ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Утверждение нового закона "О медиа" усилило как контроль властей Азербайджана над СМИ, так и ограничения для профессиональной деятельности, заявили журналисты. Их опасения разделяют международные структуры.
Как писал "Кавказский узел", Милли Меджлис 14 декабря 2021 года принял в первом чтении законопроект "О медиа", который вызвал серьезную критику со стороны журналистов и экспертов. Они потребовали отозвать законопроект и создать новую рабочую группу. На заседании независимых экспертов был согласован пакет поправок и замечаний в законопроект, рассказал один из авторов пакета Алескер Мамедли. Восемь партий обратились к президенту Азербайджана и спикеру парламента с призывом остановить принятие закона. 28 декабря 2021 года журналисты провели в Баку акцию против закона "О медиа". Депутаты парламента Азербайджана приняли 30 декабря 2021 года в третьем чтении закон "О медиа", при этом требования журналистов были проигнорированы. Комиссар Совета Европы по правам человека Дунья Миятович направила 25 января президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву письмо с призывом не подписывать принятый недавно парламентом закон "О медиа" и вернуть его на доработку.
"Кавказский узел" подготовил справку о новом законе о медиа "Закон "О медиа" в Азербайджане - приговор независимым СМИ"
Президент Азербайджана Ильхам Алиев 8 февраля утвердил закон "О медиа", он был опубликован на государственных информационных ресурсах и таким образом вступил в силу. Глава государства также подписал указ о применении закона "О медиа" и регулировании ряда вытекающих из него вопросов.
Законом предусматривается учреждение "Реестра медиа". Агентству по развитию медиа предписано в течение шести месяцев обеспечить создание реестра и включить его в информационную систему электронного правительства. Также упраздняется Национальный совет по телевидению и радио (НСТР) и вместо него создается Аудиовизуальный совет. Президент поручил кабинету министров в течение двух месяцев подготовить и представить ему законопроект, устанавливающий меры административной ответственности за нарушение закона "О медиа". Аккредитацию иностранных журналистов будет осуществлять МИД Азербайджана, они могут приступить к деятельности только после выдачи МИДом согласия.
Одновременно глава государства подписал указ о внесение изменений в устав Агентства развития медиа. Агентство наделяется полномочиями выносить предупреждения за нарушение данного закона субъектам печатных и онлайн медиа, приостанавливать их деятельность и распространение их продукции, а также подавать иски в суд для прекращения деятельности органов СМИ. Агентство получает права на ведение Реестра медиа, выдаче органам медиа свидетельств о включении в реестр, а журналистам – журналистских удостоверений. При выявлении нарушений требований закона "О медиа" в деятельности субъектов медиа, находящихся за пределами страны, целевая аудитория который находится в Азербайджане агентство будет осуществлять меры, предусмотренные международными договорами и национальным законодательством.
По мнению директора информационного агентства Turan Мехмана Алиева, охват нового закона о медиа больший, чем регулирования деятельности СМИ.
"Медиа - это обширное понятие, включающее в себя средства коммуникации, способы передачи информации, а также образовываемую ими среду - медиапространство. Поэтому принятый закон, по сути, является законом об информационном обществе. Это значит, что он охватывает не только СМИ, но и распространяется на все общество. Т.е. каждый гражданин, производящий и распространяющий массово информацию (аудио-, видео-, текстовую, - прим. "Кавказского узла"), подпадает под действие этого закона. Ведь возможности Интернета и цифровых технологий позволяют, по сути, каждому заниматься журналистикой", - сказал Алиев корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, в Азербайджане и без того подавляющее большинство СМИ взяты под контроль властями, финансируются, управляются правительством и действует в полном соответствии с их интересами. "Политика установления государственного контроля над СМИ началась в открытой форме с 1998 года и примерно 10 лет тому назад этот процесс был завершен. В ответ на эту политику в стране появилось сформированное обществом параллельное альтернативное медиапространство – это социальные сети. Активность граждан в социальных сетях в известной мере играла роль общественного контроля над правительством, и это серьезно беспокоило власти. Поэтому для того, чтобы ограничить деятельность и активность социальных сетей, приняли этот закон, создали Агентство развития медиа, которое фактические стало возрождением министерства информации и печати, упраздненного 25 лет назад", - сказал Алиев.
