ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Заместитель главного редактора "Черновика" Магомед Магомедов рассказал, что после задержания полицейские более двух часов не обращали на него внимания, и лишь после того, как во дворе РОВД собрались журналисты и правозащитники, взяли у него объяснения. При этом интересовались они главным образом тем, как Магомедов добирается из дома на работу и на место проведения пикетов.
Как писал "Кавказский узел", силовики сегодня сорвали одиночные пикеты коллег журналиста Абдулмумина Гаджиева в его поддержку и доставили в отдел полиции по Советскому району Махачкалы заместителя главного редактора "Черновика" Магомеда Магомедова. К зданию райотдела пришли правозащитники и журналисты. Активист Салим Халитов у здания полиции развернул плакат в поддержку Гаджиева, силовики завели его внутрь отделения, а Магомедова отпустили.
Два одиночных пикета в Махачкале привлекли внимание силовиков и прохожих , рассказал корреспонденту "Кавказского узла" инициатор одного из одиночных пикетов журналист Идрис Юсупов.
В понедельник 15 ноября на пересечении улицы Дахадаева и проспекта Гамзатова прошли одиночные пикеты. Первый пикет с требованием освободить Абдулмумина Гаджиева провел заместитель главного редактора "Черновика" Магомед Магомедов. Как рассказал Юсупов, силовики, прибывшие на место проведения одиночных пикетов, потребовали у Магомедова письменные объяснения. После требования силовиков Магомедов предоставил заранее подготовленные письменные объяснения, однако в последующем сотрудник полиции сообщил, что Магомедов должен дать развернутые письменные объяснения и только в отделе полиции.
Журналист заявил силовикам о своей готовности пройти в отдел полиции.
Второй одиночный пикет с плакатом: "Свободу политическим заключенным" провел сам Идрис Юсупов. По его словам, одиночный пикет, инициатором которого он выступил, не привлек внимания силовиков, однако реакция со стороны прохожих и водителей автомобилей была на очень высоком уровне.
Заместитель главного редактора "Черновика" Магомед Магомедов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что, когда он стоял на пикете, к нему подошёл сотрудник полиции, однако он не был из числа сотрудников патрульно-постовой службы или участковых сотрудников полиции, которые обычно требуют объяснения во время еженедельного пикета в поддержку Абдулмумина Гаджиева.
Сотрудник правоохранительных органов предложил Магомедову завершить пикет, на что журналист ответил отказом. "Через минут пять или шесть он сказал, что надо проехать в РОВД и дать объяснение. Я согласился и с сотрудниками ППС поехал в здание советского РОВД", - рассказал Магомедов.
По словам журналиста, после того, как он с сотрудниками ППС прибыл в райотдел, сотрудники составили соответствующие рапорты. Магомедов пояснил, что в течении более двух часов никто из сотрудников полиции не взял объяснения, хотя они утверждали о необходимости доставления в отдел полиции для того, чтобы Магомедов дал объяснения. "Никто мной не интересовался, не собирался брать объяснения, а необходимость проехать туда объясняли тем, что мне надо дать более расширенные более детальные объяснения по пикету", - пояснил Магомедов.
Журналист рассказал, что сотрудники отдела полиции обратили на него внимание более чем через два часа, и то после того, как во дворе РОВД собрались правозащитники и журналисты и после многочисленных звонков коллег Магомеда Магомедова в пресс-службы силовых и правоохранительных ведомств, а также после одиночного пикета общественного деятеля Салима Халитова, проведенного им у здания РОВД. "В принципе, тогда и заинтересовались и начали думать, что со мной делать, и тогда взяли так называемые дополнительные объяснения", - рассказал Магомедов.
По его словам, суть этих объяснений заключалась в том, как он обычно добирается от дома до работы. "Надо было им рассказать, каким видом общественного транспорта я добираюсь от своего дома до работы. Я живу в Буйнакске, а работаю в Махачкале", - пояснил Магомедов.
Большинство вопросов, задаваемых сотрудниками правоохранительных органов, касались именно того, как журналист добирается от дома до работы. После того, как Магомедов ответил на эти вопросы, сотрудники правоохранительных органов не стали его больше задерживать. Магомед Магомедов в сопровождении своего адвоката Шамиля Магомедова смог покинуть отдел полиции.
Адвокат Шамиль Магомедов, присутствовавший с Магомедом Магомедовым в отделе полиции и представлявший его интересы, подтвердил корреспонденту "Кавказского узла", что в ходе опроса Магомед Магомедов отвечал на общие вопросы, в том числе и на вопросы, как он добирается от дома до работы и от работы до места проведения еженедельных одиночных пикетов. "Он пояснил, что на маршрутке с Буйнакска добирается до автостанции. С автостанции на других маршрутках добирается до редакции "Черновика" и от редакции идет пешком до места проведения пикета. Их очень интересовал маршрут", - рассказал Шамиль Магомедов.
Магомед Магомедов предположил, что силовик хотел "обозначить себя, как человека, прекратившего пикетирование журналиста у Центральной площади". "[Он] сделал, на его взгляд, что-то хорошее, а по факту получилось, что наоборот усугубил для себя же ситуацию и сделал так, чтобы о пикете и о ситуации с Абдулмумином Гаджиевым узнало ещё больше людей", - пояснил Магомедов. По его словам, после событий редакция еженедельника получила большое количество положительных откликов и слов поддержки.
Журналист Идрис Юсупов не согласился с Магомедовым. Он не считает доставление Магомеда Магомедова в отдел полиции инициативой одного сотрудника полиции. "Мне кажется, это не инициатива самого сотрудника. Мне кажется, это было указание сверху", - пояснил Юсупов корреспонденту "Кавказского узла". Однако, почему было дано такое указание, журналист сказать затруднился.
Адвокат Шамиль Магомедов также считает, что ситуация с Магомедом Магомедовым произошла после того, как сотрудники полиции получили соответствующие указания. Он исключил возможность того, что сотрудник полиции решил проявить инициативу.
По мнению Шамиля Магомедова, в городе почти все сотрудники полиции знают об уголовном преследовании Гаджиева и знают, что коллеги Гаджиева, в том числе Магомед Магомедов, еженедельно выходят с одиночным пикетом в поддержку своего коллеги. Адвокат обратил внимание, что в течении двух лет за все время проведения одиночных пикетов Магомеда Магомедова "никто не трогал", и инцидент с его нахождением в отделе полиции даёт возможность предположить, что сотрудники действовали по чьему-либо указанию.
Дело Абдулмумина Гаджиева имеет общие черты с попыткой уголовного преследования московского журналиста Ивана Голунова, отметили участники онлайн-дискуссии, проведенной на "Кавказском узле" в июне 2019 года. Подробнее о деле Гаджиева рассказывается в материале "Кавказского узла" "Голунов номер два": главное о деле Абдулмумина Гаджиева". Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов".