ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Комиссар Совета Европы по правам человека Дунья Миятович направила президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву письмо с призывом не подписывать принятый недавно парламентом закон "О медиа" и вернуть его на доработку. По словам комиссара, новый закон противоречит принципам свободы и независимости СМИ.
Как писал "Кавказский узел", Милли Меджлис 14 декабря принял в первом чтении законопроект "О медиа", который вызвал серьезную критику со стороны журналистов и экспертов. Они потребовали отозвать законопроект и создать новую рабочую группу. На заседании независимых экспертов был согласован пакет поправок и замечаний в законопроект, рассказал один из авторов пакета Алескер Мамедли 27 декабря. Восемь партий обратились к президенту Азербайджана и спикеру парламента с призывом остановить принятие закона. 28 декабря журналисты провели в Баку акцию против закона "О медиа". Депутаты парламента Азербайджана приняли 30 декабря в третьем чтении закон "О медиа", при этом требования журналистов были проигнорированы.
Ранее парламент Азербайджана поспешно рассмотрел в двух чтениях закон "О медиа". Текст законопроекта держался в строгом секрете до его принятия. Чем угрожают правовые новации властей республики независимым СМИ и блогерам, как проходили подготовка и обсуждение документа, рассказывается в справке "Закон "О медиа" в Азербайджане - приговор независимым СМИ" на "Кавказском узле".
Комиссар Совета Европы по правам человека Дунья Миятович 25 января направила президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву письмо, в котором выразила серьезную озабоченность в связи с тем, что "новый закон был принят без широких и содержательных консультаций".
Документ не соответствует международным стандартам в области прав человека, свободы выражения мнений и свободы СМИ, отметила Миятович. "Вновь принятый закон еще больше ухудшает ситуацию со свободой выражения мнений и свободой СМИ. Он наделяет органы государственной власти полномочиями для чрезмерного ограничения работы журналистов путем лицензирования. Он также дает возможность вводить ограничения в отношении финансовой, юридической и операционной деятельности медиакомпаний и организаций", - говорится в сообщении комиссара.
По мнению главы "Группы прав медиа" Халида Агалиева, президент Азербайджана может наложить вето на закон и вернуть его на доработку в парламент.
Агалиев отметил, что в нынешнем виде документ наделяет государственный орган ограничивать возможности для журналистской деятельности. "Новый закон дает определение «журналиста» как лица, осуществляющего деятельность по гражданско-правовому или трудовому договору в субъекте СМИ и основным видом деятельности которого является непрерывный сбор, подготовка, редактирование и производство, передача информации, а также выражение мнения (комментирование) с целью получения дохода. В этой трактовке хорошо видны определенные условия для того, кто может считаться журналистом. С точки зрения же критериев Совета Европы эти условия более конкретны и ясны. В документах СЕ определение журналист таково: «журналист – это лицо, основным видом деятельности которого является постоянный поиск, получение, подготовка, передача и распространение информации и которое осуществляет эту деятельность свободно или на договорной основе с каким-либо субъектом СМИ». Принципиальная разница в том, что новый закон в Азербайджане вводит условие обязательности контракта с каким-либо СМИ. Это условие является ограничительным, оно не соответствует статусу свободного журналиста. Кроме того, журналист не обязательно должен «получать доход», чтобы быть признанным таковым. Лицо может заниматься журналистикой и безвозмездно, имея другие источники доходов", - сказал Агалиев 26 января корреспонденту "Кавказского узла".
При этом он указал на то, что власти Азербайджана некорректно создали для журналистов фактически одинаковые правовые условия с адвокатами, введя понятие создания "реестра журналистов". "В реестр могут попасть журналисты, отвечающие отмеченным мной условиям. Грубо говоря, журналистов в Азербайджане поставили на аналогичные условия с адвокатами. Так, адвокатской деятельностью могут заниматься только члены Коллегии адвокатов. В свете же нового закона о медиа легальной журналистской деятельностью смогут заниматься только те журналисты, которые включены в реестр, который будет создан правительством. То есть журналисты, не попавшие в реестр, будут фактически вне закона. Но журналистика - это творческая профессия. Нельзя тех, кто занимается ею, включать в какие-то реестры, рамки. В случае с адвокатами жесткое регулирование понятно, поскольку адвокаты защищают права конкретных лиц, физических или юридических. Журналисты же готовят произведения, являющиеся результатом их творческой работы, которые не накладывают юридических последствий для конкретных лиц. Другое дело, что журналисты также могут затрагивать интересы других людей, но эти вопросы уже отрегулированы в других законодательных актах, и заинтересованные стороны имеют право на требование опровержения, защиту чести, достоинства, репутации в суде и другое", - сказал Агалиев.
По его словам, согласно процедурам, законы, принимаемые парламентом после третьего чтения, в течение 14 дней должны быть направлены президенту Азербайджана. Глава государства, в свою очередь, имеет 56 дней на подписание документа, после чего он вступает в законную силу. В указанный срок президент может вернуть закон на доработку в парламент. Если в 56-дневный срок президент не подпишет документ, то он не считается принятым и вовсе снимается с повестки.
По мнению директора агентства Turan Мехмана Алиева, новый закон о медиа абстрактен, запутан, громоздок и полностью подчиняет журналистику государственному регулированию.
"Он передает государству все решающие регулирующие механизмы: от определения понятия того, кто может заниматься законной журналистикой, до выдачи лицензии онлайн-СМИ исполнительными органами. Требование лицензий для онлайн-СМИ противоречит свободе интернета. Сам процесс разработки законопроекта, его содержание не соответствовали закону «О получении информации» и Конституции страны, поскольку не были предварительно вынесены на суд общественности. Документ также противоречит положениям о свободе медиа международных договоров, подписанных Азербайджаном", - сказал Алиев корреспонденту "Кавказского узла".