Он также обратил внимание на то, что Национальный телерадиосовет был преобразован в соответствии с новым законом в Аудиоизуальный совет.
"Раньше жесткие регулирующие функции Национального телерадиосовета объясняли тем, что телерадиочастоты являются суверенным ресурсом, они ограничены, и потому их использование должно регулироваться. Преобразование этой структуры в Аудиовизуальный совет означает регулирование и Интернет-вещания, а это противоречит принципам свободы Интернета", - считает Алиев.
На его взгляд, принятие нового закона исходит из политики нагнетания страха в обществе. "Власти стремятся запугать общество, вынудить людей к самоцензуре. Деятельность властей будет развиваться в этом направлении", - полагает директор Turan.
Известный в Азербайджане блогер Мехман Гусейнов, занимающийся гражданской журналистикой, обратил внимание на созданные новым законом препятствия для проведения журналистских расследований.
"Этот закон не просто так приняли, за этим кроются серьезные цели. Закон, по сути, запрещает скрытые съемки. Я не раз снимал виллы чиновников, используя дроны. Меня периодически задерживали, доставляли в полицию и заявляли, что я, дескать, "вмешиваюсь в частную жизнь граждан", могу снять членов их семей в откровенной одежде. Теперь они фактически законом запрещают скрытые съемки. Но в этом нет необходимости. Есть понятие журналисткой этики, и я прекрасно знаю, какие кадры можно распространять, а какие нет. Все, что я распространял - это изображения виллы, роскошного автомобиля чиновника, чтобы граждане сами могли бы оценить - можно ли на зарплату госслужащего приобрести такую движимость или транспортное средство. Это общественно значимая информация", - сказал Гусейнов корреспонденту "Кавказского узла".
В законе "О медиа" говорится: "Статья 21. Скрытная аудио- и (или) визуальная информация.
21.1. Использование или распространение скрытно снятых аудио- и видеозаписей, фотографий допускается только в следующих случаях:
21.1.1. при наличии у лица, в отношении которого была произведена тайная аудио- или видеозапись или фотосъемка, письменного согласия на использование или распространение этих материалов, а также при принятии необходимых мер по защите прав и свобод другого лица (лиц), установленных Конституция Азербайджанской Республики;
21.1.2. если демонстрация разрешается решением суда.
21.2. Использование и распространение скрытно снятых аудио- и видеозаписей, фильмов и фотографий в нарушение требований статьи 21.1 настоящего Закона запрещается".
Отныне будет сложнее освещать нарушения закона на выборах, считает блогер. "Теперь станет невозможно распространять фото, видео, аудиозапись лица, нарушающего закона. Ведь скрытая съемка запрещается. Во-первых, журналист будет нести ответственность за нарушение закона. Во-вторых, госорганы не будут считать это доказательством, поскольку запись была сделана скрытно", - сказал Гусейнов.
Блогер считает абсурдным требование закона "просить разрешение у лица, которого ты снимал скрытно, на распространение этих записей".
Гусейнов также указал на создание ограничений для журналистской деятельности. "По новому закону создается Реестр органов медиа и выдача журналистам единых форм удостоверений. Журналистам, не попавшим в реестр, к примеру, занимающимся гражданской журналистикой, госорганы могут отказывать в ответе на информационный запрос. Ибо для того, чтобы попасть в реестр, журналист должен иметь трудовой или гражданский договор с органом медиа. Так ведь есть органы медиа, которые сами не смогут попасть в реестр, потому что они вещают из-за рубежа. Речь может идти, к примеру, о ресурсах, созданных азербайджанскими политэмигрантами за рубежом. Ведь они же не смогут встать на налоговый учет в Азербайджане.
Кроме того, чтобы попасть в реестр, надо иметь высшее образование. Но есть талантливые молодые люди, которые из-за отсутствия средств не смогли учиться в университетах. Что, им нельзя заниматься журналистикой? Наличие судимости за тяжкие преступления или преступления против общественной морали также не лишает права на попадание в реестр", - отметил Гусейнов.
