16:59 / 23.11.2021Учредители "Мемориала"* подвергли критике позицию прокуратуры Москвы

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Прокуратура формально подошла к составлению иска о ликвидации "Мемориала"*, поделились впечатлением после заседания Мосгорсуда учредители Правозащитного центра. Версия о том, что "Мемориал"* оправдывает экстремизм и терроризм, основана на экспертизе, проведенной учителем математики и переводчиком с английского языка, подтвердил адвокат Илья Новиков.

Как писал "Кавказский узел", сегодня на предварительном заседании Мосгорсуда по иску прокуратуры о ликвидации Правозащитного центра "Мемориал"* представитель истца не смог пояснить, на основании чего проводилась прокурорская проверка организации, и пообещал представить эти данные на следующем предварительном заседании, назначенном на 29 ноября. Просьбу защиты привлечь к процессу заинтересованных лиц - учредителей "Мемориала"* Светлану Ганнушкину, Валентина Гефтера и Олега Орлова - судья отклонил, пояснив, что решение суда не затронет их прав и обязанностей.

8 ноября прокуратура Москвы подала в Мосгорсуд иск о ликвидации Правозащитного центра "Мемориал"*, посчитав, что организация оправдывает экстремизм и терроризм. 11 ноября Верховный суд России уведомил также "Международный Мемориал"* (международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал"*) о том, что Генпрокуратура подала иск о ликвидации этой организации в связи с отсутствием маркировки о статусе иноагента. Закрытие "Мемориалов"* нанесет серьезный урон защите прав человека на Северном Кавказе, указали правозащитники, юристы и журналисты.

Ответчики упрекнули прокуратуру в формальном подходе к делу

Сегодня заседание прошло в закрытом режиме, но будет ли процесс закрытым в дальнейшем, пока неясно, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" после заседания член совета Правозащитного центра "Мемориал"* Олег Орлов. "Вопрос о том, каким будет процесс, будет рассматриваться отдельно. Но лично для себя я понимаю, что ссылка на ковид будет использоваться. Довольно странно, что Мосгорсуд работал в закрытом режиме, в то же время Верховный суд РФ будет рассматривать дело "Международного Мемориала"* в открытом режиме. Очень странно, что ковид касается Мосгорсуда, но не касается Верховного суда России", - сказал Орлов.

После начала заседания поступило ходатайство о проведении его в открытом режиме, но судья усомнился в том, "насколько это актуально, с учётом, что у нас сегодня [лишь] беседа". Прокурор выступил против ходатайства, сославшись на антиковидные меры, представитель Минюста поддержал прокурора. В итоге суд отказал в публичном проведении заседания. Съёмка заседания была разрешена только пресс-службе Мосгорсуда, следует из текстовой стенограммы в Telegram-канале "Мемориала"*.

Правозащитник затруднился предположить, будет ли разрешена видеосъемка на следующем заседании, но выразил уверенность, что запрета на текстовую трансляцию не будет. "Не может такого быть. В такой запрет не верю", - сказал Олег Орлов, добавив, что журналисты должны будут предварительно аккредитоваться на заседание.

Оценивая заседание, Орлов отметил, что сегодня «суд был достаточно лоялен, хоть и не все ходатайства удовлетворил. Но большую часть». То, что прокурор не смог ответить на часть вопросов адвокатов, говорит о том, что надзорное ведомство подходит к делу формально, считает он. "Прокуратура вообще по всем делам не проявляет рвения, прокуроры ведут себя всегда достаточно халатно, считая – а чего морочиться, когда они и суд – два сапога пара, выполняющие государственный заказ", - сказал правозащитник.

Попытка ликвидации Правозащитного центра стала ярким примером преследования инакомыслящих, которое проводится с подачи властей страны, считают опрошенные "Кавказским узлом" активисты из Волгоградской области, Краснодарского края, Адыгеи и Калмыкии. В случае закрытия организации пострадают люди, права которых защищает "Мемориал"*, указали они.

В формальном подходе к делу упрекнул сторону истца и Валентин Гефтер. "Прокуратура подходит к делу формально. Ведомство действует по действующему, «замечательному» законодательству, дающему зеленый свет подавать иски к «Мемориалу»*. Но недопуск зрителей и журналистов – это все же [вопрос] к суду, хотя прокуратура поддерживает данное решение. Что касается ковида, то суд не вправе решать, допускать людей или нет – необходимо решение главного санитарного врача. Суд должен исходить из его решения о допуске людей в публичные места", - сказал Гефтер корреспонденту "Кавказского узла".

Валентин Гефтер возмутился тем, что суд признал его как учредителя незаинтересованным лицом. "Впрочем, суд по процедурным вопросам вправе отказать мне [участвовать в процессе]. Другое дело, насколько отказ обоснован и мотивирован", - сказал он.

