоем была допущена техническая ошибка, которая была устранена",  пишет Тебиев.

Также в его письме говорится, что информация о сравнительном анализе, ценовых показателей с интернет-площадкой, который был приведен в обращении Канукова некорректна: "Данный сайт не является интернет-магазином, несет исключительно информационных характер, не является публичной офертой, что подтверждается самой интернет-площадкой. Проводить сравнительный анализ цен и использовать данные этого сайта для формирования начальных (максимальных) цен контрактов (договоров) неправомерно. ГАУ "Осфарммедтех" был направлен запрос производителю лекарственных препаратов, указанных в обращении – указанная в анализе интернет-площадка не является официальным поставщиком производителей", - пояснил Тебилов.

"Поставки лекарственных препаратов для медицинских организаций осуществляются фармацевтическими компаниями, имеющими соответствующие лицензии и договорные отношения с производителями или прямыми дистрибьюторами. Из этого следует, что все поступающие лекарственные препараты имеют документы, подтверждающие качество и сроки годности, а также зарегистрированы в "Системе мониторинга движения лекарственных препаратов "Честный знак", - также указано в письме.

Врио министра здравоохранения отмечает, что при формировании конкурсной документации в части определения начальной (максимальной) цены контракта (договора) ГАУ "Осфарммедтех" руководствуется утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 декабря 2019 г. №1064н. "За период деятельности ГАУ "Осфарммедтех" с 1 апреля 2020 года экономия по оперативным данным составила 15,30% за девять месяцев 2020 года и 17,26% - за семь месяцев 2021 года", - добавил Тебиев.

Представители благотворительных фондов, помогающих онкобольным ("Живой", "Онкодети", фонд Константина Хабенского) и Ассоциации онкологов России, а также президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский заявили корреспонденту "Кавказского узла", что им не приходилось сталкиваться со случаями завышения цен на лекарства со стороны поставщиков.

Канукова поддержали его подчиненные

Обращение в поддержку Канукова к врио главы Северной Осетии Сергею Меняйло и Сослану Тебиеву подписали более 400 человек из числа сотрудников онкодиспансера и больных.

В обращении отмечается, что Кануков "принял решение работать с нами честно, во благо несчастных пациентов, решая многочисленные задачи, в том числе по обеспечению лекарственными препаратами". "Поступок Канукова доказывает его патриотизм и неравнодушие к потребностям больных людей, и он должен остаться на своей должности во благо Осетии", - подчеркивается в обращении.

Одна из подписантов обращения, Ирина, говоря о том, почему она подписала обращение, отметила: "Потому, что мы верим в Канукова. Он очень хорошо знал ситуацию. С ним было легко работать, чтобы решить любой вопрос по работе ему хватало пяти минут — он решал "делать/не делать" и все, чего не скажешь о руководителях, бывших до него. Когда он занял свой пост, то повесил у входа табличку "Уважаемые пациенты! Если вы недовольны обслуживанием или у вас вымогают деньги, обращайтесь по телефону..." и написал свой личный телефон. Он всегда был за пациентов", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Ирина.

Другой подписант, Алан, сказал корреспонденту "Кавказского узла", что Кануков "стремился применять современные методы лечения, одобренные Минздравом РФ, чего не было у его предшественников". Алан также подчеркнул, что подписал обращение, потому что поддерживает стремление Канукова обеспечить финансирование различных категорий больных "теми, кому это положено делать".

Еще одна подписантка, Зарина, поясняя корреспонденту "Кавказского узла" причины, по которым подписала обращение в поддержку Канукова, сказала: "Это наш руководитель, мы знаем, что он прав. Для меня он был хорошим руководителем!"

Эксперт указал на несистемность проблемы онкодиспансера Северной Осетии

Проблема, о которой сообщил главврач североосетинского онкодиспансера, "несистемная", считает независимый эксперт госзакупок Алексей Федоров.

В подавляющем числе регионов, по его словам, льготные пациенты обеспечены в рамках либо региональной, либо федеральной льготы, а средства ОМС предназначены в первую очередь для обеспечения специализированной медпомощи в стационарных условиях.

"Возможно, в Северной Осетии к этому привел дефицит регионального бюджета. Региональная льгота — единый бюджетный котел, из которого надо обеспечить людей с разными заболеваниями. Поэтому где-то может не хватать. Конечно, это неправильно", - заявил Алексей Федоров, слова которого приводит "Коммерсант". Издание пишет, что "Осфарммедтех" был учрежден в 2019 году и, по приблизительным подсчетам, ежегодно аккумулирует порядка 2 млрд рублей на закупку медикаментов и оборудования для лечебных учреждений.

