ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Обвинение не предоставило доказательств вины бывшего главы Кабардино-Балкарской топливной компании Валерия Карданова в ходе процесса, заявил адвокат Алаудин Мусаев и попросил оправдать подсудимого.
Как писал "Кавказский узел", бывший глава Кабардино-Балкарской топливной компании (КБТК) Валерий Карданов после задержания в 2018 году находился в СИЗО, с февраля 2020 года - под домашним арестом, а в марте 2021 года был отпущен на свободу под подписку о невыезде. На заседании суда 8 июня свидетели дали показания в его пользу. 9 ноября "Роснефть" потребовала от Карданова компенсировать ей 198 тысяч рублей, которые были потрачены на перерегистрацию базы. Иск на 157 миллионов рублей за имущество и объекты базы компания отозвала. Однако еще один иск на 45 миллионов рублей был оставлен в силе. 30 ноября прокурор потребовал назначить Карданову наказание в виде восьми лет лишения свободы, при этом он отказался от обвинения Карданова в хищении 45 миллионов рублей, заявив, что его вина по этому преступлению не доказана.
По версии следствия, Валерий Карданов, возглавляя Кабардино-Балкарскую топливную компанию "Роснефть", перевел на счета подконтрольных ему фирм-однодневок 45 миллионов рублей, а незадолго до увольнения оформил фиктивный договор купли-продажи базы отдыха "Баксан". Обвинения предъявлены по статьям о мошенничестве, присвоении имущества и подделке документов. Своей вины Карданов не признает. Документов, подтверждающих его вину, в деле нет, утверждает защита. Подробности об этом деле можно узнать из подготовленной "Кавказским узлом" справки "Дело Карданова: нефть и власть в Кабардино-Балкарии".
Адвокат заявил о заказном характере дела Карданова
В ходе своего выступления сегодня в прениях по делу бывшего главы Кабардино-Балкарской топливной компании Валерия Карданова адвокат Алаудин Мусаев продолжил указывать на заказной характер этого уголовного дела.
По мнению Мусаева, об этом свидетельствует тот факт, что уголовное дело в отношении Валерия Карданова было возбуждено 13 июня 2013 года по заявлению гендиректора компании, сменившего в этой должности Карданова, которое было подано им в тот же день. При этом обычно доследственная проверка по экономическим преступлениям длится до одного месяца.
К заявлению не были приложены никакие подтверждающие документы, а только указывалось, что "некие сотрудники КБТК в период с января по апрель 2013 года похитили у КБТК более 60 миллионов рублей", - указал адвокат.
"Уголовное дело было возбуждено в отношении неустановленных лиц с прицелом на Карданова, но следствие так торопилось принять это процессуальное решение, что совсем упустило из виду, что 60 миллионов рублей были похищены у КБТК в 2013 году, когда Валерий Карданов уже не работал в указанной должности", - заявил Мусаев.
Несмотря на эту очевидную нестыковку, преследование Карданова по данному уголовному делу было окончательно прекращено лишь в 2019 году. В течение же шести лет следствие использовало его как повод для объявления Карданова в розыск, избрания ему меры пресечения и других действий, отметил адвокат.
28 июня 2013 года было возбуждено уголовное дело о хищении базы отдыха "Баксан", оно также было возбуждено в день написания заявление и прошло необходимые согласования за полдня, отметил Мусаев.
Защитник указал на возможную фальсификацию документов
Третье уголовное дело - о хищении более 45 миллионов рублей - было возбуждено 7 июня 2014 года. Поводом к его возбуждению стало постановление заместителя генпрокурора от 30 мая 2014 года "о направлении материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании Карданова В.З". "Это новое дело понадобилось, потому что первые два явно не клеились: одно несомненно подлежало прекращению, а второе было с очень хилой доказательной базой", - считает адвокат.
Адвокат указал, что в материалах уголовного дела о хищении 45 миллионов рублей он обнаружил факт, указывающий на фальсификацию, совершённую следователем.
"Уголовное дело о хищении 45 миллионов рублей было возбуждено в отношении Карданова В.З. и иных лиц 7 июня 2014 года. Лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, должно быть об этом факте уведомлено. Следователь, очевидно, эту свою обязанность не выполнил. Однако к моменту передачи дела в суд в материалах появилось уведомление Карданова В.З. о возбуждении дела. Но датировано это уведомление 9 июня 2013 года. Более того, в тексте уведомления указано, что уголовное дело возбуждено 7 июня 2013 года", - заявил Мусаев. Адвокат отметил, что данный факт свидетельствует о том, что уведомление составлялось задним числом. "Примечательно, что тот же следователь обвинил моего доверителя в подделке документов", - заявил он.
От обвинения в хищении Кардановым 45 миллионов рублей государственный обвинитель отказался в суде, напомнил Мусаев.
Адвокат счет бездоказательными обвинения в подделке документа и мошенничестве
"В основе обвинения Валерия Карданова в обоих преступлениях лежит утверждение о том, что он в неустановленное время где-то между 21 марта и 27 сентября 2011 года в неустановленном месте на территории КБР вместе с Бозиевым И.Х. изготовил поддельные документы: договор купли-продажи б/н от 19 декабря 2000 года, акт приёма-передачи недвижимого имущества от 20.12.2000 года, и другие. У меня вопрос - какие доказательства представлены стороной обвинения в обоснование утверждения о том, что, к примеру, указанные договор и акт были составлены не в 2000-м году, а одиннадцатью годами позже? Или хотя бы одно доказательство. Есть ли заключение экспертизы о давности составления документов? Есть ли показания подписантов о том, что эти документы составлены в 2011-м году? Есть ли показания очевидцев подписания документов в 2011-м году? Есть ли видео или аудиозапись подписания документов в 2011-м году? Может быть, в самих этих документах есть сведения, которые не могли быть известны подписантам в 2000-м году? Ни одного подобного доказательства стороной обвинения не предоставлено", - подчеркнул Мусаев.
"Обвинение против Карданова выстроено на зияющей пустоте", - заключил адвокат.
Адвокат сослался на экспертное заключение НП ЭО "Кубань - Экспертиза" от 14 октября 2016 года, из которого следует, что договор купли-продажи от 19 декабря 2000 года изготовлен в декабре 2000 года, тогда же изготовлена квитанция к приходному кассовому ордеру, подтверждающая факт выполнения Бозиевым своего обязательства по договору купли-продажи.
Сторона защиты нашла и представила в суд оригиналы документов, которые обвинение считает поддельными, рассказал Мусаев. Это, помимо договора купли-продажи, акта приёма-передачи к нему и квитанции, ещё и план земельного участка, и схемы расположения объектов, и договор безвозмездного пользования от 15 марта 2003 года, и акт приёма-передачи к нему, и другие документы. Защитой было заявлено ходатайство о назначении судебно-технической экспертизы этих документов с целью установления дат их изготовления. Однако обвинение категорически выступило против. "Заключение этой экспертизы подтвердило бы реальные даты составления документов - 2000-й год, 2003-й год, и это бы уже означало полную несостоятельность обвинения", - сказал Мусаев.
Доводы обвинения о том, что компания несла расходы, связанные с содержанием базы, участвовала в оформлении документов, необходимых для её функционирования и реконструкции, он объяснил тем, что КБТК пользовалась базой после продажи её Бозиеву, по договорённости с последним, сначала устной, а затем письменной. "Это в 2003-м году урегулировано договором безвозмездного пользования комплексом", - сообщил адвокат.
За десять лет КБТК потратила на базу "Баксан" около 3 миллионов рублей. По мнению Мусаева, это совсем небольшие деньги, если учесть, что компания все это время пользовалась базой.
В опровержение довода обвинения о том, что КБТК за свой счёт заново отстроила туристический комплекс, адвокат сослался на то, что писем Карданова Сергею Богданчикову, бывшему президенту АО "Роснефть", которые обвинение предъявило в суд как доказательство понесенных расходов, не оказалось в архиве головной компании, куда они были якобы направлены. Эти письма, по его мнению, "абсолютная фальшивка".
Писем, по версии обвинения, было четыре, указал адвокат. В одном из них Карданов якобы писал Богданчикову, что на 26 сентября 2000 года КБТК произвела по базе "Баксан" работ на сумму 22 500 000 рублей. Во втором письме указывается, что на 17 октября 2000 года затрачено столько же. В третьем письме от 29 января 2001 года сообщается, что потрачено 27 500 000 рублей.
А из четвертого письма следует, что КБТК потратила на восстановление комплекса "Баксан" более 30 миллионов евро. Между тем, в документах КБТК, в бухгалтерской отчётности нет сведений о таких расходах, пояснил защитник.
"Содержание писем, представленных обвинением суду, не имеет ничего общего с действительностью", - заключил Мусаев. По его мнению, это следует из документов КБТК, из налоговой отчётности, из показаний всех без исключения компетентных свидетелей.
Адвокат сослался на выступления в прениях прокурора и представителя Роснефти, которые указывали, что компания платила земельный налог, заключала договора с проектировщиками, нанимала сотрудников для базы, выступала в суде и так далее.
"Защита не отрицает, что КБТК имела и формальное, и непосредственное отношение к базе "Баксан" вплоть до 2012 года. Фактическое - потому что база находилась в безвозмездном и почти безраздельном пользовании КБТК, формальное - потому что переход права собственности на базу "Баксан" от КБТК к Бозиеву в 2000-м году не был зарегистрирован. Для администраций, коммунальщиков и прочих третьих лиц турбаза "Баксан" была привязана к КБТК со всеми вытекающими отсюда последствиями", - сказал Мусаев.
По словам адвоката, чтобы доказать, что компания потратила на базу "Баксан" 157 миллионов рублей, обвинение ссылается на письмо компании "Роснефть" от 9 сентября 2009 года, согласно которому в КБТК выявлены факты выдачи из кассы 786 миллионов рублей.
"Эти деньги получены РСУ, то есть ремонтно-строительным участком, а посему, цитирую, "потерпевший полагает, что выводы данной проверки показывают механизм выделения денег на строительство объектов базы Баксан", - сказал адвокат
Согласно статье 85 УПК РФ, "Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств…", а предположения обвинения никуда не годятся, заявил Мусаев и попросил оправдать Валерия Карданова.
Следующее заседание суда назначено на 11 января 2022 года, на нем запланировано выступление Валерия Карданова.