ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
ЧЧеченские силовики нарушили права адвоката Натальи Добронравовой, которая присутствовала в квартире Янгулбаевых в Нижнем Новгороде, когда в нее ворвались полицейские, заключила адвокатская палата Нижегородской области. Один из полицейских ударил Добронравову, лишив Зарему Мусаеву возможности получить защиту, в связи с этим палата намерена обратиться в Следком и прокуратуру, сообщил сегодня проект "Адвокатская улица".
Как писал "Кавказский узел", чеченские силовики 20 января принудительно увезли в Чечню Зарему Мусаеву из квартиры в Нижнем Новгороде. При этом были избиты муж Заремы Сайди Янгулбаев, адвокат Наталья Добронравова, сотрудничающая с "Комитетом против пыток"*, а также юрист организации Сергей Бабинец. В связи с похищением Мусаевой и избиением адвокаты подали подали заявление в прокуратуру, по данным на 1 февраля, ответа из ведомства не поступило. Наталья Добронравова была готова и выражала желание ехать в Чечню вместе с Мусаевой на допрос, но силовики отказали ей, сообщил глава "Комитета против пыток"* Игорь Каляпин.
Супруга федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева Зарема Мусаева 20 января была насильно увезена чеченскими силовиками из квартиры в Нижнем Новгороде в Грозный, после чего Рамзан Кадыров заявил, что Янгулбаевых ждет место "в тюрьме или под землей". 22 января он обвинил семью Янгулбаевых в организации террористической сети и поддержке терроризма и потребовал задержать и наказать всю семью или уничтожить как пособников террористов. После этих угроз Сайди Янгулбаев и его дочь покинули страну. Сын Мусаевой, юрист Абубакар Янгулбаев, покинул Россию еще в конце 2021 года. Другой сын Мусаевой, Ибрагим Янгулбаев, объявлен в федеральный розыск по уголовному делу об оправдании терроризма. О том, какие обвинения озвучил Кадыров, и что ему ответили Янгулбаевы, и какую роль сыграл оппозиционный Telegram-канал, можно узнать из справки "Кавказского узла" "Как Янгулбаевы стали врагами Кадырова".
Наталья Добронравова после случившегося в квартире Янгулбаевых зафиксировала в травмпункте повреждения и направила заявление в нижегородскую палату адвокатов. Комиссия по защите прав адвокатов рассмотрела её обращение, члены комиссии единогласно признали нарушение профессиональных прав адвоката, сообщила сегодня "Адвокатская улица".
В решении комиссии указано, что Добронравова имела право присутствовать при исполнении постановления о принудительном приводе. "Участие [Добронравовой] в качестве адвоката-защитника при осуществлении принудительного привода позволяло ей непосредственно наблюдать за производимыми действиями, делать заявления о ходе и результатах данного действия, консультировать доверителей по всем возникающим у них юридическим вопросам", - приводится в публикации на сайте проекта решение комиссии.
Однако чеченские оперативники применили к адвокату силу, чем нарушили несколько статей Конституции ("Никто не должен подвергаться насилию", "Каждый вправе защищать свои права и свободы", "Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи") и статью 18 Закона об адвокатуре – "Запрещено вмешательство в адвокатскую деятельность либо препятствование этой деятельности". В действиях силовиков есть признаки уголовно наказуемого деяния, заключила комиссия.
Физическое насилие по отношению к адвокату было использовано, чтобы помешать ей отстаивать интересы доверителей, в связи с этим действия оперативного сотрудника ГУ МВД России по Чечне считаются запрещённым законом вмешательством в адвокатскую деятельность, указано в решении комиссии от 27 января.
Совет нижегородской палаты адвокатов палаты 2 февраля утвердил решение комиссии, сообщил глава комиссии по защите прав адвокатов Георгий Курашвили. "Это безобразие. Ну как это – поднять руку на женщину, на адвоката при исполнении! Однозначно, в отношении неё совершено преступление. Зачем они её ударили? Подавить её волю, не дать ей выполнять свои обязанности, выключить её на какое-то время из происходящего. Отделались от полноправного участника процесса таким незаконным, варварским способом". Он добавил, что региональная палата обратится в прокуратуру и Следком для защиты прав Добронравовой.
Оперативники лишили Мусаеву права на защиту, отметила Добронравова. "Меня просто “вырубили” из процесса тем, что ударили. Я уже не осмеливалась войти в комнату, где всё это происходило – это было сделано целенаправленно", – приводятся в публикации ее слова.
На сайте палаты адвокатов Нижегородской области на 18.05 мск не содержится информации о решении комиссии и совета по жалобе Добронравовой.
Новости о преследовании семьи Янгулбаевых, "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Борьба Кадырова с Янгулбаевыми".
* "Комитет против пыток" был внесен в реестр НКО-иноагентов в 2015 году. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо - "Комитет по предотвращению пыток", который также был внесен в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.