ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Реконструкция сухумского аэропорта бессмысленна, так как он будет убыточным из-за малочисленности населения Абхазии, дефицита специалистов, техники и средств для его обслуживания, считает бывший министр энергетики и замруководителя "Абхазских авиалиний" Виктор Хильчевский. На фоне кризиса в энергетической и политической сферах в Абхазии восстановление аэропорта выглядит несбыточным проектом, полагает журналистка Изида Чания.
Как писал "Кавказский узел", 23 ноября стало известно о работе подразделения российских саперов в Абхазии по поиску и обезвреживанию взрывчатки и боеприпасов на территории аэропорта Сухума.
Аэропорт имени Владислава Ардзинбы законсервирован и используется только для базирования самолетов российских миротворцев, оттуда совершаются рейсы в высокогорное и труднодоступное абхазское село Псху, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" источник в кабмине Абхазии.
Разминирование территории аэропорта – это первый этап его реконструкции, саперам предстоит обследовать почти семь гектаров труднопроходимой лесистой местности, отметил он. При этом конкретных сроков установлено не было, работы завершатся, как только территория будет обследована полностью, отметил источник.
Аэропорт расположен в 18 километрах от Сухума в селе Бабушара Гулрыпшского района, принимать пассажирские рейсы ему запрещено с конца Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов по решению ICAO, сказал он. По словам источника, длина взлетно-посадочной полосы аэропорта – 3,6 километра, что позволяет ему принимать практически все типы гражданских самолетов, как со стороны моря, так и со стороны гор.
До начала грузино-абхазской войны в 1993 году Сухумский аэропорт Бабушара отправлял в сутки до 5 000 человек в летний курортный сезон и до 1000 человек – в зимний. После ее окончания Агентство международных авиаперевозок в 2008 году по требованию Грузии запретило использовать сухумский аэропорт для международных полетов.
"Президент Аслан Бжания озвучил амбициозный проект по реконструкции аэропорта и заявил, что он начнет работать уже в 2024 году. Стоимость проекта почти восемь миллиардов рублей. Потенциальный инвестор вроде бы найден, Минтранс России поддерживает проект. Он даст Абхазии тысячу рабочих мест. На фоне энергетического кризиса это звучит фантастически", – сказал источник.
Вопрос о реконструкции аэропорта поднимался в 2014 году, когда владелец компании "Базовый элемент" заявлял о намерении вложить деньги в его реконструкцию, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" бывший министр энергетики и связи Виктор Хильчевский, который до войны был заместителем руководителя "Абхазских авиалиний".
"Нам тогда нужно было найти миллиард 600 миллионов рублей [...] Таких денег тогда не было", - сказал он. Хильчевский отметил, что до войны сухумский аэропорт был первой категории ICAO, то есть допускалась посадка при дальности видимости на взлетно-посадочной полосе не менее 550 метров (или метеорологической дальности видимости не менее 800 метров) и высоте принятия решения не менее 60 метров. Самолёт, претендующий на получение первой категории, должен обеспечивать полуавтоматическое снижение до высоты 60 метров, рассказал он.
Чтобы сэкономить, можно принимать самолеты только днем, но это экономически не целесообразно, необходима круглосуточная работа аэропорта, считает Хильчевский. "Аэропорт такого класса должен иметь как минимум 300 сотрудников. Летчики должны быть, своя техника. Даже если открывать просто аэропорт без летного состава, тогда нужны диспетчеры, технические сотрудники. С учетом того что средняя зарплата в российских аэропортах 40 тысяч рублей в среднем, на 300 человек – это 12 миллионов в месяц", – подсчитал он. Турецкие специалисты еще в 2014 году посчитали, что для прибыльной работы аэропорта Абхазии необходимо полтора миллиона человек населения, рассказал он.
Если учесть, что в Абхазии проживает чуть больше 200 тысяч человек, а жителям Гагрского и Гудаутского района удобнее пользоваться аэропортом в Сочи, то спрос на полеты местного населения будет небольшим, отметил Хильчевский. Кроме того, для работы аэропорта необходимо закупить большое количество дорогостоящей спецтехники – до войны аэропорт обслуживало 156 единиц газозаправщиков, маслозаправщиков, машин для обслуживания самолетов и другой техники, а сейчас ничего этого нет, пояснил он.
"Мы все мечтаем, чтобы аэропорт открылся. Но нам непонятно, как эти вопросы будут решены", – сказал Хильчевский. По его словам, министерства транспорта в Абхазии сейчас нет, эти вопросы переданы в ведение министерства экономики, но там нет ни одного специалиста ни по железным дорогам, ни по автотранспорту, а тем более по авиационному транспорту. Кроме того, в Абхазии нет никакой законодательной базы для развития транспорта в республике, отметил бывший глава министерства.
Президент говорит об инвесторе, который готов вложить средства в реконструкцию аэропорта, при этом его данные не разглашаются, отметила журналистка Изида Чания. Известно только о том, что весной на подготовку проектно-сметной документации выделили 120 миллионов рублей, сказала она.
"Вопрос экономической целесообразности – самый главный при реализации любого проекта. Должна быть проведена оценка его экономической эффективности и определены сроки окупаемости вложенных инвестиций. Ни о чем подобном никто не слышал. Президент оперирует не цифрами, а сообщениями о [...] сроках подготовки проектно-сметной документации, подорожании строительных материалов", – пояснила Чания корреспонденту "Кавказского узла".
При этом она считает, что проект не окупится. "Географический ареал в силу частичной признанности Абхазии ограничен Россией. Местные жители пользуются услугами российского сочинского аэропорта. Ежедневно из него вылетает от десяти до двадцати наших граждан. Не надо быть экономистом, чтобы понять, что даже в самый большой курортный день расходы на содержание международного аэропорта перекроют доходы", – полагает Чания. Реконструкция и содержание аэропорта будут сопоставимы с несколькими годовыми бюджетами страны, а на фоне энергетического и политического кризисов в стране, когда из-за нехватки мощностей население по нескольку дней сидит без света и воды, восстановление аэропорта выглядит несбыточным проектом, заключила Чания.