ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Суды в Краснодаре уже получали корреспонденцию в конвертах с репродукцией картины Герарда Давида "Сдирание кожи с продажного судьи", но усмотрели в ней неуважение к суду только в случае Яны Антоновой. Картина является художественным наследием и не может никого оскорбить, заявили юристы, комментируя предположение судьи, что таким образом Антонова демонстрировала неуважение к суду.
Как писал «Кавказский узел», 26 ноября Яну Антонову вызвали в суд из-за того, что ранее она отправила в него документы в конверте с картины нидерландского художника XV века Герарда Давида "Сдирание кожи с продажного судьи". Как сообщила сама активистка на своей странице в Facebook, судья 4-го Кассационного суда обратил внимание на конверт и предположил, что таким образом Антонова хотела продемонстрировать неуважение к суду. В комментариях Антонова добавила, что адвокаты напечатали эти конверты в 2018 году для отправки в них жалоб в Краснодарский краевой суд на арест адвоката Михаила Беньяша.
9 сентября 2018 года Михаил Беньяш был задержан в Краснодаре вместе с участниками несогласованного митинга против пенсионной реформы. По словам адвоката, после задержания его избили, однако следствие четырежды отказалось возбуждать на силовиков уголовное дело. Суды на Кубани сочли эти отказы обоснованными, и Беньяш обратился в Европейский суд по правам человека. Обвинение утверждает, что адвокат сам нанес себе травмы после задержания. Суд в Краснодаре признал Михаила Беньяша виновным в нападении на полицейских и постановил оштрафовать его на 30 тысяч рублей с учетом месяца его пребывания в СИЗО. Однако Краснодарский крайсуд отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение. С 1 июля дело Беньяша заново рассматривается Ленинский райсуд Краснодара. 22 июня суд изменил адвокату меру пресечения: вместо залога в 600 тысяч рублей, назначенного ещё в октябре 2018 года, Беньяшу определили подписку о невыезде.
Антонова впервые столкнулась с подобной реакцией на конверт с ее обращением
В конвертах с репродукцией картины нидерландского художника XV века Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» Яна Антонова постоянно отправляет корреспонденцию в суды и в органы власти, и никогда проблем с этим у нее не возникало, сообщила сегодня корреспонденту «Кавказского узла» сама активистка. По словам Антоновой, она не могла подумать, что классическая картина западноевропейского художника XV века может кого-то оскорбить.
«Как мне сказали, репродукция этой картины висит в 9-м Кассационном суде общей юрисдикции во Владивостоке. По неподтвержденной информации, у нас в Прикубанском суде тоже висит такая репродукция», - заявила Антонова.
Она пояснила, что апелляционная жалоба по этому же иску в Краснодарский краевой суд была в таком же конверте. «Судья Онохов не обиделся. И в Верховный суд жалобы отправляла. У меня было много этих конвертов, штук 300. Я и в Госдуму письма по поводу нехватки школ в Краснодаре в этих конвертах отправляла. Лежат у меня конверты, почему бы не отправить? Я не такой богатый человек, конверт 50 рублей стоит – это пакет молока коту», - рассказала Антонова.
Судья Валерий Шелудько, который получил жалобу в конверте с картиной Давида, посчитал, что рисунок на конверте "требует пояснений", и назначил судебное заседание по этому вопросу на 7 декабря. По его словам, оно необходимо "в целях исключения неуважительного отношения к суду, рассмотрения вопроса о наличии основания для наложения судебного штрафа, а также в случае установления достаточных данных - для направления в органы предварительного расследования материалов для принятия соответствующего решения".
По словам активистки, в конверте, на который обратил внимание судья, она направила в Четвертый кассационный суд жалобу на решение Краснодарского краевого суда, который отказался отменить на УИК 20-52 результаты выборов в гордуму Краснодара, состоявшихся 13 сентября 2020 года. На этом участке, по мнению активистки, было зафиксировано несколько грубых нарушений законодательства – в частности, были переписаны акты о досрочном голосовании, а также исправлен ряд цифр в протоколах со ссылкой на техническую ошибку.
«Я хочу отменить итоги выборов на этом участке. [Члены участковой комиссии] нас не пускали, мы пытались войти на участок после закрытия, я как кандидат имела право туда зайти, но они не открыли. Мы вызвали полицию. Никто итоги выборов не отменит, конечно. Но для меня это дело принципа, потому что там была допущена вопиющая попытка фальсификации выборов», - рассказала Антонова.
Она добавила, что, несмотря на жалобы в территориальную избирательную комиссию УИК до сих пор исполняет обязанности и не распущена. Следственный комитет также отказал в возбуждении уголовного дела в отношении членов УИК 20-52, добавила активистка.
