ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Работа Правозащитного центра "Мемориал"* не привела к негативным последствиям, но создала угрозу формирования критического общественного мнения о российской власти, пояснил судье прокурор на заседании по иску о ликвидации правозащитной организации.
Как писал "Кавказский узел", сегодня началось очередное заседание суда по делу о ликвидации Правозащитного центра "Мемориал". На заседании защите было отказано в допросе авторов экспертизы по делу организации.
Судья на сегодняшнем заседании спросил у обвинения, "какие последствия наступили от действий ответчика?". Прокурор ответил: "Я считаю, что наступление последствий - это свойство грубых нарушений. Наша позиция строится на том, что для грубого нарушения не всегда необходимо наступление последствий!". "Сам факт угрозы достаточен", - добавил он.
На вопрос судьи, почему у прокуратуры не было претензий с 2019 года, прокурор ответил так: "Ну мы же знаем, что однократное нарушение может быть ошибкой. Соответственно, представляется какое-то время для устранения... Тем более, мы же знаем, что ПЦ - значимая организация... но неоднократность…".
"А сейчас что считаете?" - уточнил судья. "С 2016 года прошло много времени. Были многочисленные привлечения к ответственности, но ситуация не меняется! Вот посмотрите: последнее нарушение которое мы приобщили, вот 2021 году…", - заявил прокурор, слова которого приводятся в Telegram-канале "Мемориала"*.
Адвокат Мария Эйсмонт спросила: "Я правильно поняла, что наступивших последствий нет?".
"Ну, понимаете, вы создаете угрозу того, что большая группа лиц не сможет оценить ту информацию, которую вы представляете для формирования общественного мнения. В том числе о государственном устройстве, о действующей власти. Но сказать о том, что они наступили, мы тоже не можем", - ответил прокурор.
Эйсмонт зачитала формулировку из иска. "Скажите, каким образом отсутствие маркировки [об иноагенте] нарушает здоровье и благосостояние граждан?" - обратилась она к прокурору. Тот ответил, что, по его мнению, "в том числе и психическое здоровье граждан может попадать". "И формирование негативного образа государства, и отсутствие маркировки может вызвать депрессивное состояние у граждан в том числе", - сказал прокурор.
Напомним, Мосгорсуд начал рассмотрение иска о ликвидации Правозащитного центра "Мемориал" месяц назад – 23 ноября. Иск подала прокуратура Москвы, посчитав, что "Мемориал" оправдывает экстремизм и терроризм. Во время третьего заседания, 16 декабря, прокуратура предъявила претензии не к отсутствию, а к размеру и расположению маркировки о статусе иноагента на сайте "Мемориала", а также использовала в качестве аргумента не вступившее в силу решение суда о штрафе в 500 тысяч рублей.
Параллельно в Верховном суде России идет процесс по иску о ликвидации "Международного Мемориала*", он начался 25 ноября. Суд рассматривает дело формально, не сопоставляя масштаб вмененных организации нарушений со значимостью ее работы, указал правозащитник Олег Орлов. Закрытие "Мемориалов" нанесет серьезный урон защите прав человека на Северном Кавказе, указали ранее опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники, юристы и журналисты.
Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" собрал на тематической странице "Преследование активистов", а новости о преследовании Правозащитного центра "Мемориал"* и "Международного Мемориала"* – на тематической странице "Ликвидация "Мемориалов". "Кавказский узел" также регулярно обновляет справку "Кто и как хочет ликвидировать "Мемориал*"".
* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.