ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Жена обвиненного в подготовке теракта в Норильске уроженца Чечни Апти Висаева Аиша Мутаева обжалует решение о недопуске ее к делу в качестве защитника. Мутаева имеет право быть общественным защитником при рассмотрении дела в суде первой инстанции, пояснил адвокат.
Как писал "Кавказский узел", супруга 36-летнего уроженца Чечни Апти Висаева Аиша Мутаева в августе предположила, что обвинение ее мужа в пособничестве боевикам построено на сфабрикованных уликах. Следствие оказывает давление на Висаева, чтобы добиться признательных показаний, сообщила она. 22 ноября 2021 года было опубликовано видеообращение Мутаевой, в котором она указала, что Апти Висаев не мог планировать теракт в Норильске в День Победы, так как все массовые мероприятия в городе были отменены из-за пандемии. На это же указал 7 декабря 2021 года в своем видеообращении старейшина чеченской общины Норильска. И он, и Мутаева предположили, что Апти Висаева "подставили" его знакомые Радмир и Ибрагим, предоставившие следствию ложные улики. Дело Апти Висаева базируется на сомнительных уликах, предположила защита.
Верховный суд Чечни в 2005 году признал Апти Висаева участником незаконного вооружённого формирования и приговорил его к 14 годам и 11 месяцам лишения свободы. Большую часть срока Висаев отбывал в колонии в Красноярском крае и после освобождения в 2019 году остался жить в Норильске. В апреле 2021 года Висаев с женой Аишей и пятью детьми поехали в Пятигорск, где планировали остаться для лечения Апти и двоих детей. Там Висаев был задержан, а позднее доставлен в Норильск и арестован по обвинению в склонении к террористической деятельности и пособничестве терроризму. Уголовное дело построено на показаниях двух засекреченных свидетелей. Одного из них, по версии следствия, Висаев убеждал совершить самоподрыв на параде 9 мая в Норильске.
Матери и сестре уроженца Чечни Апти Висаева, обвиненного в подготовке теракта в Норильске, следователь разрешил свидания, но они не могут пока воспользоваться им, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" его супруга Аиша Мутаева.
"Следователь подписал им разрешение, но они пока не смогли к нему прийти. Сейчас идёт ознакомление с делом. И если вдруг завтра оно завершится и дело отправят в суд, то разрешение на свидание аннулируется. А мне следователь ни в каком качестве не разрешает встретиться с мужем", - рассказала она.
Аиша Мутаева хочет обжаловать решение о недопуске её к делу как защитника, несмотря на разрешение ЕСПЧ.
"Европейский суд по правам человека принял решение, что я имею право выступить защитником мужа, но следователь не допускает к делу как представителя обвиняемого", - отметила супруга Висаева.
Она заявила, что не видит смысла во встрече с Адамом Делимхановым, так как к нему были письменные обращения. "Написала все туда в Чечню. Они оттуда переправили в разные инстанции, и мои заявления вернулись опять в Красноярский край. У меня куча документов по этому поводу", - указала Аиша Мутаева.
В семье Аиши Мутаевой и Апти Висаева пятеро детей, у двоих из них имеются проблемы со здоровьем, рассказала она. "У старшего - неврологические, у маленькой дочки - кардиологические. Старший пьёт свои лекарства, а за маленькой требуется наблюдение. Почти никто из родственников не может (это делать). Большую часть времени провожу в хлопотах по делу мужа. Веду сборы в соцсетях для оплаты юридических услуг, а пособия детские уходят на еду и жильё, а также на передачи и посылки мужу", - посетовала Мутаева.
Она уточнила, что Висаев содержится в Красноярском СИЗО, но его, вероятно, отправят обратно в Норильск. "Когда его вывезли из Норильска в Красноярск - это было противозаконно. Не было постановления или решения суда, чтобы перевезти его. А сейчас готовят к этапированию обратно в Норильск", - пояснила Мутаева, отметив также, что суд состоится через месяц.
Адвокат Александр Сметанников подтвердил, что имели место манипуляции с аккаунтом, с которого от имени Висаева была переписка.
"Это было зафиксировано, сделан скриншот. Следователю подано соответствующее ходатайство. Его отклонили. Но, во всяком случае, для суда эта информация оставлена", - сообщил он
Защита заявляла множество ходатайств и практически по всем им были отказы, в том числе и в проведении независимой экспертизы смартфона. "Обжаловать ходатайства смысла никакого нет. Все эти ходатайства мы повторим в суде при рассмотрении дела", - сказал Сметанников.
По его словам, было объявлено об окончании следственных действий и ознакомление с делом идёт к концу, но сообщить точно о дате начала суда пока не представляется возможным. "Но никаких протоколов, документов о завершении не подписывали. Поэтому на сегодня ещё нельзя сказать, когда будет начато судебное разбирательство. Нужно отправить прокурору дело, и только когда он подпишет обвинительное заключение, тогда дело отправят в суд", - пояснил адвокат.
По его словам, согласно УПК, супруга Висаева не может быть защитником во время следствия. "На судебном заседании при рассмотрении дела в первой инстанции суд может - не обязан, но вправе - своим постановлением либо определением допустить её в качестве защитника. А чтобы быть представителем ЕСПЧ в суде, то для этого должны быть соответствующие документы", - сказал Сметанников.