ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Ставропольском крае в связи изъятием компьютеров полицией издание "Открытая газета" временно приостановило свою работу, сообщила главный редактор Людмила Леонтьева.
Как писал "Кавказский узел", 27 ноября на въезде в Ставрополь полицейские остановили машину, в которой 75-летняя Людмила Леонтьева везла тираж номера "Открытой газеты", и изъяли тираж. Силовики при изъятии тиражей "Открытой газеты" не оформляли документов, редакция не может добиться их возвращения, рассказала автор издания Елена Суслова. Давление силовиков на "Открытую газету" не привело к прекращению работы издания, в печать готовится новый номер, заявила главный редактор газеты Людмила Леонтьева.
"Открытая газета" заняла одну из сторон в борьбе двух группировок за племколхоз "Россия", пояснила ранее "Кавказскому узлу" зампредседателя Союза журналистов Ставропольского края Марина Корнеева. "Газета, уже не выходившая на бумаге, вновь начала печататься на деньги тех, кто захотел захватить власть в племколхозе, и активно использовала "язык вражды" по отношению к власти и правоохранительным органам. До 80% материалов в каждом номере было посвящено этой теме", - сказала она. Данные о том, что "Открытая газета" заняла одну из сторон в конфликте вокруг племколхоза в станице Григорополисской, подтвердил знакомый с ситуацией источник в местной журналистской среде.
Ставропольская "Открытая газета" временно приостанавливает работу в связи изъятием компьютеров полицией, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" главный редактор газеты Людмила Леонтьева. Последние 47 и 48 номера газеты доступны для прочтения на сайте издания, печатная версия издаваться не будет, рассказала Леонтьева.
"Газета выйти не может. Нет компьютеров. Ранее они были изъяты - даже компьютер бухгалтера. Самые свежие материалы можно прочитать в Интернете", - заявила редактор, отметив, что последние выпуски пришлось готовить на двух компьютерах, собранных из запчастей.
Газета не закрыта, это временные проблемы, работники не распущены, заявлений об увольнении никто не писал, заверила Леонтьева. Штат газеты редактор озвучить отказалась.
Согласно сайту издания, на первой полосе печатной версии газеты должна была выйти статья под заголовком "Региональной столицей оголтелого ворья край может оставаться, увы, долго. Почему?", повествующая о коррупции среди краевой полиции. Далее должен был быть напечатан текст под названием "Захлебнулись в атаках на "Открытую" - о незащищенности журналистов перед произволом правоохранительных структур и власти. "Мы пишем о том, что у нас украли тиражи, документов никаких не выдали", - прокомментировала Леонтьева.
Газета после Нового года будет менять формат по решению главного редактора, рассказала "Кавказскому узлу" журналистка "Открытой газеты" Елена Суслова. Редакционная политика издания не изменится, указала Суслова. По ее словам, планируется, что номера газеты будут выходить в Интернете, но не в печатном виде.
"В основном простой газеты связан с изъятием даже не рабочих компьютеров журналистов, а с тем, что изъят компьютер бухгалтера - невозможно ничего посчитать", - рассказала Суслова.
Газета печаталась в Ростовской области, давления на типографию не оказывалось, утверждает Суслова. "Как-то раз решили печататься в Ставропольском крае, чтобы уменьшить издержки, реструктурировать логистику, так как везти тиражи из соседней области - лишние траты. Распечатали один номер, но нам позвонили и сказали - нет, больше печатать вас не будем", - рассказала Суслова.
Редакция до сих пор не получила никаких документов от полиции в связи с изъятием номеров, отметила Леонтьева. Журналистка подала в следственный комитет Ставропольского края заявление об изъятии тиражей 30 и 31 октября, однако при подаче заявления ей отказались выдать бланк о принятии заявления - выписку из КУСП (книга учета сообщений о преступлениях), сославшись на распоряжение руководства, рассказала Леонтьева.
В представительстве Следственного Комитета России по Ставропольскому краю корреспонденту "Кавказского узла" в комментарии отказали.
