22:30 / 22.12.2021Омбудсмен Грузии отчиталась об улучшении ситуации в интернате Святой Нино под контролем соцработников

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Ситуация с соблюдением прав воспитанников интерната для детей-сирот в Ниноцминде значительно улучшилась после того, как там было организовано круглосуточное дежурство социальных работников, сообщила Народный защитник Нино Ломджария. Она раскритиковала работу правоохранителей по расследованию уголовных дел о насилии в интернате, которое длится несколько лет.

Как писал "Кавказский узел", после жалоб омбудсмена на то, что его представителей не пускают для проверки интерната для детей-сирот имени святой Нино, туда попали сотрудники госагентства по регулированию медицинской деятельности. Часть воспитанников заявила, что они не желают оставаться в интернате - их вывезли. 6 июня суд постановил, что все воспитанники интерната должны быть распределены по семьям и приютам семейного типа. 14 июня грузинский католикос-патриарх сменил руководителя интерната. Новый директор учреждения анонсировал кадровую чистку и озвучил план реформ. 28 июня сотрудники офиса омбудсмена Грузии получили доступ на территорию интерната в Ниноцминде, где провели встречу с его воспитанниками и приступили к изучению документации учреждения.

Работники аппарата омбудсмена Грузии почти год не могли попасть в принадлежащий Грузинской православной церкви интернат, архиепископ Схалтинский не пускал туда и соцработников, указано в материале "Кавказского узла" "Государству указали на дверь: что происходит в церковных приютах Грузии".

В пансионе пребывает 17 несовершеннолетних детей, 15 из которых в нем живут, говорится в отчете Народного защитника Грузии Нино Ломджарии о ситуации в пансионе Святой Нино, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла".

По данным омбудсмена, несмотря на запрет суда среди воспитанников пансиона находится один ребенок с ограниченными возможностями, еще один воспитанник с ограниченными возможностями был переведен из интерната 24 сентября на другую форму опеки. Социальные работники круглосуточно находятся в пансионе и следят за обеспечением воспитанников всем необходимым. Старшеклассники самостоятельно посещают школу, часть детей в школу не ходят, но им разрешено выходить за территорию пансиона, говорится в документе.

С весны этого года из пансиона 12 детей переведены в их биологические семьи, только в двух случаях семьи  вернули детей обратно в пансион,  еще 22 детей обеспечили «другой формой опеки» - в малые дома семейного типа переведены 15 детей, семеро воспитываются в семьях по доверию, сообщила Ломджария. 

По ее словам, в работе соцработников, которые круглосуточно работают в пансионате, выявлены недочеты. Так, несколько месяцев назад один из подростков в разговоре с соцработником просил провести опрос в пансионе по поводу возможного насилия, но эта просьба не была передана его законному представителю, который также не знает, обратился ли с этой просьбой соцработник в правоохранительные органам, говорится в документе.  Также есть сложности в обмене информацией между государственными ведомствами и пансионом, говорится в отчете.

Омбудсмен также попросила оценить психологическое состояние всех бывших воспитанников пансиона. «На протяжении нескольких лет дети в пансионате подвергались нечеловеческому, унизительному обращению, которое также приравнивалась к пыткам. Не соблюдали их права на здоровье, в том числе и психическое. У детей не было соответствующего питания, годами они не могли развиваться и получать образование. Сейчас положение действительно улучшилось», - сказала Нино Ломджария.

Омбудсмен обратилась в прокуратуру с предложениями, которые, по ее мнению, позволят более эффективного расследовать дела в отношении воспитанников пансионата. В частности, она попросила объединить четыре уголовных дела в отношении воспитанников в одно, изменить квалификацию дела, сменить следственную структуру и надзор прокуратуры. Ломджария считает, что к расследованию дел нужно подключить экспертов, получить данные о коммуникациях, в том числе и по телефону, провести опрос руководства пансионата, в том числе и духовенства, получить документацию, в том числе медицинскую.

3 июня Ломджария сообщила, что с 2016 года были возбуждены три уголовных дела о насилии в этом интернате и одно – об изнасиловании. Одиннадцать НПО потребовали от властей незамедлительной и жесткой реакции, а также указали на то, что пансионом руководит епископ Спиридон (Абуладзе), заподозренный в изнасиловании. Несколько бывших воспитанников интерната сообщили, что после дачи показаний следователям им поступили угрозы, их вынуждают покинуть учебные заведения. Дядя свидетеля по делу о жестоком обращении с детьми в школе-интернате в Ниноцминде обвинен в угрозах племяннику, сообщила 13 июня Генпрокуратура Грузии.

Омбудсмена также раскритиковала правоохранительные органы, которые проводят следствия. Из материалов уголовных дел видно, что следствие действует исходя «из стереотипов» и занимается полноценным расследованием, которое бы выявило факты насилия в пансионе, считает Ломджария.

"Кавказский узел" также писал, что ранее четверо братьев рассказали, как им жилось в школе-интернате имени Святой Нино в Ниноцминде. По словам двоих из них, детей били и воспитатели, и ребята постарше, лишали обеда и сна. Другие братья опровергли эту информацию.

Автор:Инна Кукуджанова