00:04 / 12.01.2022Адвокат обжаловал ужесточение наказания блогеру Аслану Гурбанову

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Защита считает, что суд ужесточил тюремное наказание азербайджанскому блогеру Аслану Гурбанову, опираясь на информацию о дисциплинарных взысканиях, которые принимались на основе субъективных заключений администрации колонии. До решения апелляционного суда Гурбанова не имеют права переводить из колонии в тюрьму, пояснил адвокат.

Как писал "Кавказский узел", в январе 2021 года блогер Аслан Гурбанов был включен в список политзаключенных, составленный союзом "За свободу политзаключенных Азербайджана". В конце 2021 года суд в Баку постановил ужесточить наказание блогеру Аслану Гурбанову, переведя его на два года из колонии в тюрьму. Гурбанова, осужденного за публикации в поддержку талышей, следует освободить, указали правозащитник Руфат Сафаров и талышский активист Хилал Мамедов.

Аслан Гурбанов был арестован сотрудниками Службы госбезопасности в 2020 году и приговорен к семи годам лишения свободы. По словам его отца Ахада Гурбанова, 23 декабря 2021 года Аслана по решению суда перевели из колонии № 10 в Гобустанскую крытую тюрьму, где он должен провести ближайшие два года, сообщило 29 декабря 2021 года агентство Turan.

Семья Гурбановых живет в населенном талышами Лерикском районе Азербайджана. 28-летний Аслан холост, временами работал парикмахером или поваром в ресторанах, но большую часть времени был безработным по причине заболевания сердца и сердечных приступов, рассказал ранее брат осужденного Абусалам Гурбанов. 

Адвокат Фариз Намазлы, представляющий интересы Аслана Гурбанова, 10 января подал апелляционную жалобу на решение об ужесточении наказания блогеру и переводе его из колонии в тюрьму сроком на два года.

"Мы считаем, что решение об ужесточении наказания абсолютно необоснованно. Администрация колонии, обращаясь в суд, указала, что Аслан Гурбанов "ведет себя плохо", "нарушает распорядок", "не встает на путь исправления". В качестве доводов указаны вынесенные ему предупреждения, выговоры, посадки в карцер. Но сам Аслан Гурбанов говорит, что эти дисциплинарные решения принимались на основе субъективных заключений администрации колонии. К примеру, в деле утверждается, что сотрудник колонии сделал замечание Гурбанову из-за того, что тот курил в неположенном месте и тот "не подчинился", "нагрубил" офицеру. Но Аслан Гурбанов вообще не курит. Суд не провел расследования и, положившись на утверждения администрации колонии, наказал Гурбанова", – сказал Фариз Намазов корреспонденту "Кавказского узла".

В последний раз адвокат виделся с Гурбановым 23 декабря 2021 года в Наримановском районном суде, который и принял решение об ужесточении наказания.

Вместе с тем, по словам адвоката, Аслан Гурбанов все еще в колонии. "По закону, до завершения рассмотрения апелляционной жалобы и ее отклонения, Аслана Гурбанова не имеют права отправить в тюрьму. Он все еще в колонии и это подтвердил мне его брат", – сказал Намазлы.

Согласно законодательству, апелляционная жалоба представлена в суд первой инстанции, отметил адвокат. "В течение недели Наримановский районный суд Баку должен направить жалобу в Бакинский апелляционный суд. С учетом процедур отправки жалобы, ее принятия в производство, определения судейского состава, который будет рассматривать обращение, и назначения даты слушаний, они состоятся не ранее чем через месяц. Если жалоба будет отклонена, то решение суда вступит в силу и через несколько дней Аслана Гурбанова отправят в тюрьму. Но даже при этом у него будет право на подачу кассационной жалобы в Верховный суд Азербайджана", – пояснил Намазлы.

Защита готовит жалобу и в ЕСПЧ по основному уголовному делу против Аслана Гурбанова, сообщил адвокат.

Аслана Гурбанова признали виновным по статьям 281.2 (открытые призывы против государства) и 283.1 (разжигание национальной, религиозной, социальной розни) УК Азербайджана за публикации в социальных сетях, напомнил адвокат.