Готовится жалоба в суд по статьям УПК 125 "Судебный порядок рассмотрения жалоб" и 123 "Право обжалования", заявила журналистка. "В Следкоме обязаны были проверить информацию о преступлении - изъятии тиража", - прокомментировала Леонтьева.
По ее словам, следствие "действует в связке с полицией", а конечной целью правоохранителей является закрытие СМИ. "Подобная участь ждет и другие независимые издания", - уверена Леонтьева.
Также ею было подано заявление в полицию о незаконном, по ее мнению, изъятии тиражей 30 и 31 октября. В пришедшем на заявление ответе было сказано, что "запрос был рассмотрен заинтересованными подразделениями", но полиция "не располагает сведениями о незаконном захвате тиражей". Леонтьева назвала ответ "отпиской".
Ранее учредителю СМИ, сыну журналистки, поступили угрозы от правоохранителей, утверждает Леонтьева. По ее словам, мужчина был остановлен на трассе и ему сказали: "Если вы не перестанете писать, у вас и у вашей семьи будут проблемы". Далее угрозы продолжились звонками на телефон. Позже неизвестные прокололи колеса автомобиля учредителя.
В представительстве МВД по Ставропольскому краю корреспонденту "Кавказского узла" оперативно предоставить комментарий не смогли, отметив лишь, что "уже что-то по этому поводу [изъятия тиражей и угрозам] говорили". Где находятся тиражи, в полиции ответить затруднились.
Изъятие печатной продукции полицией возможно исключительно по решению суда, полиция не вправе забирать у СМИ, "арестовывать" тираж без предъявления ордера, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" московский адвокат Евгений Черноусов. Изучив суть конфликта, эксперт пришел к выводу, что изъятие без предъявления документов, а также без составления протокола об изъятии издания является незаконным.
Не была проведена экспертиза материалов, что должно было лечь в основу судебного решения, указал Черноусов. Подтверждающие документы должны были быть вручены главному редактору издания, однако этого не было сделано. Адвокат посоветовал обжаловать действия сотрудников ставропольской полиции в федеральных ведомствах, а также привлечь внимание общественности и СМИ для придания резонанса.
До масштабного развития блогов и интернет-каналов, в 2010-2012 годах, ставропольская "Открытая газета" была одним из ключевых изданий, писавших о проблемах края, сказала корреспонденту "Кавказского узла" бывшая глава краевого отделения "Голоса"* Екатерина Пономаренко. Она охарактеризовала СМИ как "смелое, объективное издание", пишущее о насущных проблемах региона. "Открытая газета" освещала оппозиционные митинги, она продавалась в большинстве киосках Ставрополя, сейчас газета - редкость, указала Пономаренко. "Это не официоз. Пишут без стеснения. Честно говоря, я удивляюсь, почему за нее взялись только в 2021 году, прищемить могли и раньше, учитывая, каким админресурсом располагают ставропольские власти", - рассказала Пономаренко. По ее словам, в данный момент независимых печатных изданий в крае не осталось.
Глава Центра гражданских инициатив Северо-Кавказского федерального округа Валерий Ледовской рассказал корреспонденту "Кавказского узла" о своей надежде на то, что "Открытая газета" закрыта не будет.
"Препятствование деятельности независимых изданий - это ненормально. Конечно, любое, даже частично ангажированное региональное издание - это важно. Каждое издание имеет свой формат, основную повестку, некоторые имеют спонсоров из числа сильных мира сего. Но все равно получается по-разному ориентированная информация. И если сравнивать описания одних и тех же событий в разных источниках, то у информации появляется объём. Мы можем через сопоставление информации определять, что является основой, а что уже интерпретация журналиста под формат издания или по запросу спонсора. Поэтому, конечно, в закрытии "Открытой" нет ничего хорошего. Я надеюсь, что эта история закончится хорошо и для издания, и для её главреда", - заявил Ледовской.
* организация включена Минюстом России в реестр иноагентов.