Светлана Ганнушкина назвала "абсурдом" недопуск ее и других учредителей на заседание суда. "Кто просился как заинтересованная сторона? Учредители. Это следует из обычной житейской логики. Суд забыл про право. Кто заинтересован больше учредителей, чтобы организация работала? И мы продолжаем в этой организации работать. Как можно нас не признать незаинтересованными людьми? [...] Это говорит о том, что суд имеет совершенно определенные тенденции и абсолютно необъективен, а Фемида без повязки на глазах и смотрит в определенную сторону", - высказала свое мнение корреспонденту "Кавказского узла" правозащитница.

На первое, предварительное судебное заседание действительно могут не допустить часть фигурантов дела, чтобы стороны могли «спокойно поговорить в отсутствии свидетелей и договориться», добавила Ганнушкина. "Мы знаем случаи, когда истец отзывает заявление. А бывает, что ответчик признает исковые требования. Находится компромисс, и дело закрывается. Публика в таком случае не нужна. Впрочем, это не наш случай", - сказала она, добавив, что независимо от исхода суда продолжит правозащитную деятельность.

Защита усомнилась в квалификации авторов экспертизы по "Мемориалу"*

Сторона защиты сегодня заявила не все запланированные ходатайства, сообщил после заседания корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Илья Новиков. "Это те ходатайства, которые мы решили подать сейчас. Ходатайства касались того, что прокуратура принесла по сути безумный иск, что главную правозащитную организацию нужно ликвидировать, во-первых, за то, что ее несколько раз штрафовали, то есть наказывают несколько раз за один и тот же повод, во-вторых, за то, что ученые, которые ничего не понимают, написали заключение о том, что ПЦ «Мемориал»* - экстремист и террорист. К сути мы еще не подошли. Сегодня мы не пришли к рассмотрению иска, все, о чем мы говорили, касалось формы иска", - рассказал адвокат.

Кроме того, защита пока не знает, "откуда взялась эта квазиэкспертиза", сказал Новиков. "Она появилась не в рамках данного дела, она была проведена еще год назад в рамках вообще непонятно чего. Мы подозреваем, что в рамках прокурорской проверки, но до конца непонятно. Отдельно стоящая экспертиза, столб в поле", - сказал адвокат.

Он уточнил, что экспертиза была сделана учителем математики и переводчиком с английского языка, но в иске они фигурируют как психолог и лингвист. Непонятно, почему именно эти люди исследовали деятельность «Мемориала»* и по какой причине, добавил Илья Новиков. "Мы еще даже не приблизились к тому, чтобы дискутировать о тезисах иска", - уточнил он.

Процесс будет открытым лишь формально, защите «дали понять», что в связи с ограничениями из-за коронавируса «ни публики, ни прессы не будет», сказал адвокат. "Пресс-служба суда присутствовать будет. Потом, возможно, представителям медиа раздадут видеозапись, чтобы можно было смонтировать и выдать за репортаж. Все признаки того, что процесс будет открытым формально, но закрытым по сути. Ведение текстовых трансляций тоже могут запретить", - поделился предположениями Илья Новиков.

В суде сторону обвинения представляет тот же прокурор, что выступал на суде за закрытие Фонда борьбы с коррупцией**, отметил Новиков. "Манера представления позиции была схожей: суд разберется, мы ничего не комментируем, мы ничего не объясняем. Позиция Минюста: суд разберется, но в целом мы поддерживаем прокурора", - сообщил адвокат.

Прокурор подходит к делу формально, считает Новиков. "Я не читаю их мысли, но мое впечатление - прокуратура уверена, что все ее ошибки исправит судья", - сказал он.

Кто выступает в защиту "Мемориала"*, и каким преследованиям он подвергался ранее, рассказывается в обновляемой справке "Кавказского узла" "Кто и как хочет ликвидировать "Мемориал"*".

Новости о преследовании Правозащитного центра "Мемориал"* и "Международного Мемориала"* "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Ликвидация "Мемориалов"*".

* организация внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

** созданный Алексеем Навальным Фонд борьбы с коррупцией признан экстремистской организацией и запрещен на территории России.

Автор:Олег Краснов
23.11.2021 в 18:32Игорь Сажин
Судя по плохой подготовке документов, прокуратура смотрит на суд как на некую формальную комиссию, которая быстро, не глядя в документы вынесет решение удобное прокуратуре. Как-то я видел эти папки с документами "троек" от 1937 года, где в папке не больше 3 листочков и при этом дело заканчивается осуждением человека на 10 или 15 лет. Т.е. обвинение не заморачивалось вообще... Видимо прокуратура посчитала, что ее подход к делу чисто формальный, придумать обвинение, а суд все сделает дальше сам и можно не париться.