ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Отказ допросить по делу "Мемориала"* тех, кто учредил эту организацию и работает в ней, а также заявленных защитой свидетелей с Северного Кавказа говорит о нежелании суда беспристрастно вникать в суть вопроса, прокомментировали итоги сегодняшнего заседания правозащитники. Прения сторон 29 декабря не станут последним заседанием по делу, если исход суда не предрешен, спрогнозировали они.
Как писал "Кавказский узел", сегодня состоялось очередное заседание суда по делу о ликвидации Правозащитного центра "Мемориал"*. Защите было отказано в допросе авторов экспертизы по делу организации. Работа Правозащитного центра "Мемориал"* не привела к негативным последствиям, но создала угрозу формирования критического общественного мнения о российской власти, пояснил судье прокурор на заседании по иску о ликвидации правозащитной организации. Защита напомнила суду, что пострадавшие от строительства Ирганайской ГЭС и переселенцы из Чечни в Ингушетию получили поддержку от Правозащитного центра "Мемориал"* при отстаивании своих прав в суде*. Суд решено продолжить 29 декабря.
Мосгорсуд начал рассмотрение иска о ликвидации Правозащитного центра "Мемориал"* месяц назад – 23 ноября, когда прошло первое предварительное заседание суда. Второе заседание прошло 29 ноября. Иск в суд подала прокуратура Москвы, указав, что "Мемориал" оправдывает экстремизм и терроризм. Третье заседание прошло 16 декабря. Во время него прокуратура предъявила претензии не к отсутствию, а к размеру и расположению маркировки о статусе иноагента на сайте "Мемориала", а также использовала в качестве аргумента не вступившее в силу решение суда о штрафе в 500 тысяч рублей.
Член Совета ПЦ "Мемориал"* Олег Орлов был допущен в суд, однако на заседание правозащитника не пустили. Он наблюдал за процессом из другой аудитории. По мнению Орлова, защита выступила очень достойно и победила в дискуссии с прокурорами. "С точки зрения права, прокуратура, Минюст и Роскомнадзор размазаны по полу или стенке – как вам угодно. Сегодня в правовом смысле заседание закончилось полной победой защиты "Мемориала"*, - рассказал он.
По словам Орлова, адвокаты продемонстрировали абсурдность претензий прокуратуры и отсутствие оснований для ликвидации "Правозащитного центра "Мемориал"*. "На вопросы адвокатов прокуроры ответить не смогли", - отметил он.
На сегодняшнем заседании стороны представляли материалы, в том числе экспертизу, проведенную Крюковой и Тарасовым, пояснил правозащитник. "В суде была показана ничтожность справки экспертизы. Выяснилось, что эксперты использовали не те методы, которые они указывали в начале экспертизы: так, в качестве введения эксперты всегда постулируют – мол, мы использовали такие-то методики. Оказалось, что исследовались не те материалы, которые просила прокуратура, и даже не материалы Правозащитного центра "Мемориал"*. Сторона защиты показала, что справка с точки зрения науки никакой критики не выдерживает. Более того, она была ненадлежащим образом оформлена - неверно представлено приложение к справке", - рассказал Орлов.
Сторона защиты в ходе судебного заседания ходатайствовала о вызове свидетелей, в том числе троих жителей Северного Кавказа, один из которых - отец убитых братьев-чабанов Муртазали Гасангусейнов, отметил Орлов. По его словам, свидетели должны были рассказать о деятельности "Мемориала"*, чтобы "суд оценивал ее не только с точки зрения вздорных и формальных претензий прокуратуры, но и с точки зрения значимости организации". "Впрочем, суд слушать их отказался, но к делу были приобщены показания свидетелей, данные недавно нашим адвокатам", - рассказал Орлов.
Муртазали Гасангусейнов добился возбуждения уголовного дела об убийстве в ходе спецоперации в августе 2016 года его сыновей — 17-летнего и 19-летнего Наби и Гасангусейна — многочисленными акциями протеста. Правоохранители объявили убитых боевиками, однако родители братьев и их односельчане настаивают, что юноши были чабанами и просто пасли в горах скот. Результатом серии ноябрьских пикетов 2019 года стало дисциплинарное взыскание начальнику отдела полиции, который отчитался об убийстве братьев как двух боевиков — он продолжает работать в МВД с понижением в должности до участкового. Муртазали Гасангусейнов требует возбудить против него дело, но уже четырежды получал отказ.
Судебное заседание "с правовой точки зрения" прошло в целом успешно, но у правозащитника есть ощущение, что "суд может вынести решение не с точки зрения права". "Если рассуждать не с точки зрения права, то ничего прогнозировать нельзя", - подчеркнул Орлов.
По его словам, на следующем заседании пройдут прения сторон. "Две стороны в общем виде изложат снова свои позиции, доводы, которые появились в ходе сегодняшнего судебного заседания, будут представлены исследования, подведены итоги обеими сторонами. Будут задаваться вопросы, слушаться ответы, прозвучат реплики", - сообщил Орлов.
Вероятнее всего, следующее заседание не будет последним, считает правозащитник. Если исходить из норм права, то после прений у судьи должно быть достаточно времени, чтобы оценить озвученную на прениях информацию. Судья должен удалиться и думать, писать постановление – и только после прений. А на это требуется время", - отметил Орлов.
Однако он не исключил, что "если дело проходит вне правового поля, то судья уже, вероятно, решение написал". "Не могу исключить, что будет конец дела", - добавил Орлов.
В суд была допущена и председатель комитета "Гражданское содействие"* Светлана Ганнушкина. По ее словам, у зала суда в общей сложности за время заседания побывало около 100 человек, люди постоянно сменяли друг друга из-за холода.
Ганнушкина назвал прошедшее судебное заседание и весь процесс над "Мемориалом"* "смехотворными". "Все происходящее выглядит смехотворно. Были представлены безграмотные и непрофессиональные экспертизы, сделанными "экспертами", у которых нет профильных образований – ни лингвистического, ни психологического. Неужели в России нет других специалистов?! Эти "эксперты" ссылаются на методички и книжки, но авторы методик в пух и прах разнесли сделанные экспертизы", - прокомментировала заседание Ганнушкина.
Суд отказался признать Орлова и правозащитницу заинтересованными лицами в процессе, отметила Ганнушкина. "Как можно не признать учредителей организации, людей, в которой они работают, заинтересованными людьми?!" - удивилась она. Также Ганнушкину возмутило решение суда отказать в вызове свидетелей, заявленных стороной защиты.
Правозащитника Оюба Титиева в здание суда не пустили. Он не исключил, что "судебное решение может быть принято и без учета доводов стороны защиты". "Работу адвокатов оцениваю очень высоко, они сильно работают, опровергают позицию обвинения, но понятно, что судьба "Мемориала"* будет зависит от указания сверху", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Титиев.
Он возмущен тем, что суд отказался допрашивать свидетелей, заявленных защитой. "Они специально приехали с Кавказа. Сейчас я еду с ними домой. Отказали и в вызове Орлова и Ганнушкиной – нонсенс! Люди, учредившие Правозащитный центр "Мемориал"* и работающие в нем, не вызываются! Становится понятно, куда все это идет", - сказал Титиев.
Он намерен посетить следующее судебное заседание. "Обязательно приеду. Как оно пойдет – не понимаю. Абсолютно непредсказуемо. Но будем надеяться на лучшее", - закончил Титиев.
Материалы о преследовании Правозащитного центра "Мемориал" и "Международного Мемориала" "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Ликвидация "Мемориалов"*".
* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.