ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Ярославский областной суд оставил без изменений сумму компенсации морального вреда выходцу из Чечни Хасдину Муртазалиеву, который был подвергнут пыткам в колонии. Муртазалиев требовал 500 тысяч рублей, но судом утверждена сумма почти в восемь раз меньше.
Как писал "Кавказский узел", правозащитники уже несколько лет обнародуют факты пыток в одной из колоний Ярославской области, где практиковались жестокие избиения заключенных. Правозащитная организация "Общественный вердикт"* получила и опубликовала ряд видеозаписей, сделанных сотрудниками колонии во время истязания осужденных, в том числе выходца из Чечни Хасдина Муртазалиева. За его избиение двое сотрудников колонии в январе 2020 года получили условные сроки. Далеко не все сотрудники ФСИН, причастные к издевательствам, попали на скамью подсудимых, отмечал Муртазалиев. В ноябре 2021 года суд в Ярославле по иску Хасдина Муртазалиева назначил 65 тысяч рублей компенсации.
В марте 2021 года защита сообщила о десяти подозреваемых в пытках выходцев с Кавказа в ярославской колонии. Трое подозреваемых в избиении уроженца Чечни Абубакара Цагалаева и гражданина Грузии Важи Бочоришвили в ярославской колонии арестованы, двое находятся под домашним арестом, вопрос о мере пресечения еще двоих пока не решен. Местонахождение остальных подозреваемых устанавливается. Пытки кавказцев в местах лишения свободы стали системой, рассказал "Кавказскому узлу" бывший заключенный.
Не согласившись с унизительной компенсацией за пытки, Хасдин Муртазалиев и адвокат "Общественного вердикта"* Ирина Бирюкова, представляющая его интересы, попытались обжаловать и добиться справедливой компенсации в областном суде Ярославля. Но суд оставил сумму прежней, говорится в сообщении на сайте "Ярославское дело", который ведет фонд "Общественный вердикт"*.
Жалоба защиты на решение Заволжского райсуда Ярославля о компенсации Муртазалиеву поступила в суд 21 декабря 2021 года, ее рассмотрение состоялось 31 января. Решение суда первой инстанции оставлено без изменений, следует из карточки дела на сайте Ярославского областного суда.
Пользователи соцсети выказали возмущение по поводу такого решения суда. "Вот это странное решение((( эти пытки сломали жизнь человеку", - пишет под новостью на странице фонда "Общественный вердикт"* в Instagram marina_slobodina1312. "Эти судьи уверены, что они никогда не окажутся на месте этих униженных", - комментирует liubovkuiu. "Тогда зачем за драку людям по три, пять лет дают?" - удивляется lilu2567.
Отметим, что Хасдин Муртазалиев обратился изначально в суд с иском о компенсации морального вреда, потребовав 500 тысяч рублей. Ранее адвокат Ирина Бирюкова заявила "Кавказскому узлу", что суд назначил слишком мизерные компенсации пострадавшим. По какому принципу суд принимает решение - это загадка, считает адвокат. "Так как решение принимается по внутреннему убеждению судьи. Сколько захотел судья, столько и решил присудить", - сказала Бирюкова, комментируя в ноябре 2021 года решение Заволжского райсуда Ярославля.
Председатель "Комитета против пыток"** Игорь Каляпин тогда же пояснил, что компенсацию за пытки пострадавшим удаётся получить всегда, когда возможно доказать, что они были. "Если людей признали потерпевшими, и потом выносится обвинительный приговор, то государство вначале за свой счёт компенсирует физический и моральный вред. Затем в порядке регресса эти деньги взыскиваются с непосредственных виновников. Но, как правило, признанные виновными полицейские или фсиновцы не в состоянии их оплатить, и компенсации происходят за счёт налогоплательщиков, фактически за наш с вами счёт", - подчеркнул правозащитник.
* организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
** "Комитет против пыток" был внесен в реестр НКО-иноагентов в 2015 году. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо - "Комитет по предотвращению пыток", который также был внесен в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.