00:23 / 11.09.2021Юрист потребовал обязать дагестанских силовиков приносить извинения

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Дагестанские силовики часто не приносят извинения гражданам, права которых они нарушили, несмотря на то, что это прописано в ведомственном приказе, руководство это процесс не контролирует, указал в обращении в МВД России юрист Марат Исмаилов. В Дагестане практика принесения извинений силовиками не прижилась, отметили правозащитники.

Как писал "Кавказский узел",  принятая в Чечне практика публичных порицаний вышла далеко за пределы республики и, в частности, начала укореняться в Дагестане. Республиканское МВД неоднократно публиковало в своем Instagram-аккаунте видео с извинениями задержанных за различные правонарушения и проступки, хотя подписчики осуждали эту практику. Так, 7 апреля представитель МВД объяснил назидательными целями публикацию видеозаписи, на которой силовик отчитывает жительницу Махачкалы, продававшую запрещенные вещества подросткам. 16 мая в паблике появилось видео с извинениями юноши из дагестанского села за исполнение лезгинки на месте захоронений в Дербенте, а 3 июня  водитель бетономешалки принес извинения за загрязнение канала в Махачкале. В июле полицейские публично отчитали за кражу велосипедов двоих подростков в Хасавюрте и завели против них дело о краже.

Сотрудники полиции, в случае нарушения ими прав и свобод гражданина, должны принять меры по их восстановлению, в частности, принести извинения, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» юрист Марат Исмаилов. Это прописано в законе «О полиции», а приказом МВД России №795 от 12 августа 2012 года установлен порядок исполнения, отметил он.

В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод, говорится в пункте 3 статьи 9 закона «О полиции».  В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.  Согласно приказу МВД России №795 извинения при подтверждения факта нарушения прав и свобод человека приносятся сотрудником полиции или вышестоящим по отношению к этому сотруднику руководителем. Они должны быть даны в возможно короткий срок, но не позднее одного месяца со дня установления факта нарушения.

«На странице МВД Дагестана в Instagram периодически публикуются извинения граждан, совершивших правонарушения. Законных оснований для принуждения к этому у полиции нет. В то же время закон обязывает МВД и сотрудников полиции, чьи действия были признаны судом незаконными, приносить извинения. Есть соответствующий приказ МВД России. Но в Дагестане он не исполняется», - сказал юрист.

9 сентября он направил в МВД России через электронную приемную обращение, в котором просит провести проверку и принять конкретные меры реагирования в «целях надлежащего исполнения приказа №795 в МВД по Республике Дагестан».

«Как следует из приказа, извинения должны приносятся гражданину в кратчайший срок, но не позднее месяца после установления факта нарушения прав сотрудником полиции. Сотрудниками МВД по Дагестану положения данного приказа не исполняются должным образом, какого-либо контроля со стороны руководства за его исполнением нет», - говорится в тексте обращения, копия которого имеется в распоряжении «Кавказского узла».

В документе Исмаилов привел несколько примеров из своей практики. Таким, например, является задержание полицейскими трех активистов: Мурада Мурадова (сообщение о конфликте интересов: Мурад Мурадов является корреспондентом "Кавказского узла"), Зияутдина Увайсова и Арсена Магомедова в январе 2020 года на площади Махачкалы, где проводилась общественная приемка работ по реконструкции.

4 января 2020 года активисты движения "Город наш" пришли на центральную площадь Махачкалы, чтобы после многочисленных нареканий оценить результаты ее реконструкции. Пятерых активистов и корреспондента "Кавказского узла" в тот день доставили в отделение полиции, где записали их паспортные данные, а затем отпустили. Активисты обжаловали действия силовиков. После этого трое полицейских, которые доставили в активистов в отделение, получили дисциплинарные взыскания, отчиталось МВД Дагестана. Советский райсуд Махачкалы постановил выплатить активистам Зияутдину Увайсову, Мураду Мурадову и Арсену Магомедову по 3000 рублей компенсации за моральный ущерб от задержания. Активисты, требовавшие от МВД по 439 тысяч рублей, сочли компенсацию недостаточной.

Впоследствии действия полицейских были признаны незаконными, решение суда по данному делу вступило в силу 30 июля 2020 года. "По Арсену Магомедову есть еще одно вступившее в законную силу решение о незаконном доставлении (в отдел полиции). Никто из сотрудников полиции, чьи действия суд признал незаконными, не извинились перед административными истцами», - пояснил Имсмаилов.

Предъявленные сотрудниками полиции  официальные предостережения об ответственности за проведение публичных мероприятий Руфату Сирхаеву, Ибрагиму Нажмудинову и Диане Дибировой признаны судом незаконными, но за них никто из сотрудников не извинился, отмечено в обращении Исмаилова.

1 мая 2019 года в Махачкале прошла резонансная акция - "Монстрация". Силовики тогда задержали восемь активистов. Двоих несовершеннолетних полицейские отпустили, остальные были доставлены в суд. Участники акции были оштрафованы на 10 тысяч рублей, а организатор "Монстрации" Раисат Сиражудинова - на 15 тысяч рублей. Однако впоследствии суд отменил решения о штрафах и обязал полицейских выплатить Сиражудиновой 3000 рублей в качестве компенсации морального вреда за задержание и административное преследование.

«Мы через суд требовали признать незаконным бездействие УМВД России по Махачкале и начальника отдела по Советскому району города. Они должны были принести извинения в связи с её незаконным преследованием и привлечением к административной ответственности. В феврале 2020 года суд принял нашу сторону, но до сегодняшнего дня это решение не исполнено», - пояснил Исмаилов.

«Сложившаяся ситуация говорит о том, что даже после признания в судебном порядке действий сотрудников полиции незаконными, они продолжают совершать незаконные действия путём, не исполняя приказа МВД России №795. Это никак не способствует росту общественного доверия и дискредитирует органы внутренних дел», - предположил автор заявления.

Такая ситуация возникла в связи с ненадлежащим контролем за исполнением этого приказа со стороны руководства регионального МВД среди личного состава, считает Исмаилов. Он попросил МВД России провести проверку и принять меры.

Обращение зарегистрировано, оно находится на рассмотрении в департаменте государственной службы и кадров МВД России, сказал Исмаилов.

Правозащитники назвали непопулярной практику извинений от силовиков в Дагестане

Практика извинений за незаконное преследование правоохранительными органами не прижилась в Дагестане, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Шамиль Магомедов, сотрудничающий с Правозащитным центром «Мемориал»*.

«Можно сказать, что ее и не было. Даже по уголовным делам. Если человек оправдан судом, то прокурор должен принести подсудимому извинения от имени государства за незаконное привлечение к уголовной ответственности. Но я никогда не слышал, чтобы хоть один прокурор это делал. То же самое и с сотрудниками МВД», - отметил он.

В целом в стране случаи, когда сотрудники полиции приносят извинения за свои незаконные действия, есть, он они редко делают это по своей инициативе, чаще это происходит после напоминания им об этом, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель юридической практики фонда «Общественный вердикт»* по защите прав человека Дмитрий Егошин.

«Если в отношении сотрудников полиции вынесен обвинительный приговор, то МВД обязано извиниться. Но я могу вспомнить только два случая, когда от руководства МВД последовала такая реакция. В первом случае извинения были направлены через СМИ, во втором – лично к потерпевшему. В остальных же случаях после приговора мы направляли письма-обращения со ссылкой на 795-й приказ МВД и спрашивали, не желают ли силовики принести извинения человеку. На эти письма, как правило, получали вялый ответ, что они не следят за приговорами, но благодарили, что их проинформировали и отмечали, что, в свою очередь, принесут извинения. И действительно так поступали», - отметил он.

Случай, когда МВД отказалось приносить извинения, произошел лишь один раз около 10 лет назад, уточнил Егошин. «Тогда нам удалось выиграть дело в Европейском суде по правам человека, суд признал нарушение по делу о пытках. Мы направили обращение к прокурору, он признал, что следователи допустили волокиту, проверку проводили неэффективно и поэтому ЕСПЧ вынес такое решение. Однако руководитель ведомства напрочь отказался извиняться, сославшись, что для извинений нужен приговор суда, а решение ЕСПЧ таковым не является. К тому же он не захотел это делать, так как на момент совершения тех действий министром был не он, а за предыдущего руководителя извиняться не захотел», - рассказал правозащитник.

* организации включены Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов". Новости о практике публичных извинений "Кавказский узел" собрал на тематической странице "Кого Кавказ извиняться заставляет".

Автор:Расул Магомедов