ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Что было потом: аналитики указали, что нежелание властей признать этнический характер конфликта только мешает решить его.
Причиной инцидента в селе Дачное в Северной Осетии, в результате которого пострадали двое ингушей, в том числе подросток, стали пререкания из-за зажигалки, сообщила жительница села. Межнациональные разногласия невозможно разрешить без совместного обучения детей в школах, способом профилактики конфликтов могли бы стать совместные осетино-ингушские полицейские патрули, отметил представитель ингушского национально-культурного общества "Даймохк".
Как писал "Кавказский узел", МВД 4 ноября сообщило о драке между осетинами и ингушами в селе Дачном Пригородного района Северной Осетии. Ведомство отчиталось о задержании зачинщиков конфликта и госпитализации травмированного подростка. По словам местных жителей, пострадали двое, оба они ингуши, а сам инцидент произошел в районе пятиэтажек, заселенных осетинами.
10 ноября во Владикавказе произошла перестрелка на Карцинском шоссе. Были госпитализированы двое ингушей, есть пострадавшие среди осетин.
Участник конфликта назвал нападение неожиданным
17-летний житель Дачного, пострадавший в результате драки 4 ноября, рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что оказался на месте случайно. "Я увидел скопление ребят, подошел к ним. ...парень подошел, начал кричать на наших пацанов, потом на меня начал лезть. Конфликт урегулировали. Мы сели в машину, хотели отъехать, я подумал – все решилось, поедем. Ко мне в машину сели ребята, но я не успел вставить ключ зажигания. Они (нападавшие) открыли пассажирскую дверь, начали бить пацана, я не успел добежать до него, меня по голове кто-то ударил", – рассказал он. По его словам, что было дальше, он не помнит, так как потерял сознание.
Пострадавший сообщил, что был опрошен полицией, имя того, кто избил его, ему неизвестно. "Я потерял сознание, отвезли в больницу. У меня трещина челюсти и сотрясение мозга. Я объяснительную написал, что наткнулся на драку. Мне сказали, что ему 30 (лет), я его не знаю, никогда не видел. Состояние второго [пострадавшего] нормальное", – рассказал молодой человек.
Жительница Дачного отметила пассивность полиции
Драке предшествовала словесная перепалка, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" местная жительница, ставшая свидетелем конфликта.
"Дети между собой поругались до драки... Все началось из-за зажигалки, потом позвали кого-то. Эту подмогу я встретила, когда возвращалась домой, это ребята лет 17-18, было около 18.30 мск. Мы их помирили, обе стороны. Мы подошли к машине тех, кто повзрослее, я сказала, что пока они не отъедут – я не уйду. И в эту секунду парень лет 30-35 быстро выскочил, отдубасил этого парня (подростка), потом об машину его ударил головой, и тот без сознания упал, мы на него (нападавшего) накинулись. Полицейский подошел, я сказала: "Вызывайте скорую". Мне ответили, что уже вызвали. Однако в течение двух часов скорая помощь так и не приехала. Мальчик лежал без сознания на земле, проглотил язык. Мне помог посторонний парень-осетин, он вытащил ему язык. Ребята повезли его на своей машине, лобовое стекло им разбили каким-то тупым предметом", – рассказала местная жительница на условиях анонимности.
По ее словам, селение Дачное патрулируют сотрудники полиции. "Второй пострадавший – Албаков, его состояние я не знаю. Сейчас обычная атмосфера в селе, таких случаев и прежде (было) немало. Полицейские просто патрулируют село как обычно. Когда били этого парня – полиция не видела, а когда он лежал [на земле] – [полицейский] даже не подошел, не помог", – отметила очевидица.
На вопрос о взаимоотношениях молодежи разных национальностей в селе она ответила, что существует отчужденность между осетинскими и ингушскими детьми. "В садиках дети вместе. В школе у нас только ингушские ребята. Осетины – кто в Куртате, кто – в Октябрьском [учатся]. В Дачном одна школа. Дети из пятиэтажек, в которых сейчас живут только осетины, ездят в школу в Камбилеевку", – заключила она.
Власти Северной Осетии исключили межнациональную подоплеку конфликта в Дачном
Ситуация в селении Дачное "после обычного бытового инцидента" подконтрольная, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" министр по делам национальностей Северной Осетии Алан Багиев. "Тут же вмешались и институт старейшин, национальное общество "Даймохк", которое контролирует [ситуацию], не допускает каких-либо эксцессов. У нас есть Совет старейшин – Высший Совет осетин, администрация Пригородного района – вся система сработала, чтобы не допустить последствий", – сказал он.
Район пятиэтажек в Дачном, где произошел инцидент, и где сейчас проживают осетины, не был эпицентром осетино-ингушского конфликта 1992 года, подчеркнул министр. "Там было интернациональное население, и до злополучного 1992 года, последствия которого сегодня мы пытаемся урегулировать, все было прекрасно и благополучно", – сказал Багиев.
С 30 октября по 6 ноября 1992 года в Северной Осетии на территории Пригородного района и части города Владикавказа произошел вооруженный конфликт между осетинами и ингушами – как проживающими в Осетии, так и жителями Ингушетии. По данным Генпрокуратуры России, пострадало более 8000 человек, из них погибли 618 человек, ранены 939 человек, говорится в подготовленном "Кавказским узлом" справочном материале "Осетино-ингушский конфликт 1992 года". В Ингушетии ежегодно проводятся траурные мероприятия в память о жертвах осетино-ингушского конфликта 1992 года. Так, 30 октября 2020 года власти региона объявили о раздаче малоимущим семьям милостыни, а в мечетях прошли поминальные молитвы. Последствия конфликта до сих пор не устранены, он просто "заморожен", предупредили ранее опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.
По его словам, проблем с возвращением вынужденных переселенцев в Дачное нет. "Кто хотел вернуться – вернулся. Есть некоторые населенные пункты, которые были упразднены, например, из-за водозабора, но тут же построили поселок Новый, и все там живут", – сообщил министр.
Он не подтвердил слова местной жительницы, что в школе учатся только ингуши.
"В Дачном идет совместное обучение в школах, совместные мероприятия, акции бывают. На тот же "Бессмертный полк" выходим вместе, ярмарки сельскохозяйственные проводим вместе, все это ничем не отличается от других регионов России. Во главе угла – бытовые истории, после чего нечистоплотные деятели превращают это в "национальную подоплеку". Если бы участниками были англичанин и француз – это бы не вызвало ни у кого интереса, как в случае с осетином и ингушом. Мы очень вникли в эту ситуацию, изначально там ничего межнационального не было", – сказал Алан Багиев.
Зачинщики конфликта установлены и будут привлечены к административной ответственности, указал он. "Зачинщиков задержали, тут же оформили административный протокол", – заключил министр.
Бытовые конфликты могут перерастать в межнациональные
Часто конфликты происходят на бытовой почве, но они могут усилить межнациональное напряжение, считает представитель ингушского национально-культурного общества "Даймохк" (Отечество) Альберт Дарбазанов.
"Конфликт всегда начинается с простых бытовых вопросов, столкнулись, не уступили место, а уже в ходе конфликта всплывает национальный вопрос, это происходит в 95% случаев, и этот вопрос обостряется в процессе. И в этот раз 17-летние подростки повздорили из-за незначительного повода – из-за зажигалки. Все это происходило возле магазинов, расположенных под пятиэтажками. Рядом стоит мобильный пост полиции, они (полицейские) все время там находятся, охраняя именно эти пятиэтажки", – сообщил он.
По словам представителя организации, в конфликт вмешались взрослые участники, в результате чего пострадали два молодых человека с ингушской стороны, один из них оказался в больнице. По его информации, имя нападавшего – Давид. "Однако сейчас проверка идет в отношении неустановленного лица, как нам сообщили", – сказал Дарбазанов.
В настоящий момент в селении Дачное не стоит вопрос о невозможности возвращения ингушского населения в свои дома и проживания в них, отметил Дарбазанов. "Прежние жители пятиэтажек, которые не надеялись вернуться в свои дома, в свое время написали отказные в пользу компенсации. Многие отстроили свои дома [после конфликта], около 200 домов, но они стоят пустыми, люди в них не живут. Люди боятся, люди понимают, что для полноценной жизни сегодня надо учиться, лечиться, работать, а все необходимые условия для жизни находятся в Ингушетии, потому и не возвращаются", – рассказал представитель "Даймокх".
Среди факторов, которые затягивают нормализацию жизни в Пригородном районе, он выделил сложности трудоустройства, поступления в вузы Северной Осетии, вопросы интеграции и социальной реабилитации. "Из 28 тысяч ингушей, проживающих в Северной Осетии, в вузах учатся максимум 15 человек. Это не нормально.... Ингушам [Пригородного района] должны дать сегодня возможность почувствовать себя частью Северной Осетии, как территории, что это их родина... Многие ингушские фамилии вышли из сегодняшней Северн, ой, Осетии. Чтобы эта историческая память отражалась в исторических книгах, что ингуши являются частью этой земли. У нас есть такой праздник как 9 Мая, День Победы. Те, кто вырос в Советском Союзе, понимают ценность этого дня, для них это большой, великий праздник. Но на (праздничных) баннерах нет ни одного портрета призванных на войну ингушей, ни в Пригородном, ни во Владикавказе", – подчеркнул Дарбазанов.
Он отметил, что жители Северной Осетии ингушской национальности не чувствуют, что их воспринимают как часть республики. "Например, молодежь в Карца, кто-то занимается спортом – дзюдо, боксом, фитнесом, пауэрлифтингом, армрестлингом. Среди них есть чемпионы мира, которые проживают в Северной Осетии, но когда выступают на соревнованиях, они надевают флаги Ингушетии с ингушской символикой, не чувствуя себя частью Северной Осетии", – заявил Дарбазанов. По его словам, это связано с тем, что СМИ зачастую указывают, что чемпионом мира стал житель Северной Осетии, но не указывают национальность. "К нам (ингушам) относятся не как к своему населению", – подчеркнул Дарбазанов.