Журналист-фрилансер Наргиз Абсаламова считает, что новый закон создаст для работников медиа трудности в освещении протестных акций.
"Раньше журналистов на акциях обычно не задерживали. Новый закон позволяет полиции задерживать репортеров, проверять, есть ли у них законные основания для журналистcкой работы, включены ли они в реестр, если ли у них журналистское удостоверение от Агентства развития медиа. Таким же образом нас могут задерживать и во время проведения опросов. Конечно, у нас, репортеров, и раньше были проблемы, но сейчас все это облекается в форму закона", - сказала Абсаламова корреспонденту "Кавказского узла".
Журналисты-фрилансеры работают с разными органами медиа, и обычно в виду нерегулярности сотрудничества трудовые отношения, как правило, не оформляются, отметила она.
"Да и неясно, что будут ли попадать в реестр сами независимые издания. Не будут ли им отказывать в этом под различными предлогами. В Азербайджане есть печальный опыт НПО, когда общественным объединениям годами отказывали и отказывают в государственной регистрации. То же самое может случиться и с независимыми СМИ", - заявила журналистка.
Необоснованным ограничением она назвала установление ценза на наличие стажа журналисткой работы сроком не менее чем три года для включения Реестр медиа. "У меня, например, нет официального стажа. Я всегда работала независимо. Поэтому я не смогу представить какой-либо документ о том, что у меня более чем трехлетний стаж работы. Поэтому я не смогу получить у агентства развития медиа удостоверение журналиста", - сказала Абсаламова.
Опасения азербайджанских журналистов разделяет и Норвежский Хельсинкский комитет (НХК). "Быть журналистом или активистом социальных сетей в Азербайджане станет еще труднее, после того, как президент утвердил новый закон о медиа", - говорится в заявлении НХК, поступившем корреспонденту "Кавказского узла".
Новый закон наложил много новых масштабных ограничений на и без того жестко контролируемые СМИ страны, считает правозащитная организация. "Закон стал объектом широкой местной и международной критики и протестов со стороны журналистов страны, которые призвали президента Ильхама Алиева отклонить документ, который еще больше нарушает права человека и ограничивает независимую журналистику. Комиссар Совета Европы по правам человека призвала президента Алиева вернуть закон в парламент на доработку и привести в соответствие с международными стандартам свободы слова и медиа", - далее говорится в заявлении НХК.
Правозащитная структура отмечает, что "…независимые и критически настроенные СМИ в Азербайджане часто подвергаются цензуре и насильственному закрытию, систематическим преследованиям и арестам журналистов и пользователей соцсетей".
Многие положения закона позволяют правительству жестко ограничивать освещение событий и будут использоваться для предотвращения критики правительства, полагают авторы заявления.
"В единый Реестр журналистов будут включены только те, кто не имеет судимости. Учитывая постоянные аресты журналистов по ложным обвинениям многие годы, это условие лишает права работы многих журналистов и легализует цензуру", - указывается в заявлении НХК. Кроме того, властям уже не потребуется одобрение суда, чтобы закрыть то или иное СМИ.
"Международные партнеры Азербайджана должны заявить насколько разрушительными будут эти новые ограничения в стране, где автократия строится путем подавления СМИ и критических голосов", - сказано в заключении заявления НХК.
В свою очередь, посольство США призвало правительство Азербайджана применять новый закон "О медиа" "в соответствии со стандартами ОБСЕ и международными обязательствами".
"Мы обеспокоены тем, что новый закон о медиа был принят и подписан без учета мнения независимых журналистов, экспертов в области СМИ и международных организаций, включая ОБСЕ и Совет Европы. Мы продолжаем изучать закон, подписанный президентом Алиевым, и с нетерпением ждем анализа закона от этих и других экспертов. Мы призываем правительство применять новый закон в соответствии с его обязательствами в рамках ОБСЕ и другими международными организациями", - цитирует представителя посольства США агентство Turan.
Представители Агентства развития медиа оказались не доступны для комментариев.