ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Перелет из Краснодарского края в Нидерланды активист Рональд Айрапетян объяснил предшествовавшим похищением и угрозами за оппозиционную деятельность. Для получения политического убежища Айрапетяну достаточно заявления о политическом преследовании на родине, указал адвокат Игорь Трунов.
Как писал "Кавказский узел", в ноябре член партии "Яблоко" Рональд Айрапетян рассказал, что уехал из родного Кисловодска в Краснодарский край после нападения в сентябре 2020 года. По словам Айрапетяна, на него напал человек в маске, дважды ударил в живот и приставил нож к горлу. Нападавший заявил, что если Айрапетян "еще хоть раз выйдет на пикет против Путина", то будет убит.
Переехав в Краснодарский край, Рональд Айрапетян неоднократно проводил одиночные пикеты. Так, 14 января силовики в Туапсе задержали Айрапетяна во время одиночного пикета с критикой Путина в связи с отравлением Алексея Навального, но вскоре освободили его.
Рональд Айрапетян сообщил 10 декабря корреспонденту "Кавказского узла", что 2 декабря улетел из России после похищения. По словам активиста, 24 ноября он возвращался домой из магазина. К нему подбежали трое «крупных мужчин в камуфляже и балаклавах» и втолкнули в припаркованный неподалеку минивен. В машине на голову Айрапетяна надели мешок и потребовали, чтобы он не кричал, «а то будут проблемы». После получаса пути автомобиль остановился в лесу, и активиста вывели из машины.
"Я увидел человека с пистолетом в руках, он надел глушитель и поднес оружие к голове... Он сказал, чтобы я прямо здесь, в лесу, удалил свой Telegram-канал, посвященный деятельности «Яблока» и оппозиции в целом. Но я оставил телефон дома. Меня обыскали. Тогда мужчина сильно разозлился, ударил меня ногой в живот и сказал, что я останусь здесь, в лесу, навечно... После этого мне прыснули слезоточивым газом в лицо", - рассказал Айрапетян.
По словам активиста, добравшись до дома, он на следующий день купил билеты в мексиканский Канкун через Амстердам на 2 декабря. По его словам, такой маршрут был выбран потому, что эти билеты стоили дешевле других. Айрапетян, по его словам, не планировал выбрать Нидерланды в качестве страны, где он хотел бы попросить убежища, но прилетев в Амстердам без шенгенской визы, в транзитной зоне Айрапетян сообщил местным правоохранителям, что попросил политическое убежище в Нидерландах.
"Я рассказал о похищении, встретился с местным адвокатом, после чего меня поместили в миграционную тюрьму. Пять дней решали, выпускать ли меня в страну или отправить обратно в Россию, и решили выпустить... Я намерен остаться тут, выучить голландский, выучиться на программиста. Родители были в шоке от моего переезда. «Яблоку» сообщил, сказали, что помогут", - сообщил Айрапетян, отказавшись уточнить, где именно находится.
Отделение "Яблока", в котором числится Айрапетян, не получало сообщений от него, сообщил 10 декабря корреспонденту "Кавказского узла" руководитель ставропольского отделения «Яблока» Артемий Захаренков. "К нам он не обращался. Вообще, он выпал из поля зрения ставропольского «Яблока» где-то полтора-два года назад", - сказал он, отметив, что Айрапетян был активным членом партии.
Бывшая глава краевого отделения "Голоса"* Екатерина Пономаренко сочла невысокими шансы Айрапетяна на получение политического убежища. По ее словам, для этого не хватает фактов. "Шанс небольшой. Не сняты побои, нет доказательств, что он действительно был похищен. По данному факту не подано заявление в полицию. В европейских странах очень ответственно относятся к предоставлению убежища, для этого нужны весомые доказательства преследования", - сказала корреспонденту «Кавказского узла» Пономаренко.
В свою очередь президент Союза адвокатов России Игорь Трунов указал, что тех данных, которыми располагает Айрапетян, достаточно для получения статуса беженца в европейских странах, несмотря на отсутствие доказательств преследования активиста.
"Если речь идет о политическом преследовании, то вполне достаточно голословных заявлений. Из фактуры - хватит устных рассказов и нескольких заявлений знакомых – мол, участвовал в пикетах, сторонник оппозиции", - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Игорь Трунов, не исключив, что Айрапетян консультировался с профильными юристами, которые дали совет, как действовать, чтобы получить убежище.
* организация внесена Минюстом России в реестр иноагентов.