Совместное обучение детей могло бы сгладить последствия межнациональных конфликтов
Нивелировать последствия осетино-ингушского конфликта возможно лишь совместным обучением детей в школах, созданием таких условий, чтобы родители детей обеих национальностей желали отдавать их на учебу в школы, расположенные в местах их проживания, указал представитель "Даймокх". "Необходимо повышать качество образования и материально-технической базы. В первую очередь совместное обучение бы разрешало [последствия] осетино-ингушского конфликта. Дети играют на улице в футбол, класс на класс, общее дело, списывают друг у друга. Нужны программы общественные, которые будут объединять людей, (спортивные мероприятия) не единоборства, а командные. Надо стимулировать тех родителей, учеников, которые идут в совместную школу. В Куртате материально-технически школа слабая, и качество образования [хуже], а в Дачном лучше. И власть могла бы технически улучшить школу в Куртате, чтобы людей привлечь к школам с совместным обучением, закупить компьютеры, робототехнику, чтобы был стимул сдавать в школу с совместным обучением. Но для этого нужны политические решения", - подчеркнул Дарбазанов.
По его мнению, большинство родителей детей выбирают школу, руководствуясь стереотипами. "Ингушские семьи смотрят на вопрос совместного обучения нормально, не видят в этом проблему. Но сложился стереотип, людям кажется, зачем отдавать ребенка в эту школу, если дети моего брата учатся в той. Потому осетины, живущие в Дачном, отдают своих детей в школу Куртата, а не в ближайшую школу, где живут", – рассказал Дарбазанов.
По его словам, родители зачастую не хотят отдавать детей в школы, где много представителей другой национальности. "Наверное, потому и осетины не отдают детей в школу (в Дачном), где осетин нет вообще", – предположил активист.
При этом в школе в Куртате учатся и осетинские, и ингушские дети. "В Куртате смешанное население, в этом году мы всем первоклашкам вручали школьный набор, и там в списках были и осетинские, и ингушские фамилии. При этом из этого села многие ингушские родители детей отдают в Дачное, через речку, хотя рядом есть Куртатская школа. Там не столько вопрос национальный, сколько в качестве образования. В Дачном качество образования лучше, так считают сами родители", – отметил представитель общества.
Представитель ингушского общества предложил ввести ингушей в полицейские патрули
По его словам, у ингушского населения Пригородного района также присутствует чувство незащищенности. Для устранения этого недоверия ингушская сторона выступила с предложением создать совместные осетино-ингушские полицейские патрули в районе, заявил Дарбазанов. "Надо, чтобы на территории, где проживает смешанное население, в составе патрулей были один-два сотрудника-ингуша. Сотрудники-ингуши в полиции Северной Осетии есть, но они сосредоточены все в одном месте, в Майском, там около 95% проживающих – ингуши, и село на границе с Ингушетией, а в остальных [селах] ингушей-полицейских нет. Нет представительства ингушей и в органах республиканской власти", – подчеркнул Дарбазанов.
Он напомнил историю Вадима Техова, который нанес ножевые ранения троим ингушам, но не был привлечен к ответственности. "Вадим Техов, который в 2018 году нанес троим ингушам ножевые ранения, не был заключен под стражу, а через некоторое время он убил свою жену прямо под камерами. Если бы власти отреагировали, то и жена была бы жива. Это один из примеров, а их масса. Происходят конфликты, люди попадают в больницу, а через некоторое время все тихо, вопрос закрывается, как "бытовая история", – рассказал Дарбазанов.
22-летняя жительница Владикавказа Регина Гагиева в сентябре 2019 года получила ножевые ранения и через неделю умерла в больнице. Как установили следствие и суд, на нее из ревности напал бывший муж, сбежавший из-под домашнего ареста 32-летний бывший полицейский Вадим Техов. По просьбе гособвинителя рассмотрение дела проходило в закрытом режиме "в целях безопасности". 24 февраля Техов был признан виновным в ее убийстве, побоях, угрозе убийством своей жене, а также в покушении на убийство мужчин у кафе во Владикавказе и приговорен к 16 годам лишения свободы.
По его словам, наряды полиции и патрули усилены в Дачном и в Карца (пригород Владикавказа, где 10 ноября произошла перестрелка между осетинами и ингушами). "Но нужно, чтобы среди них [полицейских] были ингуши. Представитель МВД приехал сегодня (11 ноября) разговаривать с жителями Карца, сказал, что проверка проводится, стоит на контроле у главы региона, намерены строго наказать виновных", – заключил Альберт Дарбазанов.
"Кавказский узел" 11 ноября направил письменный запрос в МВД Северной Осетии с вопросом о процессуальных решениях, принятых ведомством по факту применения насилия в отношении жителей Дачного. Ответа от ведомства, по данным на 00.00 мск 13 ноября, не поступало.