ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Дело о ликвидации "Международного Мемориала"* суд рассматривает формально, не сопоставляя масштаб вмененных организации нарушений со значимостью ее работы, указал правозащитник Олег Орлов. Прокуратура избрала тактику тривиализации процесса, избегая разговора о его репрессивности и абсурдности, отметил адвокат Григорий Вайпан.
Как писал "Кавказский узел", сегодня в Верховном суде России началось открытое заседание по иску Генпрокуратуры о ликвидации "Международного Мемориала"*. Силовики задержали активистов Ольгу Бакст и Алексея Беленкина, которые вышли на пикеты к зданию суда. Всего у здания суда собралось 200-300 противников закрытия организации. Судья отклонила ходатайства защиты, отказавшись привлечь соответчиками представителей связанных с "Международным Мемориалом"* организаций. О ценности и значимости работы "Международного Мемориала"* красноречиво свидетельствует общественный резонанс, вызванный иском Генпрокуратуры о ликвидации этой организации, указала суду юрист Татьяна Глушкова.
К зданию Верховного суда к началу заседания по делу о ликвидации "Международного Мемориала"* пришли представители множества СМИ, передал корреспондент "Кавказского узла".
В зал удалось попасть примерно 40 представителям СМИ. Однако судья попросила прессу покинуть зал, мотивировав свое решение тем, что ей "неудобно работать", когда в зале "такое большое количество людей", следует из трансляции в Telegram-канале Правозащитного центра "Мемориал"*.
Судья отказала в удовлетворении всех ходатайств, представленных адвокатами — в частности, она отказалась привлечь в качестве соответчика Пермское краевое отделение "Мемориала"*. Прокурор указал, что в таком случае необходимо будет привлекать к делу и другие подразделения организации. Также судья отказала в привлечении в качестве соответчика ассоциаций "Мемориал Франция"* и "Мемориал Чехия"*, однако попросила представить их документы.
При передаче документов судья Назарова сказала, что "документы неправильно оформлены". Оказалось, что это касается скрепления листов. "Мы просто не успели их скрепить вместе, у нас было очень мало времени. Нам известно, что это не сделано, но мы просто не успели. Мы будем рады исправить эту ошибку к следующему заседанию", — сказала юрист Наталья Секретарева.
Адвокат Мария Эйсмонт выступила с ходатайством об истребовании документов. "Нам непонятно, в рамках каких процессуальных действий был проведён акт осмотра. Прокуратура проводит проверки только на основании заявлений. У нас нет данных, на основании чего был проведён осмотр от 8 декабря 2020 года, по итогам которого составлен акт в деле", — сказала адвокат. Кроме того, она подчеркнула, что "Международный Мемориал"* незамедлительно исполнял и ставил маркировку. "Мы устраняли нарушения сразу. Мы считаем важным доказательством материалы дел, где содержатся данные о том, что мы сразу исправляли нарушения", — сказала адвокат.
"Мы не оспариваем факт привлечения (к ответственности) "Международного Мемориала"* за маркировку. Мы хотим показать, что "Международный Мемориал"* к моменту вынесения решений представил (материалы) в суд, что всё исправил. Мы хотим показать не то, что нас неправильно привлекли — мы хотим показать, что сразу исправили все нарушения", — подчеркнула Эйсмонт.
На возражения защиты ответил второй прокурор по делу. "Общество демонстрирует устойчивое пренебрежение нормами закона и постоянно нарушает права граждан. Систематически скрывает информацию о статусе "иностранного агента". Ликвидация является соразмерной и необходимой", — заявил он.
Адвокат и правозащитник указали на формализацию процесса
Заседание перенесено на 14 декабря, отметил член совета Правозащитного центра "Мемориал"* Олег Орлов. "Ходатайства были отклонены. По большому счету, как я мог интерпретировать, адвокаты пытались обратить внимание на то, чтобы прокуратура оценивала не только формальные нарушения, но проводила оценку в контексте важности деятельности "Мемориала"*", — рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Орлов.
Суд будет рассматривать "формальные нарушения "Международного Мемориала"* которые выставила прокуратура", — сказал Орлов. "Эти иски не соответствуют международному праву, поскольку вопрос о ликвидации организации ставится в отрыве от работы этой организации, от ее значимости и сопоставления (со значимостью) тех формальных нарушений. И вообще стоит вопрос — допустила ли она нарушения…", — сказал Орлов.
Суд и обвинение стараются свести процесс к формальным нарушениям, согласился адвокат Григорий Вайпан. "Суд, прокуратура пытаются максимально тривиализировать процесс, делают дело на формальных нарушениях и избегают разговора о сути — что такое "Мемориал"*, какова его важность и вообще, что ликвидировать "Мемориал"* — это репрессивная и абсурдная мера", — сказал Вайпан.
"Мы будем добиваться, чтобы суд принял (решение) в нашу пользу. Перспектива дела — либо да, либо нет", — сказал после заседания корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Генри Резник.
Представители общественных организаций выступили в защиту "Международного Мемориала"*
Руководители организаций жертв политических репрессий в Южном федеральном округе, опрошенные "Кавказским узлом", выразили отрицательное отношение к иску Генеральной прокуратуры о ликвидации "Международного Мемориала"*.
"Это плохо. Подобная линия на закрытие — это свойство тоталитарных режимов, и мы (Россия) оказываемся на пути туда. У нас (в городе) складывается подобная ситуация. При Ельцине нас реабилитировали, дали определенные льготы. А после него, и особенно, когда погиб мэр Таганрога Сергей Шило, который нас поддерживал, на нас началось давление, отобрали помещение", — сказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель Таганрогского регионального отделения Общероссийской общественной благотворительной организации инвалидов-жертв политических репрессий Владимир Денисенко.
Руководитель Волгоградской ассоциации жертв незаконных политических репрессий Нина Смолина также выразила свое отрицательное отношение к иску. "Я против. Это часть тенденции, когда пытаются забыть тот ужас, который был в СССР. Многие говорят, что вот, мы хорошо жили в СССР, забывая, что эта хорошая жизнь была за счет рабского труда заключенных. А сегодня нам приходится отстаивать в судах права репрессированных, которых стремятся обойти, не компенсировать ущерб", — заявила она.
12 ноября, после исков о ликвидации Правозащитного центра "Мемориал"* и "Международного Мемориала"*, на сайте Change.org появилась электронная петиция "Руки прочь от Мемориала!" в поддержку обеих организаций. К 21.50 мск 25 ноября она набрала 108 520 подписей.
Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Преследование активистов", а новости о преследовании Правозащитного центра "Мемориал" и "Международного Мемориала" – на странице "Ликвидация "Мемориалов"".
* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Что значит "чьих"? Я сам по себе. В России живу.
Жить, зарабатывать, учиться за рубежом - нормально. Это не только дети элиты, обычные люди тоже кто на заработки, кто на закупки, кто на отдых ездят. Некоторые уезжают на ПМЖ и это тоже нормально. Ненормально - на американские деньги вести в России политическую борьбу...