ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В ходе прений по делу бывшего главы Кабардино-Балкарской топливной компании Валерия Карданова обвинение сочло доказанной его вину в фиктивной продаже базы "Баксан" и запросило восемь лет колонии. Запрошенное наказание адвокат Алаудин Мусаев назвал излишне суровым, указав на отсутствие ущерба по делу.
Как писал "Кавказский узел", бывший глава Кабардино-Балкарской топливной компании (КБТК) Валерий Карданов после задержания в 2018 году находился в СИЗО, с февраля 2020 года – под домашним арестом, а в марте 2021 года был отпущен на свободу под подписку о невыезде. На заседании суда 8 июня, как и на предыдущих заседаниях, свидетели дали показания в пользу Карданова. 9 ноября "Роснефть" потребовала от Валерия Карданова компенсировать ей 198 тысяч рублей, которые были потрачены на перерегистрацию базы. Иск на 157 миллионов рублей за имущество и объекты базы компания отозвала. Однако еще один иск на 45 миллионов рублей был оставлен в силе.
Следствие полагает, что Валерий Карданов, возглавляя Кабардино-Балкарскую топливную компанию "Роснефть", перевел на счета подконтрольных ему фирм-однодневок 45 миллионов рублей, а незадолго до увольнения оформил фиктивный договор купли-продажи базы отдыха "Баксан". Обвинения предъявлены по статьям о мошенничестве, присвоении имущества и подделке документов. Своей вины Карданов не признает. Документов, подтверждающих его вину, в деле нет, утверждает защита. Подробности об этом деле можно узнать из подготовленной "Кавказским узлом" справки "Дело Карданова: нефть и власть в Кабардино-Балкарии".
На заседании суда гособвинитель, выступая сегодня в прениях, сообщил, что следствием было установлено, что Валерий Карданов с 1996 года возглавлял АО "Каббалкнефтепродукты", передал корреспондент "Кавказского узла". На этой должности Карданов проработал до 20 марта 2011 года, после чего решением Совета директоров ОАО "Роснефть" его полномочия были прекращены.
Сославшись на материалы уголовного дела, прокурор указал, что в 1998 году между АО "Каббалкнефтепродукты" и Фондом госимущества Кабардино-Балкарии был подписан договор, в соответствии с которым АО "Каббалкнефтепродукты" приобрело в собственность турбазу "Баксан".
Никакого договора купли-продажи базы "Баксан", заключенного между Кардановым и Бозиевым, в природе не было, база все время оставалась в распоряжении ОАО "Каббалкнефтепродукты", заявил прокурор.
Далее прокурор продолжительное время ссылался на документы, переписку руководства ОАО с различными организациями, договора с коммунальными службами, которые, по его мнению, подтверждают, что база "Баксан" оставалась в собственности КБТК, и именно компания несла расходы по ее реконструкции, ремонту, содержанию. По утверждению прокурора, база оставалась в распоряжении КБТК до 2011 года.
Гособвинитель подверг сомнению показания свидетелей, которые утверждали, что Бозиев внес в кассу ОАО сумму в 6 миллионов рублей в качестве уплаты за базу. Он также сослался на решение Арбитражного суда от 2017 года, в соответствии с которым договор купли-продажи базы "Баксан", заключенный между Кардановым и Бозиевым, был признан недействительным.
"Изготовление Кардановым и Бозиевым поддельного договора является самостоятельным преступлением, поскольку не отражало реальную сделку", - заявил прокурор.
Вину Карданова по обвинению в подделке договора (статья 327 УК РФ) обвинение посчитало доказанной, но за истечением срока давности предложило освободить его от наказания.
От обвинения по части 4 статье 160 УК РФ – присвоение или растрата (Карданову вменялось хищение 45 миллионов рублей путем перечисления их на счета подставных фирм – прим. "Кавказского узла") прокурор отказался, заявив, что вина Карданова в этой части не доказана.
"Доказать состав преступления в действиях Карданова по данному эпизоду нам не удалось", - сказал гособвинитель и сослался на отсутствие подтверждающих бухгалтерских документов.
Остальные действия Карданова обвинение квалифицировало по части 4 статьи 159 – мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц путем обмана. Прокурор сказал, что учитывает "характер общественной опасности" совершенного Кардановым преступления, состояние его здоровья, то, что по месту жительства он характеризуется исключительно положительно, и что ранее не был судим, и попросил суд приговорить его к восьми годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Карданов также, по мнению прокурора, обязан будет компенсировать 198 тысяч рублей, затраченных ОАО "Роснефть" на переоформление базы "Баксан".
Представитель ОАО "Роснефть" назвал запрошенную прокурором меру наказания соразмерной содеянному Кардановым "по характеру и общественной опасности".
Представитель компании попросил суд оставить без рассмотрения обвинение по части 4 статьи 160 УК РФ о 45 миллионов рублей и предоставить компании право обратиться в суд в гражданском порядке. Он также просил суд сохранить арест, наложенный на имущество Карданова.
Адвокат Алаудин Мусаев, комментируя выступления прокурора в прениях, заявил корреспонденту "Кавказского узла", что ни им, ни юристом компании так и не были представлены доказательства вины Карданова.
"Они (представители обвинения) в течение двух часов перечисляли документы, в соответствии с которыми КБТК якобы несло расходы на содержание базы, обращения руководителя КБТК в различные организации в период с 2000-го по 2012 годы", - сказал Алаудин Мусаев. Но об этом сам Карданов подробно рассказал в ходе своего допроса, напомнил адвокат.
"Он говорил о том, что база была отчуждена в 2000-ом году, это подтверждается договором купли-продажи, приказом об избавлении от непрофильных активов и т.д. Он говорил: "Да, мы оплачивали, да, мы писали письма", потому что и фактически, и юридически база была продана в 2000 году, но КБТК продолжала пользоваться ею на основании договора безвозмездного пользования. В соответствии с этим договором КБТК использовало базу по назначению и несло все расходы по ее содержанию, оплачивало налоги, в том числе налог на землю, коммунальные услуги, за свой счет производил ремонт имущества", - пояснил Алаудин Мусаев.
Обвинение не привело ни одного доказательства того, что договор-купли продажи был составлен не в 2000 году, что деньги за базу не были внесены в кассу, считает Мусаев.
"Они отказали от исков и в размере 157 миллионов и 45 миллионов, и при этом просят вынести Карданову приговор сроком на восемь лет лишения свободы. Это один из ключевых показателей того, что уголовное дело носит заказной характер", - заявил Мусаев.
Выступление защиты Карданова в прениях запланировано на 23 декабря.