21:17 / 29.11.2021Бакинские аналитики сочли экспансионистские призывы уделом маргиналов

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Территориальные притязания к Армении под предлогом "возвращения исторических земель" обсуждаются на уровне соцсетей и не доминируют в азербайджанском обществе, заявили опрошенные "Кавказским узлом" журналисты и политологи.

Как писал "Кавказский узел", азербайджанская журналистка Хадиджа Исмайлова призвала учитывать международное право при определении армяно-азербайджанской границы, сославшись на карту страны, признанную ООН, однако значительная часть комментаторов заявила о необходимости добиваться возвращения Арменией и других территорий.

По итогам обострения карабахского конфликта осенью 2020 года непризнанная Нагорно-Карабахская Республика утратила контроль над двумя третями территории, в том числе над так называемой "зоной безопасности", частично прилегавшей к границам Армении. Это актуализировало вопрос о делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, линия которой не определена со времен распада СССР. В мае между Арменией и Азербайджаном разгорелся пограничный конфликт, сопровождающийся боестолкновениями. Последние боевые потери обе стороны понесли 16 ноября. 18 ноября премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что принимает предложения Минобороны России по началу подготовительного этапа демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы.

В азербайджанском обществе сильны ожидания скорейшего окончательного прекращения конфликта с Арменией, но представления о том, какой должна быть финальная картина, разные, сказал корреспонденту "Кавказского узла" директор информационного агентства Turan Мехман Алиев.

Когда в ноябре 2020 года было подписано совместное заявление о прекращении боевых действий, у многих в Азербайджане было разочарование, отметил он. "Люди считали, что победа Азербайджана оказалась не полной. Многие даже не понимали, почему надо останавливаться, когда азербайджанская армия, освободив Шушу, стояла уже у Ханкенди (армянское название - Степанакерт. - Прим. "Кавказского узла"), - пояснил Алиев.

Неприятие вызывало и размещение в Карабахе российских миротворцев, указал Алиев. "Было сомнение, что пункты совместного заявления будут исполнены. В частности, было недоверие к Москве. Многие полагали, что Кремль будет торпедировать процесс вывода армянских войск из Агдама, Кельбаджара и Лачина. Однако исполнение этого пункта заявления было реализовано и возмущение в социальных сетях "возвращением российских военных в Азербайджан" стало спадать", - отметил Алиев.

По его словам, трехсторонним заявлением недовольны и те, кто считает, что Россия "опекает" Нагорный Карабах, чтобы "обеспечить здесь свое "вечное военное присутствие". "Эти рассуждения, наверное, небезосновательны. Однако спустя год после окончания войны основная масса населения либо индифферентна, либо верит представителям власти, что они дипломатическим путем будут постепенно добиваться от России восстановления суверенитета Азербайджана и на подконтрольных миротворцам территориях", - сказал Мехман Алиев.

С весны 2020 года в связи с периодической эскалацией на армяно-азербайджанской границе и вынесением на повестку вопроса о Зангезурском коридоре в социальных сетях усилились обсуждения вопроса о "возвращении на исторические земли" в современной Армении, подчеркнул Алиев. "Звучат и радикальные призывы военным путем "восстановить историческую справедливость". Эти настроения в особенности усилились после того, как президент Азербайджана создал на освобожденных территориях два новых экономических района – Карабахский и Восточно-Зангезурский. Образование второго района под таким названием автоматически возродило историческую память о Зангезуре как ареале расселения азербайджанских тюрков и соответственно указывает, что его западная часть сегодня находится в современной Армении. Возвращение в политический лексикон понятия "Зангезур" также очевидно преследовало политические цели. Оно блокирует аргументы Еревана в пользу предоставления особого статуса армянам Карабаха, поскольку в таком случае на аналогичный статус могут рассчитывать азербайджанцы, которые были изгнаны с мест своего исконного проживания на территории современной Армении", - сказал он.

Азербайджан официальных территориальных притязаний к Армении не имеет и это несколько раз подчеркивалось президентом Азербайджана, добавил Алиев.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев ранее заявил, что жители Азербайджана должны помнить свое историческое прошлое и знать на какие территориях и землях проживали их предки. "Говоря о наших исторических землях, я не подразумевал территориальные претензии. Вы не встретите это ни в одном из моих выступлений. Наряду с этим, как и все страны, мы тоже должны знать свою историю, молодежь обязана знать древнюю историю, на каких территориях мы жили в прошлом и как мы можем туда вернуться. Я уверен, что мы вернемся туда. Я уже это говорил, мы вернемся туда не на танках, а пешком, на автомобилях, на самолетах. Если будет достигнуто мирное соглашение после нормализации ситуации, почему нам не вернуться? Это наше легитимное право", – сказал он 28 сентября телеканалу France-24.

