ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Перебои с обеспечением онкологических больных жизненно важными препаратами с начала 2021 года стали постоянными, сообщила организатор и руководитель группы "Сообщество онкологических больных Кабардино-Балкарии" Аксана Кучменова. Некоторым онкобольным пришлось обращаться в суд, чтобы получить назначенные лекарства, рассказал руководитель регионального отделения "Монитор пациента" Ибрагим Султыгов.
Как писал "Кавказский узел", 18 декабря группа онкобольных записала видеообращение к главе Кабардино-Балкарии Казбеку Кокову, в котором участники ролика рассказали, что с начала ноября этого года за получением жизненно важных лекарственных препаратов им приходится выезжать в Дагестан, в частную клинику.
Видеозапись пациентов ГБУЗ "Онкологический диспансер" после размещения в социальных сетях вызвала широкий общественный резонанс. Буквально сразу же после ее появления в сети несколько человек из группы пригласили к главе Кабардино-Балкарии Казбеку Кокову, который пообещал, что проблема будет немедленно решена.
О ситуации с получением лекарств в республике корреспонденту "Кавказского узла" рассказала одна из пациенток Онкодиспансера Аксана Кучменова, организатор и руководитель группы "Сообщество онкологических больных Кабардино-Балкарии", в которую входит около 200 человек, постоянно нуждающихся в жизненно важных лекарственных препаратах.
Перебои с обеспечением онкологических больных жизненно важными препаратами случались и ранее, но регулярными они стали с начала этого года, а отправлять пациентов за пределы республики стали с ноября этого года, сообщила Аксана Кучменова.
"Пациенты никаких расходов не несли, они не платили ни за проезд, ни, тем более, за препараты. Частная клиника в Махачкале присылала за больными из Кабардино-Балкарии микроавтобус, отвозила и привозила за свой счет. Препараты больные также получили в рамках обязательного медицинского страхования - наш ОМС перечислял деньги клинике в Дагестане за препараты. Клинике это выгодно. А почему именно Дагестан, и почему именно эта частная клиника - нам, онкобольным, неизвестно", - рассказала Аксана Кучменова.
Поездка в Махачкалу длится пять-шесть часов, для больных очень утомительно находиться столь длительное время в дороге, к тому же без медицинского сопровождения, сообщила она. За ноябрь-декабрь в Махачкалу, по сведениям Кучменовой, успели съездить 20 - 25 человек.
"Мы решили обратиться к главе республики, потому что понимали, что такая ситуация может затянуться надолго. Пациент не должен выезжать за пределы места своего проживания, чтобы получить необходимый ему препарат. Это не прописано ни в одном законе страны", - подчеркнула женщина.
Поясняя, о каких препаратах идет речь, Аксана Кучменова отметила, что некоторые пациенты онкодиспансера всю свою жизнь, каждые 21 день, должны получать химиопрепараты, которые стоят 180-200 тысяч рублей за один курс. Есть препараты, которые надо принимать один раз в месяц. Это таблетированные препараты, сдерживающие рост опухоли, они стоят 300-400 тысяч рублей на один прием. Есть препараты, которые необходимо вводить один раз в 28 дней.
"Тут речь не идет о каком-то одном препарате. Онкобольных отправляют за пределы республики за совершенно разными препаратами. Речь идет об отсутствии в республике нескольких групп препаратов", - пояснила активистка.
Ранее она писала о проблеме в разные инстанции, обращалась даже к президенту страны. Ей приходили ответы, в которых говорилось, что проблема заключается в недостатке финансирования.
Между тем, финансирование онкологического диспансера в 2021 году, по сведениям из открытых источников, значительно увеличилось, а препаратов как не было, так и нет, отметила представительница сообщества онкобольных.
"Раньше при меньшем бюджете таких длительных перебоев не было. Бюджет вырос, а препаратов стало меньше", - заявила Кучменова.
О ситуации с обеспечением онкобольных лекарствами рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель регионального отделения "Монитор пациента" Ибрагим Султыгов.
Проблема возникала и раньше, и зачастую приходилось решать ее через суд, отметил он. Так, в 2019 году Нальчикский городской суд обязал Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарии обеспечить лекарственным препаратом "Эверолимус" жителя Нальчика Аталикова А.А., у которого была опухоль мозга.
"Лекарство ему было назначено в клинике имени Блохина в Москве на льготном основании, а в аптечном складе Минздрава КБР его не оказалось. Более того, его предупредили, что препарата не будет до конца года - то есть в ноябре и декабре. Он обратился в суд с иском, где просил обязать Минздрав республики обеспечить его указанным жизненно важным препаратом. Суд удовлетворил иск Аталикова. Впоследствии он получал препарат "Эверолимус". В 2020 году Аталиков, к сожалению, умер", - рассказал Султыгов.
В настоящее время в Нальчикском городском суде находится иск жительницы поселка Чегем, которая страдает раком щитовидной железы, сообщил активист.
Жизненно важные препараты, назначенные ей в Москве в "НМИЦ радиологии" Минздрава РФ, "Капрелса" и другие, она получить не может. Ей пришлось купить лекарства за свой счет, затратив на это более 44 тысяч рублей.
Женщина просит суд обязать Минздрав Кабардино-Балкарии, а также ГБУЗ "Онкодиспансер" обеспечить ее указанными препаратами, взыскать с них затраченную на приобретение лекарств сумму, а также компенсацию морального вреда. Иск женщины пока не рассмотрен, рассказал Султыгов.
По его словам, представители республиканского Минздрава при рассмотрении подобных исков, как правило, ссылаются на недостаток финансирования.
Одна из пациенток онкодиспансера Римма Дзагоева, которая побывала в Махачкале, рассказала в ходе видеообращения, что поездка не была организована так, как следует.
"Нас просто загрузили и отправили. Вернулись поздно ночью. С нами была больная из Тырнауза, которая не может ходить. Мы ей взяли такси и отправили ночью домой", - сказала женщина.
"Направление больных в частные клиники не нарушает их прав, если это направление была дано в рамках ОМС, и помощь в клиниках оказывалась бесплатно", - считает Ибрагим Султыгов.
"Но в данном случае это частное учреждение находится далеко за пределами нашей республики, и в этом случае я считаю, что права наших пациентов были нарушены", - заявил он.
Комментариями Минздрава Кабардино-Балкарии на жалобы онкобольных "Кавказский узел" пока не располагает.