ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Резолюция парламентской ассамблеи Совета Европы требует от Азербайджана освободить всех армянских пленных и призывает обе стороны конфликта расследовать военные преступления. Документ необъективен, так как авторы резолюции упустили ряд важных моментов, заявили участники ереванской дискуссии.
Как писал "Кавказский узел", парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, в которой потребовала от Азербайджана освободить всех армянских пленных, а обе стороны – расследовать военные преступления, обеспечить разминирование территории конфликта и начать диалог.
Полномасштабные боевые действия в Нагорном Карабахе велись с 27 сентября по 9 ноября 2020 года. 10 ноября 2020 года вступило в силу мирное соглашение, согласно которому Баку получил контроль над территориями, занятыми во время осенней войны. Какие это территории, можно посмотреть на карте, подготовленной "Кавказским узлом". Также на "Кавказском узле" опубликована карта размещения российских миротворцев, введенных в Нагорный Карабах после завершения боев.
В резолюции ПАСЕ во многих положениях соблюден баланс, тогда как самый важный вопрос – кто развязал осеннюю войну в Нагорном Карабахе – остался открытым, заявил 29 сентября в ходе дискуссии в Ереване замдиректора программ "Фонд открытое общество – Армения" Давид Амирян.
Авторы резолюции ограничились ответственностью сторон конфликта, взятых при вступлении в Совет Европы, отметил он. Амирян считает, что при составлении текста авторы могли сослаться, в частности, на доклад Freedom House, в котором указано, кто развязал войну. "Добиться от политиков объективности сложно", – отметил он.
Есть многочисленные свидетельства о привлечении сирийских наемников при содействии Турции, но и тут авторы поставили знак равенства, в то время как на стороне Нагорного Карабаха воевали этнические армяне, добавил Амирян.
Авторы резолюции упустили тот момент, что ЮНЕСКО создавались препятствия для проведения мониторинга культурных объектов, сказал он. Это делалось для того, "чтобы выиграть время, чтобы представить армянское культурное наследие любым иным, но не армянским", – отметил замдиректора фонда.
На территориях Нагорного Карабаха, перешедших под контроль Азербайджана, осталось до двух тысяч памятников армянской истории и культуры, в том числе 161 монастырь и церкви, 591 хачкар, места раскопок Тигранакерта, Азоха, Нор Кармиравана, Мирика, Керена и многочисленные крепости, замки, святыни и прочие памятники. Восемь государственных музеев с 19 311 экспонатами, а также частные музеи ковров и армянского драма (деньги) остались в городе Шуши, сообщил ранее сотрудник офиса омбудсмена Нагорного Карабаха. 16 ноября 2020 года ученые, активисты и журналисты обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой защитить памятники культуры и истории в Нагорном Карабахе. ЮНЕСКО следует усилить работу в регионе, указал МИД России. Генпрокуратура Армении 26 ноября заявила, что собрала доказательства разрушения и осквернения церквей, памятников истории и культуры на территориях, перешедших под контроль Азербайджана.
Принятие резолюции подразумевает обязательства, которые страны под давлением Совета Европы обязаны выполнить, поэтому очень важно, чтобы резолюция была объективна, подчеркнул он. "Резолюция влечет политические и дипломатические последствия. И чтобы добиться серьезных успехов, необходимо привлекать ресурсы для достижения этих целей", – сказал Амирян.
Адвокат Сирануш Саакян, представляющая интересы армянских пленных в ЕСПЧ, также отметила, что в резолюции не обеспечено объективное освещение конфликта. "Когда сталкиваются право и политика, в столкновениях сохраняются интересы большой политики. И даже в названии резолюции проявлен выборочный подход, сделан акцент на гуманитарные проблемы, а не силовое решение конфликта. Изначально правовые вопросы остались вне обсуждений, так как стояла задача поднять нейтральные вопросы", – заявила она в ходе дискуссии.
По ее мнению, именно поэтому важной составляющей являются обращения в ЕСПЧ. «Судебная система более независима от политических предпочтений. И неслучайно ЕСПЧ известил Комитет министров Совета Европы, что Азербайджан не выполняет свои обязательства перед судом. Уже примерно по десяти делам ЕСПЧ вынес решения, в которых зафиксировал, что Азербайджан виновен в преступлениях на этнической почве. Можем вспомнить дела Гургена Маргаряна, Манвела Сарибекяна, Артура Бадаляна", – сказала Саакян.
17 марта 2011 года Азербайджан передал армянской стороне гражданина Армении Артура Бадаляна, он обратился в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с жалобой на "нечеловеческое обращение и пытки" после его пленения. В июле ЕСПЧ обязал власти Азербайджана выплатить Бадаляну 30 тысяч евро компенсации.
Манвел Сарибекян был взят в плен азербайджанскими военными 11 сентября 2010 года. В ночь на 5 октября 2010 года, по информации азербайджанской стороны, он повесился в камере. Тело погибшего было передано Армении со следами пыток, армянская сторона заявила, что имело место либо убийство, либо доведение до самоубийства. 2020 года ЕСПЧ обязал Азербайджан выплатить 60 тысяч евро семье Сарибекяна и возобновить расследование его гибели.
В 2006 году суд в Будапеште приговорил азербайджанского военнослужащего Рамиля Сафарова к пожизненному заключению по обвинению в убийстве офицера вооруженных сил Армении Гургена Маргаряна, совершенном в 2004 году в Будапеште. 31 августа 2012 года Сафаров был экстрадирован в Азербайджан, где президент Ильхам Алиев подписал указ о его помиловании. В мае 2020 года Европейский суд признал незаконным освобождение Сафарова.
Резолюция, с точки зрения международного права, рассматривается как "мягкое право", добавила адвокат. "Резолюция не несет юридических обязательств, но обеспечена политической силой. Совет Европы может на основании резолюции оказать давление для реализации ее положений", – пояснила она.
Помощница омбудсмена Армении Татевик Манукян указала, что в резолюции нашло отражение положение о необходимости обеспечить безопасную зону при делимитации и демаркации границ. По ее словам, это стало следствием последовательной работы офиса омбудсмена.
"Омбудсмен в своих отчетах и докладах, отправленных в международные структуры, указывал, что без создания зон безопасности невозможно обеспечить права, в частности, жителей приграничных сел", – заявила она в ходе дискуссии.
Подробнее об обострении карабахского конфликта осенью 2020 года можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?" и хронике боевых действий. Новости о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" собрал на тематической странице "Карабах: худой мир или война?".