По мнению Мехмана Алиева, власть в Азербайджане не станет под воздействием общественных настроений предпринимать действий для "полной победы". Он пояснил, что это связано с тем, что носители радикальных настроений, составляют далеко не большинство населения, а само общество политически не структурировано и не организованно и потому сторонники тех или иных идей не в состоянии четко сформулировать и транслировать свои требования к власти. Также власть обладает жестким репрессивным аппаратом, который способен подавить любые политические тренды, идущие вразрез с ее курсом, считает Мехман Алиев.

У Азербайджана не было задачи в ходе войны осенью 2020 года полностью вытеснить армянское население из Карабаха, подчеркнул политолог Зардушт Ализаде.

"Может быть, с военной точки зрения, занятие азербайджанской армией всей территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области после освобождения города Шуша было бы уже не сложной задачей. Но это могло быть истолковано как политика по полному вытеснению из Карабаха армянского населения. Такой задачи у азербайджанского государства не могло быть. Целью было освобождение азербайджанских территорий. И после взятия города Шуша Армения согласилась вывести войска сразу из трех районов. Кстати, на всем протяжении войны Ильхам Алиев не раз говорил, что мы остановим войну, если Армения представит график вывода войск. Такие обязательства Ереван взял, когда азербайджанская армия уже была в Шуше. Сейчас задачей Азербайджана является реинтеграция армянского населения", - рассказал Ализаде корреспонденту "Кавказского узла".

Несостоятельными он считает и расхожие в социальных сетях утверждения о том, что Азербайджан не только должен укрепиться на границе с Арменией, но и "прорвать коридор в Нахичевань", "отвоевать Гейчу" (район вокруг озера Севан - Прим. "Кавказского узла").

"Во-первых, в современном мире отторжение чужих территорий является уделом только Запада. Это они узаконили отторжение Косово от Сербии и признали независимость региона. Даже такая ядерная держава как Россия платит дорогую цену за отторжение Крыма от Украины. Во-вторых, если Азербайджан выступает за уважение своей территориальной целостности, как он будет предъявлять территориальные претензии к другому государству? Есть принципы Хельсинкского заключительного акта 1975 года о нерушимости границ в Европе. Если мир не признал отторжение Нагорного Карабаха от Азербайджана, то не признает и захват территории Армении, если такое произойдет", - сказал Ализаде.

По его мнению, экспансионистские настроения не носят доминирующего характера в обществе, а само общество в Азербайджане не способно оказывать на власть решающее влияние и заставить ее делать то, чего она не хочет. Если бы это не было бы так, то народ формировал бы власть на основе своего волеизъявления. Власти же, как бы они не были бы репрессивны внутри страны, на международной арене ведут себя ответственно, учитывают реалии мировой политики", - сказал Ализаде.

Результаты 44-дневной войны вызвали в Азербайджане патриотический подъем, указал обозреватель азербайджанского Центра экстремальных журналистских расследований Тофиг Дадашев.

"Спустя почти 30 лет у людей появилась возможность вернуться в родные места. Эти чувства, естественно, стали возникать и у беженцев из Армении. Азербайджанцы пережили несколько волн депортаций из Армении – в 20 годах прошлого века, в 1947-1952 годах и 1988-1989 годах. Только в результате последней депортации в Азербайджан прибыли около 200 тысяч человек. Но и потомки первых волн переселения также не забыли свою историческую родину. Поэтому желание этих людей вернуться на свои земли вполне понятны. Закрепление на границах азербайджанской армии у некоторых вызвало ложные ожидания того, что освободившая Карабах азербайджанская армия вполне может занять и Зангезур, Гейчу. Естественно, эти настроения не разделяют власти, которые понимают необходимость оставаться в рамках международного права. К тому же, такие настроения проявляются больше в постах в соцсетях, журналистских публикациях, однако но не выплескиваются на площади", - рассказал Дадашев корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, азербайджанский режим не подвергнут воздействию масс. "Власти могут сами манипулировать общественными настроениями, временами поднимать градус патриотизма, или наоборот сбавлять, но они никогда не пойдут на поводу у толпы. Ибо уступка в одном может стать плохим прецедентом и завтра народ потребует новых отступлений – и уже по вопросам, угрожающих прочности и стабильности самого режима", - сказал Дадашев.

Полномасштабные бои шли в Нагорном Карабахе с 27 сентября по 9 ноября 2020 года. В итоге непризнанная республика утратила контроль над двумя третями территории. Какие это территории, указано на карте, подготовленной "Кавказским узлом". Также на "Кавказском узле" опубликована карта размещения российских миротворцев в Нагорном Карабахе. Об обострении карабахского конфликта осенью 2020 года рассказывается в справке "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?" и хронике боевых действий и их последствий.

Новости о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Карабах: худой мир или война?" , а новости о пограничном конфликте Армении и Азербайджана – на странице "Ереван и Баку делят границы".

Автор:Фаик Меджид