ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) не согласен с оценкой Росприроднадзора, который оценил в 4,5 миллиарда рублей ущерб за разлив нефти под Новороссийском, сообщили в компании. Росприроднадзор будет через суд требовать возмещения ущерба, однако в суде сумма выплат будет значительно снижена, при этом на ликвидацию последствий разлива нефти в Черном море понадобится несколько лет, заявили экологи.
Как писал "Кавказский узел", 7 августа при заправке греческого танкера Minerva Symphony в поселке Южная Озереевка под Новороссийском произошел выброс нефти, загрязнившей, как сообщалось тогда, около 200 квадратных метров в шести километрах от берега Черного моря. 8 августа транспортная прокуратура отметила, что место разлива нефти локализовано. Однако 11 августа в Институте космических исследований РАН заявили, что на снимке со спутника под Новороссийском в море зафиксировано нефтяное пятно площадью 80 квадратных километров. Глава Росприроднадзора указала, что к выбросу нефти привела неосмотрительность работников компании, обслуживающей терминал. Экологи назвали этот разлив нефти самым крупным за последние 10 лет, по их данным, в результате были загрязнены берега Абрау-Дюрсо, Сукко, Малого и Большого Утриша. Радужная пленка дошла до пляжей Анапы и расположенного в открытом море в районе курорта дельфинария. Следы этого разлива нефти исчезли на спутниковых снимках лишь 16 августа.
Специалисты Института космических исследований РАН предположили, что Каспийский трубопроводный консорциум занизил данные о масштабах пятна в 400 тысяч раз, и оценили его реальную площадь в 80 квадратных километров. Представители WWF и Greenpeace опасаются, что на ликвидацию последствий может потребоваться несколько недель или месяцев. Экологи подчеркнули, что разлив нефти в акватории Черного моря стал самым крупным за последние 10 лет. Следствие сообщило 12 августа, что дело о разливе нефти под Новороссийском переквалифицировано по более тяжкой статье в связи с существенным ущербом водным ресурсам.
КТК отказался добровольно выплачивать ущерб Черному морю
Предприятие пока не собирается выплачивать ущерб в размере 4,5 миллиарда рублей, причиненный разливом нефти под Новороссийском в августе, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в пресс-службе Каспийского трубопроводного консорциума. По словам сотрудника пресс-службы в компанию поступило письмо из Росприроднадзора с предложением возместить ущерб, к нему прилагались расчеты, с которыми руководство компании не согласилось, уведомив Росприроднадзор, сейчас в КТК ждут его реакции. При этом в компанию пришел итоговый акт оценки ущерба и штраф в размере 300 тысяч рублей, требований по добровольной выплате 4,5 миллиардов рублей в компанию не поступало, пояснили в пресс-службе. При этом представители компании не ответили на вопрос, что не устроило руководство КТК в расчетах ведомства.
В пресс-службе Росприроднадзора РФ пояснили, что при расчете ущерба от разлива нефти используется "Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства", утвержденная приказом Минприроды РФ в 2009 году. В соответствии с документом, исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий. В них входят и затраты на разработку проектно-сметной документации, ликвидацию допущенного нарушения, на восстановление состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения. Кроме того, размер вреда исчисляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния водного объекта, а также в соответствии с проектами восстановительных работ. При этом учитываются стоимость анализов качества воды и донных отложений, разработки проектно-сметной документации по устранению нарушения, а также затраты на оценку распространения загрязняющих веществ в водном объекте и последующего их влияния на его использование.
"Исчисление размера вреда производится с учетом состояния водных объектов, природно-климатических условий, длительности и интенсивности воздействия вредных загрязняющих веществ на водный объект. Размер вреда устанавливается независимо от того, проводятся мероприятия по устранению нарушения или будут проводиться в дальнейшем в соответствии с программами по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также программами социально-экономического развития регионов", - сообщили в пресс-службе ведомства. В методике исчисления размера вреда водным объектам приводится конкретная формула, по которой он рассчитывается. В нее заложено и экологическое состояние водного объекта, природно-климатические условия в зависимости от времени года и другие коэффициенты.
Экологи сочли прецедентом сумму ущерба за загрязнение Черного моря
Если КТК не соглашается добровольно возместить ущерб за разлив нефтепродуктов, тогда Роспотребнадзор обратится в суд, указал руководитель организации "Гражданская инициатива против экологической преступности"* Дмитрий Шевченко.
"В суде эту сумму уменьшат в десятки раз. КТК – крупнейший налогоплательщик в Краснодарском крае. Один из базовых. Понятно, что его сильно выкручивать не будут. Росприроднадзор после прихода [на должность главы ведомства] Светланы Радионовой шашкой машет показательно, "Норильскому никелю" миллиарды рублей насчитали. Все мы понимаем, что это не судебный вопрос, а политический и никто эти компании сильно наказывать не будет. Да, им нарисуют какой-то штраф, какой-то ущерб насчитают, но это будут совсем не те суммы, которые их испугают", - заявил Шевченко корреспонденту "Кавказского узла".