Алексей Федоров объясняет, что определять единственного подрядчика-исполнителя региональным властям позволяет закон "О контрактной системе в сфере закупок". Более десятка субъектов, воспользовавшись этой возможностью, приняли региональный закон и наделили свои фармации полномочиями единственных поставщиков лекарств, а где-то, как в Северной Осетии, еще и медизделий. Этот механизм, по словам Федорова, позволяет закупать лекарства по федеральному закону №223, который регламентирует правила закупки товаров, работ, услуг государственными корпорациями и естественными монополиями и предоставляет "более льготный режим и дает больше возможности закупить препараты с высокими характеристиками качества". "Но все зависит от того, насколько эффективно в конкретном регионе эта фармация работает", - уточнил эксперт.

В Северной Осетии, отмечает издание, закон о создании единственного поставщика несколько раз блокировала местная антимонопольная служба, категорически против его принятия выступали и несколько оппозиционных депутатов. Так, член фракции "Патриотов России" Маргарита Кулова напомнила, что в Архангельской области, где был принят аналогичный закон, уже через три месяца областной суд его отменил. "В Нижегородской области такая структура существует с 2014 года, но и там идут постоянные судебные процессы. А в Ульяновской области уже идут уголовные разбирательства в отношении министра здравоохранения. При этом ни в одном регионе, где функционирует единственный поставщик, не показана хоть какая-то экономия", - привело слова Кулова издание.

Ранее "Кавказский узел" сообщал, что Северная Осетия вместе с Адыгеей, Дагестаном, Калмыкией и Чечней оказалась на верхних строчках общероссийского рейтинга по выраженности проблемы онкологических заболеваний, опубликованного в сентябре 2020 года на сайте проекта "Если быть точным". Подробнее о том, как выглядит Северный Кавказ на фоне 85 российских регионов, говорится в публикации интервью с одним из авторов этого исследования Ксенией Бабихиной "Чечня, Дагестан и Северная Осетия - антилидеры диагностики и лечения онкологии в России".

Автор:Семен Чарный
25.08.2021 в 16:46Vladimir Petrov
Главврач проявил гражданскую позицию. Уважение ему.
25.08.2021 в 10:40Игорь Сажин
Покупка по завышенным ценам - это не экономия, это разграбление бюджетных средств, это узаконенная коррупция, когда чиновник и поставщик лекарств договариваются и искусственно поднимают цену, а разницу делят поровну. Это возможно если только надзорные органы не обращают не это внимание или находятся в доле с казнокрадами. 
25.08.2021 в 23:04Игорь Сажин
Он помешал воровать и поэтому его выгонят скоро, а вместо него назначат "слепого" главврача, который не будем мешать клептомании кланов. 
26.08.2021 в 17:56Vladimir Petrov
  Будем надеяться, что он поднял правильный вопрос, и его не тронут. Иначе какая-то безнадёга. Вот в таких случаях и должно гражданское общество на местах, встать на защиту главврача!
26.08.2021 в 22:48Игорь Сажин
Медицина, как и дорожная отрасль, одна из самых коррупционных отраслей, на ней крадут много и выявить эти кражи очень сложно... Даже нынешний министр здравоохранения РФ ходил под подозрением в этих делах, но вроде как все это осталось лишь подозрением... 
27.08.2021 в 14:45Vladimir Petrov
  Да, уж. А коррупция вобще может быть побеждена законными методами, побеждена реально, государством?
27.08.2021 в 15:17Игорь Сажин
Коррупция побеждает системными решениями или технологиями тотального террора, как это сейчас в Китае, или было в диктаторских режимах 20 века. Системные решения - это хитрые схемы сделать коррупционность не выгодной. Ну например известная схема получения бонусной морковки за вовремя сданные документы. Таких микро и макро схем создания сетки, сквозь которую сложно пройти с грязными от бюджетных или частных денег руками, довольно много. Без преодоления коррупции сложно будет зайти нации в будущее, почти не возможно. Будущее требует высокой степени доверия внутри нации и высокой степени концентрации национальных ресурсов. Доверие и концентрация настолько высокого уровня, что старые тоталитарные технологии работать с этим не могут. Тут уже бюджет ничего осилить не может, тут нужна концентрация национального и наднационального уровня. Только тогда прорывы технологические возможны. Не прорвались, остались в области борьбы с мелкими локальными вызовами.