Блогеру вменили "открытые призывы против конституционного строя, целостности Азербайджана", которые он публиковал в Facebook и в WhatsApp-группах, а также "разжигание национальной вражды". По статье 283.1 Аслану Гурбанову инкриминируют, к примеру, фразу "Долой тюркское единство". Что касается распространения изображения "национального флага талышей", то этот факт в обвинении присутствует в общем контексте, и конкретно за это блогера не признали виновным, пояснил Намазлы. 

Талышские активисты в видеосюжете, опубликованном на YouTube-канале "Телевидение Свободного Талышистана", утверждают, что Гурбанов осужден за публикацию национального флага талышей, не запрещенного законодательством Азербайджана, сообщал ранее корреспондент "Кавказского узла".

"Мы считаем, что высказывания Аслана Гурбанова укладываются в рамки свободы выражения, гарантированной Европейской конвенцией прав человека. Аслан Гурбанов является обычным пользователем соцсетей, он не имел большой аудитории, и поэтому его выступления не носили большой общественной опасности. С другой стороны, с учетом отсутствия большой общественной опасности, вынесенное ему наказание в виде лишения свободы сроком на семь лет является чрезмерно суровым. Мы будем просить ЕСПЧ признать вовсе неправомерным его уголовное преследование", – подчеркнул адвокат.

Отец блогера Ахад Гурбанов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что сын после 23 декабря 2021 года, когда его привезли в суд, был на связи с родными только 10 января.

"Только вчера утром он позвонил и сказал, что с 14 декабря его заключили в камеру с более строгими условиями содержания, и до сих пор он там. Эта камера почти как карцер. Аслан сказал, что его выведут из камеры только 14 января. Мы опасаемся, что вдруг его повезут в Гобустанскую тюрьму, не дожидаясь рассмотрения апелляционной жалобы. Этапы в эту тюрьму обычно бывают по субботам. Хотя адвокат сказал, что они не имеют право так сделать, но мы все же беспокоимся", – заявил Ахад Гурбанов.

Он также назвал несостоятельными обвинения его сына в нарушении порядка в колонии. "Аслан – гордый парень. Его наказывают за то, что он несгибаемый, его не могут сломать. Аслан эмоционален, страдает серьезным заболеванием (у Гурбанова имеется неврологическое заболевание. – Прим. "Кавказского узла"), и, пользуясь этим, его втягивают в провокации", – отметил Ахад Гурбанов.

Эксперт в области права в сфере медиа, глава "Группы права медиа" Халид Агалиев также считает, что действия Аслана Гурбанова не подпадают под действия вменяемых ему статей

"Аслана Гурбанова обвинили в "открытых призывах против государства", что подразумевает призывы к действиям, направленным на смену конституционного строя, подрыв территориальной целостности государства и т.д. Однако одним из условий открытости призыва является наличие определенного круга, к которому обращен призыв, общественный или политический статус лица, совершающего призыв, наличие у него ресурсов для реализации этого призыва. Одно дело, когда с призывом выступает какой-либо политический, общественный или религиозный деятель или иное популярное лицо, за которым могут пойти массы, и другое дело, когда это делает обычный пользователь социальных сетей, имеющий очень ограниченный круг читателей, тем более где-то в закрытых группах. То же самое касается и обвинения в разжигании национальной или религиозной вражды. Поэтому к делу Гурбанова следует относиться в контексте свободы выражения, укладывающейся под нормы статьи 10 Европейской конвенции. Его публикации не представляли какой-либо большой общественной опасности, не имели конкретных последствий", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" Агалиев.

На его взгляд, публикация изображений каких-либо флагов или иной символики также не может быть основанием для уголовного преследования.

В Наримановском районном суде корреспонденту "Кавказского узла" подтвердили, что адвокат Аслана Гурбанова представил апелляционную жалобу на ужесточение ему наказания.

Представители Пенитенциарной службы Азербайджана оказались недоступными для комментариев.

Автор:Фаик Меджид