13 сентября 2020 года на Кубани прошли выборы губернатора и муниципальные выборы, в том числе выборы в городскую думу Краснодара. На одном из избирательных участков в Краснодаре итоги выборов были отменены из-за ошибки членов избиркома, которые высыпали бюллетени из разных сейф-пакетов. Отмены результатов голосования на трех избирательным участках также добивается кандидат в депутаты гордумы Краснодара Александр Валявский. Подробнее об этих выборах рассказывается в справке "Кавказского узла" "Кого выбирают на юге России 13 сентября 2020 года". При голосовании на Кубани 11 сентября движение "Голос" (позднее внесенное Минюстом России в реестр НКО-иноагентов) заявило о случаях вброса бюллетеней, повторном голосовании одними и теми же лицами, недопуске наблюдателей на участки избиркомов и махинациях с голосованием на дому. Наблюдатели на следующий день сообщили, что в актах двух избиркомов по итогам проверки первого дня голосования было указано гораздо больше бюллетеней, чем выдано в действительности. Участники избирательной кампании заявили об угрозах и запугивании.
Юристы не увидели неуважения к суду в отправке конверта с картиной «Сдирание кожи с продажного судьи»
Адвокат Алексей Аванесян не согласен с тем, что, отправляя конверт с репродукцией картины Герарда Давида, активистка проявила неуважение к суду. При этом он сообщил корреспонденту «Кавказского узла», что ранее сталкивался с подобным обвинением и даже сам участвовал в 2019 году в том деле.
Из соцсетей и СМИ адвокат узнал, что в рамках рассмотрения дела о банкротстве строительной компании в Арбитражном суде возник вопрос о неуважении к суду после того, как один из кредиторов застройщиков прислал в суд конверт с репродукцией картины "Сдирание кожи с продажного судьи". Причем на неуважении к суду тогда настаивали дольщики, которые принимали участие в судебном заседании о банкротстве застройщика. Поскольку Аванесян сам отправлял такие конверты в суд, ему захотелось участвовать в рассмотрении дела, чтобы не допустить прецедент.
«В суде меня внимательно выслушали. Я дал им пояснения и про картину, и про то, что она символизирует. И о том, что она оскорбить не может. Я проверил - эта картина в списке экстремистских изображений или материалов не значится. В реестре прокуратуры ее нет. Главное, что в тексте самой жалобы оскорблений нет, а сам конверт не может оскорбить по очевидным причинам», - считает Аванесян. По его словам, тогда в штрафе за неуважение к суду было отказано.
Аванесян указал на то, что есть подобная картина «Адвокат», написанная в 1570 году художником Джузеппе Арчимбольдо, которая намекает на сомнительную и «скользкую» юридическую практику, а также обжорство. При этом, указал адвокат, она не может оскорбить всю адвокатуру. «Эти картины о пороках человеческих. Это не значит, что она адресована именно этому судье. В любой картине можно найти скрытый смысл. А здесь никакого скрытого смысла нет. Эта картина висит и у адвокатов, и, говорят, в каком-то суде эту картину видели. Это мировое наследие. Этот конверт не был изготовлен юристом самостоятельно, он был куплен», - подчеркнул Аванесян.
Он считает, что, даже если этим конвертом отправитель хотел о чем-то напомнить судье, даже если была цель этой картиной пробудить у него какие-то чувства, то и в этом нет ничего плохого. «Каждый оскорбляется в меру своих каких-то пороков. Эти конверты не появились бы в природе, если бы люди могли достучаться иными способами до наших судей. Я допускаю, что кто-то из отправителей специально отправляет этот конверт. Здесь срабатывает поговорка: «На воре и шапка горит». Люди считают, что их не слышат, и они всякими законными способами, изобретательными, пытаются донести хоть что-то, каким-то образом призвать. Я считаю, что этот сигнал нужно считывать», - отметил Аванесян.
Он считает, что неуважение к суду выражается в нарушении порядка судебного заседания. Например, в игнорировании его замечаний или в громких разговорах во время судебного заседания. «Если ты оскорбляешь судью, или ему угрожаешь - это отдельное преступление. Когда ты злонамеренно нарушаешь порядок судебного заседания, не встаешь, когда судья заходит, говоришь вне своей очереди, допускаешь матерные выражения, оскорбляешь участников процесса. Либо не реагируешь на законные требования судьи. Нет такого законного требования судьи «а шлите-ка мне конверты белые», - подчеркнул Аванесян.
При этом он считает, что судья имеет право вызвать Антонову в суд для дачи пояснений. «Надо видеть конверт, который подала Антонова, есть ли там еще какие-то надписи. Мое мнение, что судья вправе попросить дать объяснения. Если Антонова скажет, что она не хотела проводить какую-то параллель и требовать, чтобы с судьи кожу сняли, отправила такой конверт без всякой мысли, и если он ее виновной признает, это, конечно, будет незаконно», - указал Аванесян.
Статья 297 (неуважение к суду) УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо ареста на срок до четырех месяцев за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, и в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо в виде арест на срок до шести месяцев – за то же деяние, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия.
Адвокат Тимур Филиппов также не считает, что Антонова оскорбила судью, отправив ему конверт с репродукцией художника-классика.
«Мне непонятна в связи с этим делом одна вещь: на картине кожу сдирают не просто с судьи, а с судьи продажного. Если судья честный и не берет взяток, то его не могут оскорбить подобные картины», - считает Филиппов.
Он отметил, что с юридической точки зрения оскорбление судьи может считаться оскорблением, если оно выражено в неприличной форме. В случае с Антоновой ничего неприличного нет, заключил адвокат.
Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" отслеживает на тематической странице "Преследование активистов".