Он отметил, что даже если с предприятия взыщут полную сумму ущерба, "Черному морю от этого легче не станет", ущерб уже нанесен, а деньги пойдут не на природоохранные мероприятия, а пополнят бюджет, поскольку в России нет специального фонда, где бы аккумулировались средства, взымаемые в качестве ущерба, и вкладывались в природоохранные проекты.
"Нефть распалась на фракции, тяжелые фракции осели на дно, легкие были выброшены на пляж, впитались в гальку. Еще какое-то время море будет выплевывать эти мазутные катышки, все это будет продолжаться годами. При этом вылилось большое количество [нефти], но не гигантское. Природа за несколько лет с этим справится. У нас не Арктика с низкими температурами, летом, в теплое время года постепенно микроорганизмы все это переработают", - указал Шевченко.
Однако полной картины ущерба и долговременного влияния загрязнения на Черное море опубликовано не было, отметил он. Эколог надеется, что в рамках судебного процесса между Росприроднадзором и КТК информация будет раскрыта. "В Геленджике разлив нефти не является из ряда вон выходящим, там постоянно в бухте происходят разные утечки нефтепродуктов из самых разных источников: порта, городской ливневки, откуда прямиком из речушек и в море попадает. Там и автомойки, и все остальное. Поэтому в Геленджике это системная проблема, связанная с отсутствием нормальных очистных и глубоководного выпуска", - заключил Шевченко.
Ликвидировать последствия разлива полностью невозможно, подчеркнул председатель краснодарского отделения "Зеленой лиги" Евгений Витишко. "Твердые углеводороды опустились на дно, потихоньку выделяются легкие фракции, которые еще остались, происходит растворение. Не знаю, в какой стадии там все это находится, но какие-то очень долго могут растворяться, какие-то сразу перераспределятся и растворятся в общем фоне Черного моря. Могут до Турции доплыть", - заявил Витишко. Он подчеркнул, что нефть является сильнейшим канцерогеном, который постепенно накапливается в организмах животных и растений, чем больше его концентрация, тем быстрее происходит деградация экосистемы, уничтожение особей, канцероген влияет и на птиц.
В этом году было несколько крупных разливов нефти в Черном море, отметил Витишко. После аварии в Новороссийске был разлив в Геленджике, Тамани и в Туапсе. "Я считаю, что по масштабам разлив КТК самый большой. Хотя по площади загрязнения он соизмерим с туапсинским. Нефть от загрязнения в Туапсе дошла тоже до Ольгинки. Но тут ущерб предъявлен в 5 миллионов рублей, а КТК - 4,5 миллиардов. Какие-то вещи в Туапсе они, видимо, не смогли учесть. Если бы они миллиарды предъявили муниципальному водоканалу, то дотационное предприятие никогда бы не рассчиталось", - считает Витишко.
Он добавил, что методики расчета загрязнения Росприроднадзор использует одни для всех, не важно: муниципальное это предприятие, государственное или частное. "В методике – коэффициент растворения, разные показатели, которые могут меняться в процессе измерения. Вопрос - когда замеряли, в момент самого разлива или позже. Поскольку в Новороссийске площадь загрязнения сначала была якобы 150 квадратных метров, а потом оказалось 80 квадратных километров. Если бы в Туапсе замерили позже, я думаю, что площади были бы соизмеримы по загрязнению", - заявил он.
Эколог считает, что такая большая сумма ущерба – это положительный прецедент и поддерживает санкции со стороны Росприроднадзора в отношении компании КТК, в которую входит в том числе "Транснефть" и другие госкомпании. Возможно, эти санкции заставят крупные предприятия относиться к Черному морю более бережно, заключил Витишко.
Местные жители рассказали о последствиях разлива нефти
Житель Новороссийска Андрей Родионов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что во время штормов небольшие фракции мазута выбрасывает на берег. "Мы как-то после сильного шторма пошли с детьми на берег ракушки собирать, это было на прошлой неделе, и просто все вымазались в нефти. Это такие черные шарики, которые выглядят как камушки. Они мягкие и пачкают руки, обувь, одежду", - рассказал мужчина. По его словам, с августа он сталкивался с таким явлением несколько раз.
"Мы думаем, что купаться в море не страшно, оно уже эту нефть разбросало на большие расстояния. И рыбаки у нас постоянно ловят. У нас здесь порт, я думаю, что постоянно что-то сливают", - заявил мужчина.
Житель села Кабардинка Иван Демин сказал корреспонденту "Кавказского узла", что нефтепродукты на пляже он замечал после разлива нефти в Новороссийске в августе, и после разлива в Геленджике в сентябре.
"Получается, что Геленджик от нас слева, Новороссийск справа. И мы получили свою дозу от одного и второго разлива. У нас весь пляж два месяца был в этом мазуте. Никто особо его не ликвидировал, море само смыло", - отметил он.
По его словам, после августовского разлива они замечали на пляже мертвую рыбу и птицу, но при этом рыбаки продолжали ловить. "Даже в советское время здесь была перевалка нефти, тогда никто ни о какой экологии не говорил, но рыбу добывали и кормили ею полстраны. Я думаю, что рыба уходит оттуда, где стоит нефть. Хотя черные комочки в кишках у пойманной рыбы находят", - заключил местный житель.
* приведен фрагмент сообщения, созданного и распространенного иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента.